<<< ΛΛΛ >>>
другом, но звукоизвлечение происходит без препятствий и даже без участия
органов речи, в то время как поедание превращается в муку. Шребер же в
равной мере борется со звуком, насильственно исходящим вовне, и за право
поглотить субстанцию внутрь. Блокировка поедания выступает как телесный
коррелят насильственного говорения. И рот оказывается в центре этой борьбы,
этого "фундаментального солецизма". У Шребера болезненность этого солецизма
объясняется нарциссическим отторжением контакта с Другим. Шребер не хочет
поглощать Другого и не хочет говорить чужим голосом. Именно поэтому
поглощение и изрыгание голоса оказываются в равной мере драматическими
процессами. А на самой "границе зубов", разделяющей внутреннее и внешнее,
происходят странные "чудеса" выворачивания тела -- усы попадают в рот и т.д.
Лакан заметил, что приближение и удаление Бога к Шреберу влияет на
словесное поведение последнего. Чем дальше удаляется Бог в пространстве, тем
замедленнее и бессмысленнее становится речь больного. Удаление от Бога,
Отца, Другого, с которым связано существование субъекта, способно
"опустошить те места, в которых разворачивается шум слов" (Лакан 1971: 78).
Именно поэтому поглощение Другого оказывается залогом говорения. Всякая речь
строится как речь Другого. Но у Шребера эта ситуация приобретает все черты
галлюцинации, параноидального безумия, сконцентрированного вокруг мотива
еды.
<<< ΛΛΛ >>>
Городской мифологии Они свидетельствуют о раздвоении Чичикова бессмысленны умножении культуры Ямпольский М. Демон и Лабиринт 2 движение культуры Ямпольский М. Демон и Лабиринт 2 процесс культуры Ямпольский М. Демон и Лабиринт 11 диапазон
|