Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

____________
1 С. G. Starr. The Roman Empire.-- P. 64.
2 R. Syme. Roman Papers, II.-- P. 1576.
3 R. MacMullen. Op. cit,-- P. 93.
96

черт и объясняется то значение, которое придавали статусным различиям,
их иерархии, их видимым признакам, настойчиво и нарочито выставляемым
напоказ'. Можно предположить, что с того момента, как новые условия
политической жизни модифицировали соотношение между положением,
обязанностями, властью и долгом, возникли два противоположных явления. Они,
собственно, и были во всей своей противоположности установлены в начале
императорской эпохи. С одной стороны, отмечается акцентуация всего, что
позволяло индивидууму зафиксировать свою самотождественность с точки зрения
статуса и тех элементов, которые обнаруживали его наиболее явным образом,--
человек пытался как можно полнее подтвердить соответствие своему положению с
помощью доступного набора знаков и свидетельств: осанки, платья, жилища,
проявлений великодушия и щедрости, отношения к расходам и проч. Мак-Мюллен
показал, насколько распространена была в среде римской аристократии
склонность к самоутверждению и демонстрации собственного превосходства. Но
мы находим и прямо противоположную тенденцию, требующую фиксировать то, чем
ты есть, в чистом отношении к себе: здесь речь идет о созидании и признании
себя субъектом своих действий не через систему знаков, выражающих власть над
другими, но посредством отношения, предельно независимого от социального
статуса и его внешних проявлений, поскольку оно реализуется в господстве над
самим собой. Новые формы политической игры и сложность осмысления себя как
субъекта деятельности, заключенного в рамки происхождения, обязанностей,
задач, прав, прерогатив и зависимости, требовали в ответ либо усиленного
подтверждения общественного положения, либо уяснения отношения к себе
самому.
Эти позиции обычно жестко противопоставляли друг другу.' Сенека
утверждал: "Нужно искать нечто такое, что не попадает день ото дня все
больше под власть, не знающую препятствий. Что же это? Душа, но душа
непреклонная, благородная, высокая. Можно ли назвать ее иначе как богом,
нашедшим приют в теле человека? Такая душа может оказаться и у

_______________
1 Ibid.,-- P. 110, со ссылками на Сенеку (Нравственные письма,
XXXI, 11) и Эпиктета (Беседы, III, 14, 11; IV, 6, 4).
97

римского всадника, и у вольноотпущенника, и у раба. Что такое римский
всадник, вольноотпущенник, раб? Все это -- имена, порожденные честолюбием
или несправедливостью. Из тесного угла можно вознестись к небу,-- только
воспрянь..."1.

За подобный же образ жизни ратует и Эпиктет, противопоставляя его
образу жизни своего то ли вымышленного, то ли реального собеседника*: "Ты
считаешь, что тебе пристало жить в мраморном дворце, пользоваться услугами
рабов и клиентов, носить яркие одежды, держать при себе охотничьих псов,
кифаредов и трагиков. Разве я оспариваю у тебя это? Но заботишься ли ты о
суждениях? о своем собственном разуме?"2.

Значение, которое эллинистическая и римская мысль придавала теме ухода
в себя, равно как и вниманию к себе, часто интерпретировали в качестве
альтернативы гражданской деятельности и политической ответственности.
Действительно, у некоторых философов мы встречаем совет отвернуться от
общественных занятий и сопряженных с ними забот и страстей. Но
принципиальная линия раздела проходит вовсе не через область выбора между
участием и уклонением, а культура себя предлагает свои ценности и практики
отнюдь не для того, чтобы создать некий противовес активной жизни. Напротив,
гораздо более вероятно предположить, что она пытается выдвинуть принцип
отношения к себе, который позволит зафиксировать те формы и условия, при
которых политическая деятельность, принятие бремени власти, исполнение
обязанностей окажутся возможными или невозможными, [внутренне] приемлемыми
или [вынужденно] необходимыми. Важные политические изменения, происходившие
в эллинистическом

_______________
1 Сенека. Нравственные письма, XXXI, 11; XLVII, 16; О
благодеяниях, III, 18.

* По мнению Т. Моммзена, собеседник Эпиктета в этой главе -- "корректор
свободных полисов" эпикуреец Максим -- это Секст Квинктилий Валерий Максим,
в 103-- 108 гг. по приказанию Траяна инспектировавший провинцию Ахайю, или
его сын; корректор полисов -- сенатор, уполномоченный цезарем осуществлять
реформу законодательства и административного управления в свободных полисах
сенатских провинций (Азия и Ахайя, где в Никополисе жил и учил Эпиктет).--
Прим. ред.
2 Эпиктет. Беседы, III, 7, 37-- 39**.

** Это место в тексте Бесед отсутствует, а глава VII книги III
заканчивается параграфом 36. Ср. III, VII, 29: "Но я богат и мне нет нужды
ни в чем.-- Так что же ты притязаешь на занятие философией? Тебе достаточно
золотой и серебряной утвари. Какая тебе нужда в мнениях?".-- Прим. ред.

98

и римском мире, могли привести к определенным формам отхода от активной
деятельности, но главным образом они послужили причиной проблематизации
политической активности в более общем и существенном смысле. Можно теперь
попытаться дать этой проблематизации краткую характеристику.
1. Релятивизация. В новой политической игре осуществление власти было
релятивизировано двояким образом. С одной стороны, человек, пусть даже по
рождению предназначенный исполнять ту или иную должность, более не
отождествлял себя со своим статусом и тем самым показывал, что принимает эту
должность исключительно на основании личного решения. Во всяком случае, коль
скоро есть множество причин (и весьма убедительных) заняться общественной
или политической деятельностью, разумно будет все же прислушаться именно к
ним, представив свое решение как результат личного волевого акта.
Показателен в этом смысле трактат Плутарха Praecepta gerendae republicae,
адресованный молодому Менемаху: он осуждает точку зрения на политику как
занятие "случайное", но отказывается рассматривать ее и как своего рода
необходимое и естественное следствие общественного положения. Нельзя,
говорит он, видеть в политической деятельности род препровождения времени
(schole), которому предаются за отсутствием серьезных занятий ("от
безделья"), и при благоприятных обстоятельствах, а с первыми же
неприятностями, попав "в положение, полное опасностей и беспокойства",
оставляют его1. Политика -- это и "жизнь" и "деятельность" (bios
kai praxis)2, но заняться ею можно лишь по свободному и разумному
выбору (Плутарх использует здесь технический термин стоиков proairesis),
основываясь на зрелом размышлении и доводах разума (krisis kai
logos)3,-- только это позволит стойко встретить возможные
трудности. Политическая деятельность -- это действительно "жизнь",
налагающая долговременные личные обязательства; но ее основой, связью между
своим "я" и общественным делом, конституирующей индивидуума как
политического

___________
1 Плутарх. Наставления о государственных делах, 798с-- d.
2 Там же, 823с.
3 Там же, 798с-- d.

99

деятеля, служит не положение в обществе или не оно одно; в общих рамках
рождения и ранга это -- личный акт.
Но можно говорить о релятивизации и в другом смысле. Если человек сам
не является государем, то представляет власть внутри механизма, где, в свою
очередь, выступает только звеном. Люди всегда бывают в некотором роде
управляющими и, одновременно, управляемыми. Об этой игре, но в форме
"очередности", или ротации, упоминал и Аристотель в Политике1*.
Именно в том, что человек разом является и тем, и другим, в игре отдаваемых
и получаемых приказов, в возможности контроля и обжалования принимаемых
решений усматривал принцип "прекрасного управления" Аристид2**. В
прологе к книге четвертой Изысканий о природе это "промежуточное" положение
высоких римских чиновников описывает Сенека, когда напоминает Луцилию, что
на Сицилии ему дана власть не верховная (imperium), но делегированная
(procuratio), превысить

_______________
1 Аристотель. Политика, I I, 1259b5-- 8.

* В оригинале смысл цитируемого пассажа книги I, посвященной экономике,
несколько отличается от трактовки Фуко,-- рассматривая "элементы власти в
домохозяйстве" и их относительный характер, Аристотель сопоставляет власть
семейную и власть государственную, и замечает: "При замещении большей части
государственных должностей между людьми властвующими и подчиненными
соблюдается очередность: и те и другие совершенно естественно стремятся к
равенству и к уничтожению всяких различий. Тем не менее, когда одни
властвуют, а другие находятся в подчинении, все-таки является стремление
провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и в
знаках почета". Ср. также I 2, 12б2а10-- 15.-- Прим. ред.
2 Элий Аристид. Панегирик Риму, 29-- 39.

** Ср. в русском переводе Ив. Турцевича: "При вас [римлянах] вся
вселенная единогласна, согласнее хора, и вся вместе возносит одни мольбы о
том, чтобы нынешняя власть оставалась навеки. Так прекрасно управляет ею
этот корифей-регент. Везде подчинение одинаково <...> Все выполняется
согласно приказанию и по мановению <...>; и если что должно быть
сделано, нужно только решение и -- готово! Что касается правителей,
посылаемых в города и области, то они -- начальники для своих подчиненных,
но сами по себе и в отношении друг к другу все в одинаковой мере
подчиненные. И можно прямо сказать, что они тем только выше своих
подчиненных, что сами первые показывают, как следует подчиняться.
<...> Если у правителей является какое недоразумение касательно
судебного дела или ходатайств подчиненных, общественного или частного
характера, действительно заслуживающих особого внимания, то они доносят
немедленно об этом [верховному правителю, императору] и ждут, пока он не
даст указаний, совсем как хор от своего регента. <...> К ним
[правителям областей] аппелируют, словно демоты к суду [городов], причем
решение дела беспокоит не менее принимающих аппеляции, чем подающих...".--
Прим. ред.

100

которую нельзя, не утратив возможности исполнять свою должность с
удовольствием (delectare) и наслаждаясь доставляемым ею досугом1.
У Плутарха представлена как бы обратная ситуация: молодой аристократ,
которому он адресует свои наставления, вероятно, один из предводителей
своего народа*, но должен поддерживать связи и с высшей властью: "вести себя
безупречно в отношении владык" (hegemones, то есть римлян). Порицает же
Плутарх тех, кто, укрепляя свое положение в родном полисе, раболепствует
перед имперской администрацией. Он призывает Менемаха** отдавать последней
должное и "всегда иметь друзей из числа влиятельных людей" [в столице], но
"при всей заботе о послушании родины" не следует становиться "помощником в
ее принижении", передавая владыкам для разрешения "дела малые не менее
подобострастно, чем большие, [и тем самым увеличивая постыдность рабства и
уничтожая всякую политическую деятельность крайними своим страхом и
бессилием]"2. Власть имущий должен вступить в поле сложных
отношений, поместив себя в некую точку перехода3: социальный
статус может этому способствовать, однако не он определяет правила, которым
нужно следовать, и пределы, которые надлежит соблюдать.
2. Политическая деятельность и моральный деятель. Одной из идей, с
неизменным постоянством занимавших греческую политическую мысль, было
представление о том, что сообщество граждан может быть счастливым, а
правление хорошим лишь при условии добродетельности его правителей, и
напротив, правильное устроение этого сообщества и мудрые законы выступают
решающим фактором правильного поведения должностных лиц и граждан. В
императорскую эпоху политическая мысль также всегда рассматривала
добродетель правителя

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сочинения
В чистом отношении к себе здесь речь идет о созидании
21994 археология знанияпер
Описание болезни

сайт копирайтеров Евгений