Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О. Лани, А. Линкела. И. Христо
отделяет природные объекты
занавесками, придает им неесте-
ственный, странный цвет, прослеживает
процесс возвращения
саморазрушающегося искусства в
естественное состояние. Его наиболее
известное произведение - 38-
километровая изгородь, разрезающая
целостный ландшафт и уходящая в море.
В-третьих, природный объект может
быть институализирован как
художественный путем демонстрации на
выставке. Таковы феномены обже труве,
рэди мейд. Камни, отполированные
водой, выкрашенные растения и
животные становятся объектом
художественной интерпретации.
Создание таких произведений концепту-
ально, связано с их отбором и
наименованием, их восприятие
конвенционально. Особую роль здесь
играет культурный контекст.
Таким образом, хотя природа как
источник эстетического опыта
исторически возникла раньше
искусства, в настоящее время
искусство как культурный институт
моделирует отношение к окружающей
среде. Одним из результатов является
возникновение тотального искусства
как природно-художественной
целостности (балет на лоне природы,

345

парковая скульптура) и глобальной
эстетики, трактующей единство природы
и космоса как художественный феномен
(японский сад - модель природы как
произведения искусства).
Отношения между экологической и
философской эстетикой не являются
конфликтными. Напротив, акцент
делается на целостности эстетики как
науки, чей предмет постоянно
расширяется, а структура усложняется.
Искусство и природа не должны
соревноваться, так как они
принадлежат к разным группам
эстетических объектов. Напротив, их
различие предполагает плодотворное
взаимодействие. Так, искусство
позволяет эмигрантам преодолеть
"культурный шок", оценить незнакомые
монотонные пейзажи (пустыня, снег,
болота).
Такие эстетики, как А. Карлсон,
А. Киннюнен, Ф. Колмен, Ю. Сепанма,
Р. Веллек и другие обосновывают
деление эстетики на критическую и
позитивную. Критическая эстетика
оценивает объекты, позитивная
одобряет их как данность.
Естественные эстетические объекты
следует не оценивать, а одобрять,
полагают эти исследователи.
История описаний природы связана с
расширением критериев ее одобрения.

 

346

Таким образом, экологическая эстетика
позитивна, категория безобразного в
ней исчезает.
По мнению ряда зарубежных
специалистов в области экологической
эстетики, подлинное чувство пре-
красного рождает не внешняя красота
природы, но знание законов ее
функционирования, красота процесса.
На этом основании Т. Жессоп различает
формальную и содержательную эстетику.
Экологическую эстетику он считает
содержательной благодаря ее
многомерности, идеосенсорности,
сочетанию эстетических и иных ценно-
стей. Углубляя эстетический опыт,
знание об окружающей среде в то же
время регулирует, ограничивает его,
ставит в этические рамки.
Активная эстетическая деятельность
выдвигает на первый план вопрос о
соотношении эстетических и жизненных
ценностей. Если с художественной
точки зрения загрязненное нефтью море
может быть красиво, то с жизненной,
экологической точки зрения его
эстетическое оправдание невозможно.
Главный эстетический принцип
экологической эстетики -
функциональность.
Систематическое вытеснение
безобразного, а также ироническое
употребление кича и кэмпа чреваты

347

размыванием эстетических ценностей,
их растворением в банальном,
безвкусном, бесстильном, подчеркивает
М. Уолис. Он предлагает различать
мягкие (традиционные) и жесткие
эстетические ценности. К первым
принадлежат прекрасное, изящное,
элегантное и так далее, ко вторым -
гротесное, мрачное, шокирующее,
агрессивное, грубое, отвратительное,
неприятное. Называя тенденцию замены
мягких эстетических ценностей
жесткими антикаллизмом22, М. Уолис
считает ее наиболее явной в искусстве
постмодернизма, ломающем границы
эстетического. Постепенно тенденции
антикаллизма расширяются, захватывая
как художественную, так и
экологическую сферы, провоцируя дрейф
современной эстетики в целом в
сторону гротеска. Все это требует
разработки новой системы критериев
эстетических оценок.
В экологической эстетике
принципиальное значение приобретает
сопоставление эстетических ценностей
и норм. В основе нормы лежат суждения
вкуса. Система норм образует
нормативную эстетику, определяющую
обоснованность, законность
эстетических ценностей. Такое
____________________
22 От "Kalon" (греч.) - прекрасное.

 

348

стремление к нормативности
характерно, по мнению Ю. Сепанма, для
марксистской эстетики. Все же осталь-
ные современные философско-
эстетические системы являются
дескриптивными. Задача дескриптивной
эстетики - дать концептуальное
философское определение природы
эстетической ценности, описать
различные системы ценностей и
эстетических вкусов.
Если в современной философии
искусства в целом происходит переход
от нормативной эстетики к дес-
криптивной, то экологическая эстетика
становится нормативной дисциплиной.
Интегрируя личные и общественные
потребности людей, экологическая
эстетика вырабатывает определенные
стандарты. В отличие от ху-
дожественного, экологическое
творчество должно быть предсказуемым,
так как свободу человека не следует
осуществлять за счет природы. Базовой
нормой для экологической эстетики
является не конвенциональность или
мода, но охрана природы, защита
естественных потребностей,
поддержание динамического
экологического равновесия. Основные
эколого-эстетические принципы -
гармоничность и функциональность.

 

349

Одной из новых идей, выдвинутых
экологической эстетикой за рубежом,
является идея экологического
экуменизма. На основе компаративного
анализа западной и восточной эстетики
Х. Янг приходит к выводу, что
необходимо и возможно изменить
отношение к природе в глобальном
масштабе, исходя из восточной модели.
Выступая за экологический монизм в
эстетике, он разрабатывает концепцию
человечества как семьи, живущей в
глобальной деревне, где все
взаимосвязано на основе гармонии
между человеком и природой.
Экологическая эстетика и этика
исходят из принципа полноты, согласно
которому культура призвана не только
разрушать, но и созидать то, что не
под силу природе, умножая
эстетическое богатство натуры и
культуры как целостности. Прекрасно
лишь то, что соответствует законам
экологии, но не все, что
соответствует этим законам, -
прекрасно. Естественность здесь -
необходимое, но недостаточное
условие. Экологическая основа создает
предпосылки возникновения
прекрасного. Экологическая эстетика
вырабатывает нормы, соответствующие
категории прекрасного в классической
эстетике. Возникающий в результате

 

350

совокупный прирост эстетического
знания находит применение в
практической эстетике - эколого-
эстетическом воспитании.

***

Экологической эстетикой за рубежом
получен ряд ценных научных
результатов. Определены ее статус,
предмет, сформирован понятийный
аппарат, выявлены место и роль в
системе научного знания. В
теоретическом отношении эстетика
окружающей среды тяготеет к
концептуальной целостности.
Самоопределяясь как часть философии
окружающей среды и философии
культуры, экологическая эстетика ищет
свою специфику в нормативности,
активности, содержательности, пози-
тивности. Генетические связи с
классической эстетикой при этом не
разрываются. Однако, несмотря на
неконфронтационный подход к философии
искусства, объективно она оказывается
приниженной как формальная, пассивная
дисциплина. Кроме того,
обнаруживается противоречие между ее
характеристиками как дескриптивной и
критической. Ненормативность
дескриптивной эстетики ассоциируется

351

с отказом от аксиологического подхода
к искусству, критика же невозможна
вне категории ценности, которая в
конечном счете вводится как
инструмент эстетического
исследования. Отождествление
ненормативности и безоценочности -
один из частных примеров,
свидетельствующих об известном схема-
тизме и абстрактности концептуальной
модели эстетики природы. Вместе с тем
трактовка ненормативности как
антидогматичности, отказа от цензуры
в пользу свободы творчества
заслуживает поддержки. Следует
учитывать также, что в отличие от
философии искусства, экологические
нормы являются не эстетическими, но
этическими и правовыми.
Экологическая эстетика
концептуально выстроена. В ней четко
выделяются три раздела, посвященные
изучению природы и сущности
эстетического объекта, его описанию и
практическому применению. Превалирует
институциональный подход к
исследованию этих проблем. Однако он
редко выступает в чистом виде, не
только сосуществуя, но порой и
сращиваясь с традиционными,
экзистенциально-феноменологическими,
открытыми теориями. В результате
возникают научные дискуссии вокруг

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Специфика постмодернистской ситуации заключается в разочаровании в недавнем идеале научности
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 6 искусства
Также найти точки пересечения постмодернистской эстетики
Доминирование зрелищного аспекта культуры12
222 такого рода опыты дали пищу критикам постмодернизма в архитектуре искусства попытки

сайт копирайтеров Евгений