Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

319

произведение с точки зрения формы,
цвета, вызываемых им ассоциаций и
т.д. Круг интерпретируемых объектов
может быть как чрезвычайно широким,
так и крайне узким. Речь может идти,
например, исключительно о живописи,
или только фигуративной живописи,
картинах определенного периода, одной
картине и т.д. Но в любом случае не
следует сосредоточиваться на поиске
единственно правильной авторитарной
оценки: вопрос о художественном
статусе произведения - плод общекуль-
турного консенсуса, не зависящего от
точных методов исследования.
Каковы конкретные результаты
алгоритмического анализа различных
видов искусства? В распоряжение
литературоведа, исследующего устную
речь, попадет ряд цифр, обозначающих
амплитуду акустического сигнала,
специфицирующих фонемы, слова,
интонации, модуляции, темп, ударения.
Музыковед получит точные данные о
высоте тона, длительности,
последовательности, частоте,
амплитуде звукового сигнала, а также
музыкальной партитуре, визуальных
аспектах исполнения инструментальной
музыки - движениях дирижера и т.д.
Искусствовед познакомится с
характеристикой цвета в каждой точке
картины, на которую как бы накладыва-

 

320

ется решетка, ячейки которой содержат
живописные элементы (пикселы).
Линейные ряды цифр представят цвет,
оттенок, интенсивность, освещенность,
форму, место в композиции каждого
пиксела, а также общий вид картины в
различных ракурсах - вблизи, издали,
сбоку и т.д. Описания художественных
объектов в одной сенсорной
модальности - аудио или визуальной -
могут дополняться анализом
полимодальных художестввенных форм.
Театральные, оперные, балетные,
кинематографические произведения
могут быть символически закодированы
путем временного описания
акустических сигналов и пикселов,
позволяющего зафиксировать творческий
почерк режиссера, балетмейстера,
оператора, художника, актера.
Открывающиеся новые возможности
исследования художественного
творчества ставят вопрос о роли дета-
лей в такого рода описаниях.
Компьютерные методы обладают в этом
плане широчайшими возможностями,
ограниченными лишь физическими и
психофизическими пределами
человеческого восприятия. Объем заре-
гистрированной информации может быть
предельно велик в соответствии с
максимальной аудиовизуальной
восприимчивостью наблюдателя. Таким

321

образом, объем информации не
представляет проблемы, чего нельзя
сказать о ее качестве. Основная
задача - создание сложных алгоритмов,
способных отбирать информацию. И
здесь снова встает вопрос о
конвенциональности восприятия
искусства. Разумеется, визуальное
(при помощи телекамеры) и слуховое
(при помощи микрофона) кодирование
балета будут различаться - глухой и
слепой опишут его по-разному. Однако
еще больше зависит от эстетической
установки наблюдателя, его интересов
и вкуса. Так, при стандартной
интерпретации музыкального исполнения
в описание не будут включены
настройка инструментов, постукивание
дирижерской палочки, шелест
программок, кашель в зале и другие
посторонние звуки. Но если речь идет
о постмодернистской трактовке, то все
эти аспекты будут представлять
повышенный интерес. Возможным
результатом может стать в данном
случае размывание представлений о на-
чале и конце исполнения музыкального
произведения, чьи границы становятся
сугубо конвенциональными. То же
относится к роли рамы, теней, бликов,
освещения, окружающей среды в
живописи, расположения и качеств
шрифта в поэзии. Кроме того, следует

322

учитывать условности восприятия
эстетических объектов в разных куль-
турах, а также разными слоями
аудитории внутри одной культуры.
Действующий среди актеров рабочий
сцены в традиционном китайском театре
не является частью спектакля, однако
западный зритель может включить его в
описание. Таким образом, для
алгоритмической эстетики важны как
физическая природа объекта, так и
конвенциональный подход к нему. Не
менее существенны и те внутренние
события - чувства, воспоминания,
которые он вызывает.
Проблемы конвенциональности и
отбора информации имеют
первостепенное значение при решении
принципиального для алгоритмической
эстетики вопроса - возможности
отличения компьютерными методами
оригинала от копии, подделки.
Учитывая, что алгоритм критики
сопряжен с описанием объекта, а не
самим этим объектом, два каких-либо
объекта будут восприниматься как
эстетически различные только в том
случае, если им соответствуют два
разных описания. Многое тут зависит
от рецептора алгоритма критики. Так,
если разные исполнения одной симфонии
записываются при помощи партитуры,
они оцениваются как идентичные. Здесь

323

как бы воспроизводится модель эсте-
тической реакции неквалифицированного
слушателя, для которого, например,
вся китайская музыка - одинаковая.
Как эстетически неразличимые могут
восприниматься многочисленные копии
одного романа, литографии. То же
может относиться к подделкам в
живописи. В этом плане возникают
ассоциации с концепцией не-
посредственно воспринимаемых
эстетических различий Бердсли,
полагавшего, что если отвлечься от
запаха, то искусно сделанная из сыра
имитация бронзовой статуи неотличима
от оригинала19. Однако создателям
алгоритмов критики импонируют скорее
взгляды оппонента Бердсли - Гудмена,
настаивавшего на эстетической зна-
чимости специальных знаний о
живописи, заставляющих смотреть на
копию и оригинал разными глазами,
осознавать неощутимую для
непосредственного наблюдения
эстетическую разницу между ними20.
Снабдив рецептор не только
____________________
19 См.: Beardsley M. Aesthetics.
Problems in the Philosophy of
Criticism. N.Y.; Chicago; San
Francisco; Atlanta, 1958. P. 52.
20 См.: Goodman N. Languages of
Art. Indian, 1968. P. 104-105.

324

телекамерой, но и рентгеновским
аппаратом, микроскопом, приборами для
химического анализа можно получить на
выходе информацию о различиях,
позволяющую отличить копию, подделку
от оригинала. Все это имеет особое
значение для эстетики постмодернизма
с ее пристальным вниманием к проблеме
симулакра. На первый план в данном
случае выходят такие важнейшие
составляющие эстетической системы,
как алгоритмы интерпретации, эталона,
оценки, сравнения.
Являясь ключевым, алгоритм
интерпретации определяет пределы
условности описаний, алгоритм эталона
- их меру, то есть степень
соответствия между описанием и
интерпретацией. Типы эстетических
систем различаются по способу
интерпретации эстетических объектов
на конструктивные (творческие) и
эвокативные (ассоциативные). Первый
тип нацелен на понимание способа
создания объекта, второй - на
интерпретацию объекта исходя из
вызываемых им ассоциаций, эмоций,
идей. Возможен и комбинированный,
конструктивно-эвокативный тип
эстетических систем.
Информацией на выходе
конструктивной системы будут общие
правила создания художественных

325

произведений (портрета, романа,
симфонии) исходя из определенного
набора данных, на выходе эвокативной
системы - схемы эмоций, вызываемых,
например, цветами и их сочетаниями на
основе гетевского принципа цветового
воздействия.
Данная классификация служит основой
для интерпретации выражения,
изображения, прозрачности, формы
эстетических объектов. Так, если речь
идет об экспрессии художника,
вложенных им в произведение эмоциях,
чувствах, настроениях, то
конструктивный анализ углубит
понимание связи между процессом ху-
дожественного творчества и его
результатом. Эвокативное обращение к
эмоциям аудитории будет способство-
вать пониманию природы эстетического
объекта исходя из вызываемых им
эстетических переживаний. Сопо-
ставление экспрессии художника и
зрителя конструктивно-эвокативным
методом позволит судить о качестве
коммуникации между ними, пределах
конвенциональности. Если же
произведение не вызывает никаких
чувств ни у художника, ни у
аудитории, то предметом эвокативного
анализа станет экспрессия
эстетического объекта как такового.
Так, непонимание европейскими

326

зрителями эмоционального языка
японских актеров стимулирует
исследования, связанные с диалогом
культур, интерпретацией символов,
аллегорий, метафор в искусстве
Востока и Запада.
Алгоритмическая интерпретация
изображения путем компьютерных
визуальных программ нацелена на
выявление глубинных связей между
трехмерной реальной сценой и ее
двухмерной репрезентацией на плоско-
сти, раскрытие концепции мимесиса как
процесса эстетического освоения мира,
анализ психологической и
математической адекватности
компьютерной графики. Что же касается
прозрачности (ясности, понятности)
эстетических объектов, то речь идет о
случаях отождествления искусства с
действительностью, дидактическом,
пропагандистском взгляде "сквозь"
эстетический объект, как бы
исчезающий, когда искусство
становится лишь поводом для
социологического, политического,
фрейдистского анализа. Объектом
исследования в этом случае является
эстетическая специфика концептуальной
структуры произведения. Если изучение
экспрессии, репрезентации,
прозрачности сосредоточено на связях
эстетического объекта с внешним миром

327

(реальными оценками и вызываемыми ими
ассоциациями, эмоциями, идеями), то
компьютерный анализ внутренней
структуры объекта очертит круг
проблем, связанный с интерпретацией
его формы. Соотношения между ком-
понентами структуры, ее композиция и
организация, вызываемые ею
эстетические эмоции, проблемы сим-
метрии, гармонии, ритма, темы, тона и
так далее образуют в своей
совокупности внутреннюю логику произ-
ведения, его значимую форму.
Последняя явится основой алгоритмов
эстетической оценки и сравнения.
Критерии эстетических оценок и
сравнений зависят от типа
эстетических систем. Так, в
эвокативном типе таким критерием
будет интенсивность эмоций, экспрес-
сия; в конструктивно-эвокативном -
соответствие эмоций на входе и
выходе, коммуникация. Алгоритм оценки
"прозрачной" системы определит
"правильность" вызываемых ею
политических, идеологических идей
(эстетическая ценность произведения
будет зависеть в этом случае,
например, от строгости следования
линии партии). Критерием ценности
формальной системы станет уровень ее
организации, степень симметрии, рав-
новесия и т.д. Возможны и

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Многообразные концепции постмодернизма как взлета культуры постмодернизм
Восприятие литературного постмодернизма как импортированного американского черенка
Искусство
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма
190постмодернизма отражают абмивалентную парадоксальную культурную ситуацию квантовой эры культуры искусстве

сайт копирайтеров Евгений