Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Священное, мистическое, волшебное число, особенно у народовЗападной Азии; символизирует космический и духовный порядок и завершениеприродного цикла.

Важность числа семь прослеживается начиная с первых попытокастрономических наблюдений – древние могли видеть невооруженнымглазом семь «блуждающих звезд» – Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер,Венеру и Сатурн, которые во многих культурах послужили названиямидля дней недели. Другой причиной такого внимания к этому числу былисемидневные фазы луны, составлявшие 28-дневный лунный календарь. Античныеарифметики позднее обратили внимание, что сумма первых семи цифр равна28.

Число семь было основным в Месопотамии, где и небеса и землюделили на семь зон и изображали Древо Жизни с семью ветвями. В Библиисемь дней творения, в течение которых Бог создал мир, сопровождалисьи другими событиями, тесно связанными с этим числом. В иудейской традициисуществует семь религиозных праздников, семь обрядов очищения и семилетнийцикл исчисления человеческой жизни. Также существовало Семь СтолповМудрости, а в других культурах это число связывалось с интеллектуальныммогуществом.

В Древнем Египте семь было священным числом бога Осириса(символ бессмертия); в Древней Греции – бога Аполлона (количество струнна его арфе); Митры – персидского бога света (количество ступеней посвященияв его культе); а также Будды (семь символов, обозначающих его ипостаси).

В индуизме считается, что Мировая Гора имеет семь граней,а солнце – семь лучей. Седьмой луч – символ центра, могущество Бога. Висламе, где число семь символизирует совершенство, полагают, что Вселеннаясостоит из семи небес, семи земель, семи морей, семь ступеней ведут вад, семь дверей – в рай. Во время ежегодного хаджа в Мекку паломники должнысемь раз обойти вокруг священного камня Каабы.

В арабской и других фольклорных традициях числу семь приписываютспособность оберегать от зла; легенды наполнены эпизодами с участиемсемиголовых драконов. Существует история о семи спящих из Эфеса –молодых христианах, замурованных в пещере во времена императораДиоклетиана и возрожденных через двести лет.

В искусстве, особенно в живописи Возрождения и барокко,изображения семи смертных грехов представляют собой «моральное предостережение»против Зла.

Гнев. В искусстве Возрождения этот грех представлен в видеженщины, разрывающей свою одежду.

Жадность. Любимый объект средневековых скульпторов, а позжеи живописцев. Ее обычно символизировал человек с кошельком или гарпия,вцепившаяся когтями в скрягу, сидящего на куче золота (иногда золотыхяблок). Другие символы жадности – крыса и жаба.

Зависть. Грех обычно изображался в виде женщины, котораяест сердце, вырванное из собственной груди (отсюда произошло английскоепросторечие «съешь свое сердце»), или свои внутренности. Ее обычный атрибут– змея, иногда изображаемая с высунутым языком. Другие символы зависти– скорпион, «дурной глаз» и зеленый цвет («зеленая зависть»).

Обжорство. Олицетворение обжорства – тучный человек илиживотное, наиболее часто связываемое с этим телесным недостатком,– свинья, медведь, лиса, волк или еж.

Похоть. Популярный объект для средневековых художников.В западном искусстве обычно изображалась в виде змеи или жабы, впившихсяв женскую грудь или гениталии. Женские сексуальные желания казалисьцеркви более отвратительными, чем мужские. Другие эмблемы похоти: обезьяна,осел, медведь, боров, кот, петух, козел, заяц, лошадь, леопард, свинья,кролик, кентавр, сатир, минотавр, василиск, ведьма, дьявол и факел.

Гордыня. В западном искусстве этот грех обычно изображалсяв виде женщины с павлином, а также львом или орлом – основными эмблемамиземного и небесного мира. Библейское изречение «Погибели предшествуетгордость, а падению – надменность» (Притчи Соломоновы, 16:18) стало причинойтого, что гордыню изображали в виде всадника, упавшего из седла. Этасимволика отражена в картине Караваджо «Преображение святого Павла»(1600), на которой изображен Савл (будущий апостол Павел), упавший с лошадипо пути в Дамаск. Другие символы гордыни – петух, падший ангел, леопард,зеркало, Вавилонская башня.

Лень. Грех, олицетворяемый толстым человеком или свиньей.Лень обычно изображается верхом или в сопровождении таких живбтных,как осел или вол. В христианской традиции эмблема лени – улитка.

В символической системе алхимии – активное, огненное, мужскоеплодоносное начало. Сера, вступившая в реакцию с ртутью (женское начало),могла, по мнению алхимиков, очищать основные металлы. Китайское поверьенаделяет серу магической силой против зла, в то время как в христианскойтрадиции считается, что сам сатана состоит из серы и управляет загробныммиром, также целиком состоящим из серы.

В иудейской и христианской традициях высший из девяти ангельскихчинов. Символизирует очищающий огонь духа. Пророк Исайя (6:2-6) описывалсерафимов как шестикрылые существа, стоящие у трона Бога и поющиеЕму славу. Один из них вложил Исайе в уста горящий уголь, чтобы очиститьих от греха.

Символический источник переживаний – любви, сострадания,отзывчивости, радости или горя, но также источник душевного просветления,истины и интеллекта. Часто оно приравнивалось к душе. Многие древниекультуры не делали различия между чувствами и мыслями. Человек, который«позволяет сердцу управлять головой», считался скорее разумным, чемглупым. Символически сердце было солнцем для тела, оживляющим все. Ритуальноевоплощение этого верования – жертвоприношение ацтеками тысяч сердецкаждый год для восстановления силы солнца. Как символ наиболее важногов человеческой жизни, сердце оставляли в мумифицированных телахумерших египтян. Его должны были взвешивать в загробном мире, чтобы определить,отягощено оно преступлениями или достаточно легкое, чтобы попастьв рай.

Во многих религиях сердце – эмблема истины, совести и моральнойсмелости; храм или трон Бога в исламской, иудейской и христианской религиозноймысли; божественный центр или atman и третий глаз трансцендентной мудростив индуизме; бриллиант чистоты и сущность Будды; центр понимания в даосизме.

«Жертвенное сердце» Христа стало предметом поклонения в римскойкатолической церкви, как символ спасительной любви Бога. Иногда оноизображается с короной из терна как символа Распятия. Сердце, увенчанноетерном, также эмблема ордена иезуитов Игнатия Лойолы, в то время какгорящее сердце – атрибут ордена святого Августина и Антония Падуанского.Сердце в огне – ключевой символ для ревностных христиан, но в искусстветакже атрибут милосердия и грешной любви – как в живописи эпохи Ренессансагреческая богиня Афродита (в римской мифологии Венера). Сердце, пронзенноестрелой Эроса (Купидона), – другая тема Ренессанса, ставшая мотивомДня святого Валентина – праздника в середине февраля, который имеетскорее языческие, чем христианские корни. В иконографии сердце изображалосьв форме вазы или представлялось графически перевернутым треугольником,символизируя сосуд, куда попадает и где хранится любовь; в этом смыслеоно связано со Святым Граалем.

Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металловсеребро – лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Артемиды(в римской мифологии Дианы), а также металл королев. Из-за ассоциациис лунным светом его сравнивали со светом надежды и мудростью – оракуловчасто называли «серебряными языками». Отсюда и восточная пословица:«Слово – серебро, молчание – золото».

«Серебряный век» – аллегория потери невинности, возможно,потому, что этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монети со временем приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболееизвестный пример – предательство Иудой Христа за 30 сребреников.

Смерть, но также и изобилие. Изогнутый серп – лунный символбогатого урожая, атрибут бога земледелия Хроноса (в римской мифологииСатурна). Именно с этим символическим значением серп был также знакомдревнегреческого бога изобилия Приапа и лета. В ранней греческой мифологииХронос с помощью серпа кастрировал своего отца Урана, что символизировалоотделение земного от небесного. В искусстве Смерть (иногда изображаемаяв виде Отца-Времени или Безжалостного Жнеца) держит в руках косу.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Алхимический символ преображения через растворение
Символизма
Символическоевозвращение в материнское лоно
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 6 символом
Анк с наложенным солнечным символом искусстве изображение

сайт копирайтеров Евгений