Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поклонение – значение, которое приписывали растению, следующемуза движением солнца. Гелиотроп – символ власти римских и азиатских императоров.Он был христианской эмблемой набожности, атрибутом святых и пророков.В соответствии с греческим мифом, снедаемая любовью Клития превратиласьв гелиотроп, чтобы всегда следовать за предметом своей безответнойстрасти – богом солнца Гелиосом.

В психологии Карла Юнга символ психической силы, праздникчеловеческого духа. В соответствии с этой интерпретацией испытаниядля героев означают необходимость самопознания. Появление в литературеи искусстве Древней Греции героических прототипов, наделенных силамисверхчеловека и полубожества, обусловлено более ранними формамипоклонения предкам.

В европейской традиции символ трусливой жадности и лицемерия;средневековая христианская метафора для сатаны, который кормитсягрешниками. Однако гиена присутствует в западноафриканских ритуалахс участием животных в качестве помощника льва: для народа Бамара вМали она символ хранителя. В Древнем Египте была наделена властью божества,возможно из-за своей способности видеть ночью.

Священное дерево в Китае; росшее около храмов, символизировалобессмертие – благодаря своей древней истории и долговечности. Гинкгоособенно ассоциировалось с Японией, где оно было символом преданности– по легенде, гинкго готово умереть за своего хозяина. Так как говорили,что гинкго помогает появлению молока у женщин, оно также считалосьсчастливым деревом для кормящих матерей.

Грубая сила, разрушительность, плодовитость – животное ссильным амбивалентным символизмом. Богиня-гиппопотам Таварет – кроткоесущество, получеловек-полуживотное с огромным животом, держит в лапахимеющий защитную силу папирус, символизирующий безопасность женщини детей. Она сопровождала бога-разрушителя Сета и иногда служила орудиеммести. Книга Иова (40:15-24) описывает бегемота как прожорливое, подобноегиппопотаму животное, символизирующее потребность человека в помощисвыше для преодоления своей врожденной жестокости.

Очень распространенный символ, часто используется для обозначениявсепроникающего знания солнечных богов; для ранних христиан око – символБога-Отца (треугольник с оком внутри – эмблема Божественной Троицы).Египетский символ, раскрашенное изображение глаза со спиралевиднойлинией под ним (напоминающий окраску некоторых видов соколов) – эмблемасокологолового бога неба Гора, символ как его всевидящей власти, таки единства космоса, целостности мироздания. В западной традиции правыйглаз считается символом активного и солнечного начала, левый – пассивногои лунного (система, противоположная восточной традиции). Согласнодревнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве запервенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении выросснова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора вкачестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекалина египетских надгробных камнях – для помощи мертвым в загробной жизни.

Изображения глаз с крыльями в древнеегипетской иконографиитакже обозначали север и юг.

Мистический третий глаз, иногда называемый «глаз сердца»,символизирует духовное зрение, которое в различных религиях связываютс разными понятиями: в индуизме с могуществом Шивы и синтезирующейсилой огня; в буддизме с внутренним зрением; в исламе со сверхъестественнымясновидением. Третий глаз, изображенный на лбу Шивы, также называетсявнутренним глазом. Его противоположность – «дурной глаз»; в исламскойтрадиции это символ деструктивных сил зла. Медуза Горгона, чей пристальныйвзгляд превращал людей в камень, также была символом «дурного глаза».Персей использовал зеркало, отразившись в котором, взгляд Медузы убилее саму. Этот миф послужил причиной того, что талисман в виде глаза считаетсяотводящим зло (его изображение до сих пор помещают над дверями домав Турции). В средневековой Европе против «дурного глаза» (или сглазасатаны) особенно эффективной считалась подкова, и поэтому сатанузачастую изображали с подковами вместо глаз. Изображение множестваглаз могло также иметь позитивный символизм, связанный с бдительностьюи сиянием звезд в ночном небе. Тот же символизм несет павлин, атрибутАмитабхи, тибетской инкарнации медитирующего Будды НеизмеримогоСвета: оперение этой птицы состоит из множества глаз. Глаза некоторыхживотных символизируют ясновидение, так, согласно верованиям персов,в глазах собаки, которую принесли к смертному одру, умирающий можетувидеть, что произойдет с ним в загробном мире; ацтекские шаманы верили,что они могут узнать тайны духов в глазах ягуара.

Мировое владычество или абсолютная власть – эмблема власти,берущая начало по меньшей мере со времен Римской империи; символ абсолюта;в искусстве популярный атрибут аллегорических фигур, представляющихуниверсальные качества, от Истины, Славы, Удачи и Изобилия до Правосудия,Философии и Гуманитарных наук. Глобус также атрибут вездесущих богов,включая Зевса (в римской мифологии Юпитера), Эроса (Купидона), Аполлонаи Кибелы. В христианской иконографии Бог часто держит в руках земнуюсферу или стоит на ней. Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычествоХриста, это эмблема правителей Священной Римской империи и – до сих пор– британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие,как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке. Глобус со звездами– атрибут Урании, музы астрономии.

Символ законченного цикла рождения, смерти и возрождения.Отсюда традиционное значение Нового года как начала обновления,а не просто календарной даты.

Инструмент, управляющий рассудком и мышлением, но такжевоплощение человеческого духа, власти и жизненной силы – причина,по которой древние придавали ей большое значение и размещали на возвышенныхместах отрезанные головы своих врагов. Для многих, включая кельтскихвоинов, которые носили головы в качестве трофеев, голова имела фаллическийи плодородный символизм и, как считалось, передавала силу и мужествообезглавленного воина к владельцу головы. Головы богов, королей илигероев устанавливались на колоннах, изображались на иконах и монетахили использовались в качестве поминальных эмблем и воплощали их способностьвоздействовать на события. Для Платона голова представляла собой микрокосмчеловека. Во многих культурах голова заменяла сердце в качестве возможноговместилища души. В изображениях чудовищ или богов-животных можно отметить,какая часть гибрида является основной. Художники могли усилить воздействиеобраза, умножая количество голов или лиц; иногда это делали, чтобы отразитьразличные функции головы. Так, в римском религиозном искусстве трехголоваяГеката двигалась между небом, землей и загробным миром; двуликий Янусследил за входом и выходом, прошлым и будущим, отъездом и возвращениемпутешественников. Четыре головы Брахмы в четырех индуистских Ведах,четыре бараньи головы Амуна-Ра – символ руководства всеми элементамимироздания. В искусстве греческих близнецов Кастора и Поллукса изображалиодного смотрящим вверх, другого вниз, символизируя восходящую и нисходящуюфазы небесных светил. Существа с двумя головами, мужской и женской,имели защитный символизм в Египте. Головные уборы (короны, венки, шапки)и движения головой (склоненная в смирении, поднятая в гордости) имеютособое значение в человеческом общении.

Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Христианскаяэмблема Духа Святого. Повсеместное почитание голубя как символа мирапроисходит, по всей видимости, не от его природы (скорее задиристой,чем миролюбивой), а от его внешней красоты и благодаря упоминаниямо нем в Библии. Небольшая белая птица, которая принесла Ною во время Потопаоливковую ветвь, стала впечатляющим образом Бога, сменившего гнев намилость. Здесь, как и в других мифах, голубь выступает в роли вестника.На христианские представления о голубе также повлиял общепринятыйв западноазиатской традиции символизм этой белоснежной птицы как воплощенияБожьего Духа. Иоанн Креститель произнес над Христом во время крещения:«Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем»(Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16). Голубь поэтому стал символомкрещения и воплощением Святого Духа, особенно в сценах Благовещения.В более широком смысле голубь представляет чистую душу, он часто изображаетсялетящим изо рта святых мучеников. Голуби также могут представлять душив античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстаеткак христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидныеассоциации с вожделением. Он был спутником семитской богини любвиАстарты, чей образ слился затем с греческой Афродитой (в римской мифологииВенерой), а также Адониса, Диониса (Бахуса) и Эроса (Купидона). Голубиноеворкование связывали как с сексом, так и с рождением детей. В Помпеебыли найдены изображения крылатых фаллосов с голубями. Пара голубейна протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальнойгармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательнойи нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия,как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминологиямеждународной политики, включающая «голубей» и «ястребов», хоть иявляется современной, основана на древних аналогиях.

Чистота и целомудрие – добродетели, которые персонифицируетгорностай. Кроме белоснежного меха, с понятием чистоты его связывалоповерье, что горностаи умирают, если их белая зимняя шубка запачкается.Отделка мехом горностая одежды или головных уборов дворян, судей и магистровсимволизировала моральную или интеллектуальную чистоту.

Духовная высота и центр мира, место соприкосновения небаи земли, символ превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема,устремленности, вызова. Вера, что божества обитают на вершинах горили используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах,где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками. Таким горамстоль же истово поклонялись, как и опасались их, как, например, в Африке.Горы представлялись не только местом обитания богов, их также связывалис героями и святыми пророками. Явление Бога Моисею на горе Синайу иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На гореКармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хоривон услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов,Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсиржизни хранился в замке на горе Салват. В Китае Гора Мира, Кинлун, считаласьместом истока Желтой реки (Хуанхэ) и была символом порядка и гармонии,местом жительства бессмертных и верховного божества. Фудзияма, чьеизображение часто используют как эмблему Японии, была и остается досих пор священным местом для синтоистов, которые совершают восхожденияна нее для свершения религиозных обрядов.

В Центральной Мексике гора Тлалок была священным символомвеликого бога плодородия и дождя Тлалока. С горы Олимп правили древнимигреками их сварливые боги. Священные горы могли быть как реальными,так и фантастическими, как Белая Гора у кельтов, изумрудная Сафа у мусульман,гора Меру, вокруг которой, согласно индуистской космографии, обращаетсялуна, солнце и звезды. В индуистской теории возникновения мира гораМандара была основным местом сотворения мира из космических вод.

Высокие горы считались и центром и осью мира, выраставшегоот их вершин подобно большому перевернутому Мировому Древу. Вершинамогла выглядеть и как пуп Земли, и как дыра, и как место, с которого начинаетсяпутешествие в загробный мир. Иногда горы были полыми внутри, и там спалибессмертные. Фантастические горы обычно представлялись ступенчатыми,ступени символизировали последовательные стадии духовного просвещения.(Для неподготовленного индивидуума количество ступеней духовногороста было огромным, сокращаясь по мере его духовного развития.) Храмыв форме горы выражают ту же самую мысль – как, например, грандиозныезиккураты в Месопотамии, или ступенчатые пирамиды в Центральной Америке,или ступы и пагоды Азии. Для психологов подъем в гору символизируетсильное стремление к самопознанию. Гора – самоочевидный символ мужскогоначала, хотя великая мать Кибела была также и богиней гор. В искусствегора с двумя вершинами символизировала удвоенную силу. Другие символыгоры – треугольник, крест, корона, звезда и ступени или лестница. Согласноповерью, Мухаммад использовал неизменность гор как аллегорию необходимостисмирения: когда он приказал горе Сафа двигаться, она не повиновалась,и он сам отправился к ней, чтобы поблагодарить Бога за то, что она осталасьна месте.

Облатка из пресного хлеба, представленная в христианскойевхаристии как символ жертвенного тела Христа (от латинского«hostia» – «жертва»). Текст, приписываемый святому Фоме Аквинскому,восхваляет символизм ее круглой формы, совершенства белого цвета ичистоты.

Плодородие, изобилие, великодушие, сексуальное искушение.Мелкозернистая сочная внутренность граната, заключенная в напоминающуюкожу оболочку, стала причиной самых разнообразных символических значений:единый в своем многообразии космос; многообразие Божьих даров; христианскаяцерковь, покровительствующая своей многочисленной пастве. Известныйдревним римлянам как «карфагенское яблоко», гранат являлся в основномсимволом плодородия, связанным с любовью, браком и многодетностьюкак в Средиземноморье, так и в Китае, где он считался одним из Трех БлагословенныхПлодов буддизма. Его посвящали богиням любви, таким, как Астарта илиАфродита (в римской мифологии Венера), а также богине материнстваи земледелия Гере (Юноне), которую изображали с гранатом в руках (вкачестве свадебной эмблемы), Деметре (Церере) или ее дочери Персефоне(Прозерпине). Бог загробного мира Гадес подарил гранат Персефоне(в знак нерасторжимости их брака), когда она решила вернуться на поверхностьземли. Съев чудесный плод, Персефона обрекла себя проводить четыремесяца в году с Гадесом – сексуальная символика этого мифа отраженав картине прерафаэлита Д. Г. Россетти «Прозерпина» (1874), на которойего героиня пробует гранат. Согласно поверью, гранат был наполнен кровьюДиониса (весеннего бога плодородия). Эта традиция получила продолжениев живописных изображениях Христа, держащего в руке гранат как символвоскрешения. Мухаммад рекомендовал этот фрукт для очищения от завистии ненависти.

Символизирует плодородие, а в Японии – духовную силу. Этасимволика, возможно, возникла потому, что длинные гребешки из древесины,кости или рога, используемые с древности женщинами, ассоциировалисьс лучами солнца и струями дождя. Гребнеобразный узор – эмблема ацтекскогобога дождя Тлалока.

Подобно другим приносящим орехи деревьям, символизируетплодородие и мудрость или пророчество – знание, спрятанное внутри твердойвнешней оболочки. Грецкие орехи были традиционным угощением на праздникедекабрьского солнцестояния и эмблемой плодовитости на древнеримскихсвадьбах. В Китае их связывали с ухаживанием.

Жизнь после смерти – важнейший символ долголетия и удачи вКитае, легендарная пища бессмертных в даосской традиции. Грибы считаютсяперсонификацией душ вновь рожденных в некоторых регионах ЦентральнойЕвропы и Африки. Их таинственное произрастание и, возможно, использованиенекоторых разновидностей в качестве галлюциногенов может объяснить,почему в фольклоре они ассоциируются со сверхъестественными силами,с домами эльфов и ведьмиными кольцами. Форма гриба, когда-то связываемаяс фаллической мощью, стала одним из самых сильных апокалипсическихсимволов ядерного века.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 8 символом
Солнечная эмблема изобилия
Особенно сексуальное
Треугольники
Подобный символизм

сайт копирайтеров Евгений