Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

массовом движении, пусть даже факты, при всей их отрывочности и
разрозненности, казалось бы, согласуются с таким подходом. Так или иначе, но
если исходить из текстов начала нашей эры, брак, похоже, стал для мужчин --
а только их свидетельствами мы располагаем,-- источником очень важного,
интенсивного и, вместе с тем, сложного и проблематичного опыта. Брак уже
нельзя было воспринимать только как институт, полезный для семьи и общины,
или домашнюю деятельность, развертывающуюся по правилам, удовлетворяющим
домочадцев; он стал отныне "состоянием" брака: формой жизни, разделенным с
супругом, сопричастным существованием, личной связью и взаиморасположением
партнеров. Не то чтобы старая матримониальная схема напрочь исключала
близость и сердечность в отношениях между супругами. Однако складывается
впечатление, что в идеале, предложенном Ксенофонтом, чувство напрямую
связано с осуществлением статусных полномочий мужа (впрочем, это нимало не
снижает ни его серьезности, ни интенсивности): относясь к своей молодой
жене, скорее, по-отечески, Исхомах терпеливо обучал ее тому, что надлежало
делать, и в той мере, в какой она умела исполнять роль хозяйки дома, до
конца своих дней неизменно выказывал ей уважение и привязанность. В
литературе императорской эпохи мы находим свидетельства гораздо более
сложного опыта брака, и поиск этики "супружеской чести" четко
просматривается за рассуждениями об обязанностях супругов, о природе и форме
связующих уз, о соотношении превосходства естественного и устанавливаемого,
и о привязанности, которая может выступать и как необходимость, и как
зависимость.
Можно вспомнить и созданный Плинием образ "индивидуума в браке"*, чтобы
сравнить его с [Ксенофонтовым] портретом другого доброго мужа, Исхомаха.
Когда в знаменитом любовном послании Плиний оплакивает разлуку с
Кальпурнией, он предстает перед нами иным, нежели в других письмах: не
литератором и трибуном, призывающим любящую и покорную супругу в свидетели
своих успехов, но мужчиной, испытывающим столь сильную привязанность к жене
и столь страстное физическое желание, что день и ночь ищет ее, пусть и
тщетно:

________________

* См., например, Плиний Мл. Письма, IV, 19, а также VII, 5.-- Прим.
ред.

90

"Нельзя поверить, как велика моя тоска по тебе. Причиной тому прежде
всего любовь, а затем то, что мы не привыкли быть в разлуке. От этого я
большую часть ночей провожу без сна, представляя твой образ; от этого днем,
в часы, когда я обычно видел тебя, сами ноги, как очень верно говорится,
несут меня в твой покой. Наконец, унылый, печальный, будто изгнанный, .я
отхожу от порога. Свободно от этих терзаний только то время, в течение
которого я занят на форуме тяжбами друзей. Подумай, какова моя жизнь, ты --
мой отдых среди трудов, утешение в несчастии и среди забот..."1.
Формулы этого письма весьма примечательны. Специфический характер личных
супружеских отношений, интенсивных и эмоциональных, не зависящих ни от
статуса или прав мужа, ни от ответственности за домашний очаг,
просматривается вполне отчетливо. Любовь и забота о том, с кем делишь
обыденность повседневного существования, здесь тщательно разграничены, хотя
в обоих случаях присутствие жены осознается как ценность, а ее отсутствие
как несчастье. При этом Плиний нагнетает традиционные мотивы классического
негативного описания любовной страсти:
образ [любимой], являющийся бессонными ночами, метания и маета, поиски
отсутствующего "предмета",-- однако придает им позитивный характер; точнее
говоря, страстные порывы, которыми охвачен муж, его терзания, желание и
тоска представлены в качестве положительного знака и надежного залога
супружеской любви. Наконец, соотнося брак и публичную деятельность, Плиний
исходит не из поверхностного отождествления домашней власти с властью над
другими, но из сложной игры замещений и компенсаций: утратив счастье в
разлуке с женой, он погружается в заботы общественной жизни; но какою же
должна быть его боль, чтобы в суете и рутине текущих дел находить утешение
личному горю.
Множество документов подтверждает: супружеская связь освобождается от
матримониальных функций, статусных прав супруга, рационального домостроя в
целом, чтобы предстать как единственное в своем роде отношение со своей
властью и проблематикой, своими трудностями, обязательствами, преимуществами
и удовольствиями. Можно еще цитировать Плиния

______________
1 Плиний Мл. Письма, VII, 5.

91

или найти свидетельства у Лукиана и Тацита; можно обратиться к поэзии
супружеской любви, образцы которой дал Стаций: состояние брака описано здесь
как слияние двух судеб в единой нерушимой страсти, причем муж признает свою
эмоциональную подчиненность: "Венера нас соединила во цвете лет, Венера
будет благосклонна к нам и на закате жизни. Доволен я твоим законом и
послушен (libens* et docilis), я не разорву той связи, что ощущаю с каждым
днем все больше <...> Эта земля создала меня для тебя (creavit me
tibi): она навсегда связала мою судьбу с твоею"1.

Разумеется, не здесь нужно искать реальную картину матримониума
императорской эпохи. Демонстративная искренность этих текстов еще не
доказательство: поскольку они сознательно и упорно возвещали идеал
супружества, постольку их следует рассматривать не как отражение наличной
ситуации, но как формулу долженствования, именно в таком качестве
представляющую действительность. Они показывают, что в браке видели образ
жизни, ценность которого не зависит от функционирования oikos ни
исключительно, ни по существу, но обусловлена способом связи между
партнерами, и муж, следовательно, должен избирать линию поведения, учитывая
не только социальный статус, привилегии и семейные обязанности, но и свою
"реляционную роль" в отношениях с женой. Причем роль эта не только была
управляющей функцией воспитания, обучения, руководства, но и вписывалась в
сложную игру эмоциональной взаимности и взаимной зависимости. Таким образом,
если моральная рефлексия долгое время искала принципы хорошего и дурного
брака в анализе "домочадцев" и их насущных нужд, то одновременно сложился
новый круг проблем, связанный с определением способа, посредством которого
мужчина мог конституировать себя в рамках супружеских отношений как
моральный субъект.

______________

* В оригинале игра слов: Ubens -- "довольный", libentia --
"удовольствие, наслаждение", Libentina -- эпитет Венеры как богини
наслаждений.-- Прим. ред.
1 Statius. Silvae, III, 3, 23-- 26, 106-- 107.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА

Упадок городов-государств как автономных единиц в III в. до н. э.--
факт известный. В нем часто видели проявление общего регресса политической
жизни, когда гражданская деятельность перешла в руки поистине
"профессиональных граждан";
им объясняли падение традиционных правящих классов; к его последствиям
относят и тенденцию ухода в себя, благодаря чему представители
привилегированных групп обращали фактическую утрату власти в добровольное
отступление, повышая ценность личного существования и частной жизни.
"Крушение города-государства было неизбежным. Люди почувствовали, что они
отданы на волю мировых сил, непонятных им и неподвластных... Царила
случайность... Философия эллинистической эпохи была, по преимуществу,
философией бегства, а основным средством побега стала культивация
автономии"1.

Хотя города-государства,-- там, где они имели место,-- и в самом деле,
начиная с III в. частично утратили былую автономию, сводить лишь к этой
причине трансформацию политических структур в эллинистическую и римскую
эпохи определенно не следует. Недопустимо усматривать в ней и главное
объяснение перемен, затронувших моральную рефлексию и практику себя. В
действительности,-- и здесь можно сослаться на труды историков, фактически
уже развенчавших великий ностальгический образ города-государства,
выпестованный XIX веком,-- организацию эллинистических монархий, а
впоследствии и Римской империи, нельзя анализировать только в негативных
понятиях упадка гражданской жизни и присвоения власти государственными
инстанциями, все более отчужденными

_____________
1 J. Ferguson. Moral Values in the Ancien World.-- P. 135-- 137.
93

[от общества]. Напротив, следует подчеркнуть, что политическая
деятельность "на местах" не замерла с появлением и укреплением этих крупных
структурных целостностей. Жизнь полиса -- гражданской общины с ее
институциональными правилами, интересами и противоречиями -- не прекратилась
ни вследствие расширения рамок, в которые он вписывался, ни в результате
развития монархической власти. Страх перед чрезмерностью ойкумены, в
пространстве которой затерялись составляющие ее политические общности,
вполне возможно, приписан людям греко-римской цивилизации задним числом.
Эллинистическому греку не было нужды бежать от "имперского мира без полисов"
просто потому уже, что эллинизм и был "миром полисов". Критикуя
представление о том, что с распадом полисной системы философия превратилась
в "убежище среди бурь и тревог", Ф. X. Сэндбах первым же делом замечает, что
и прежде "города-государства не обеспечивали полной безопасности", но тем не
менее всегда оставались главной и естественной формой социальной
организации, "даже тогда, когда военная власть перешла в руки великих
монархий"'.
Уместнее говорить не об ограничении или прекращении политической
деятельности в результате имперской централизации, а, скорее, об образовании
сложного пространства: более широкого, не столь прерывистого и гораздо менее
закрытого, нежели пространство маленьких городов-государств,-- и
одновременно, более гибкого, дифференцированного и не так жестко
иерархизированного, как в позднейшей авторитарной бюрократической Империи,
которая складывается в ходе великого кризиса III века*... Это пространство
множественных очагов власти, бесчисленных форм деятельности, напряжений,
конфликтов, которые, развиваются во всех измерениях, уравновешиваясь
разнообразными соглашениями. Во всяком случае, эллинистические монархии,
бесспорно, пытались не столько уп-

_____________
1 F. Н. Sandbach. The Stoics.-- P. 23.

* Имеется в виду кризис средиземноморской античной цивилизации III в.
н. э., состоявший в ее постепенной феодализации. Политическая жизнь этой
эпохи отмечена двумя основными вехами: в 212 г. эдиктом Каракаллы все
свободное население городов получило права римского гражданства, а в
правление Диоклетиана (284-- 305) принципат, установленный Августом и в
течение III в. сменившийся военной монархией, официально был упразднен и
замещен новой формой Империи -- доминатом, о котором и говорит Фуко.--
Прим.. ред.

94

разднить, ограничить или реорганизовать сверху донизу местные власти,
сколько опереться на них, используя их как посредника и промежуточную
инстанцию, необходимую для регулярного сбора податей, взимания чрезвычайных
налогов и снабжения войск1. Несомненно, римскому империализму в
целом также были свойствены, скорее, решения подобного рода, нежели прямое
администрирование: политика муниципализации носила достаточно стабильный
характер и стимулировала политическую жизнь городов в более широких рамках
Империи2. И хотя речь Мекена у Диона Кассия политически
анахронична и содержит тезисы, которые не могли быть ни рекомендованы
Августу, ни претворены им в жизнь, здесь, однако, отчетливо проявился ряд
важных тенденций имперского правления на протяжении первых двух веков:
искать "помощников и союзников", обеспечивать лояльность влиятельных
граждан, убеждать подданных в том, что их не ставят "в положение рабов", но
разделяют с ними привилегии и власть, так, чтобы они "составляли одну
большую гражданскую общину"3.

Можно ли после этого говорить об упадке традиционной аристократии, о
политической экспроприации, жертвой которой она стала, и об уходе в себя как
следствии? Экономические и политические факторы трансформации несомненны:
устранение оппозиции и конфискации сыграли свою роль. Однако были и
стабилизирующие факторы: важность земельной собственности в
патримониях4, а также неизбежная для обществ такого типа связь
имущественного состояния, влияния, престижа, авторитета и власти. Но самый
существенный, решающий фактор смещения акцентов в моральной рефлексии связан
не с гибелью традиционных правящих классов, но с изменениями в условиях
отправления власти, прежде всего коснувшимися "подбора кадров" для нужд
сложного и разветвленного административного аппарата. Мекен мог убеждать
Августа: "Следует увеличить число сенаторов и всадников так, чтобы править
когда должно и как должно"5,-- но мы знаем, что фактически

_____________
1 М. Rostoutzeff. Social and Economical History of the
Hellenistic World.-- Vol. II.-- P. 1305-- 1306.
2 J. Gage. Les Classes sociales a Rome.-- P. 155 sq.
3 Cassias Did. Historia Romana, LII, 19.
4 R. MacMullen. Roman Social Relations.-- P. 125-- 126.
5 Cassius Dio. Historia Romana, LII, 19.
95

эти группы заметно выросли на протяжении первых веков, хотя в структуре
населения всегда составляли незначительное меньшинство1.
Изменения затронули также их роль и место в политической игре как по
отношению к императору, его ближайшему окружению, советникам и наместникам,
так и внутри иерархии, с ее накалом конкурентной борьбы, совершенно, однако,
иной, нежели в "агональном" обществе,-- сменяемые должностные лица, судьба
которых зависела (часто слишком уж впрямую) от расположение принцепса, они
были всегдашними посредниками между верховной властью, волю которой им
надлежало представлять и осуществлять, и индивидуумами или группами, которых
требовалось держать в повиновении. Итак, римская администрация нуждалась в
"manegerial aristocracy", как говорит Сим,-- в служилой аристократии,
поставлявшей различные категории агентов "мировой администрации": "армейских
офицеров, финансистов-прокураторов и наместников провинций"2.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сновидениях состояний желание может обнаружить себя в легко объяснимом присутствии объекта
Налагаемые на супругов брачным контрактом
Фуко М. История сексуальностиIII Забота о себе истории культуры 7 мальчиков
Формы сексуального поведения

сайт копирайтеров Евгений