<<< ΛΛΛ >>>
противоречивого соединения мотивов еды и слова. Клод Леви-Стросс признает,
например, что пищеварение в мифологии относится к сфере культуры (то есть к
сфере, традиционно закрепляемой за словом), хотя и должно скорее пониматься
в рамках устойчивых оппозиций сдерживание/неудержание
(continence/incontinence), открытие/закрытие (ouverture/fermeture), то есть
в рамках оппозиций, касающихся телесных границ и отверстий (Леви-Стросс
1964:143-144).
Говорение и поедание связаны между собой на самом глубоком фило- и
онтогенетическом уровне. Филогенетически речь идет о специализации головы в
добывании пищи, которое неотделимо от
182
коммуникации. Онтогенетически речь может идти о неком сходном процессе
заполнения ротовой полости пищей или словами. По мнению психоаналитиков
Никола Абраама и Марии Торок, "переход ото рта, наполненного грудью, ко рту,
наполненному словами, проходит через опыт пустого рта. Научиться заполнять
словами пустой рот-- вот парадигма интроекции" (Абраам -- Торок 1987: 262).
В своем предисловии к книге Абраама и Торок Жак Деррида заметил, что
превращение слова в тело, которое можно съесть, в конечном счете направлено
<<< ΛΛΛ >>>
культуры Ямпольский М. Демон и Лабиринт 6 перехода Эти уплотнения пространства действуют как генератор некоего призрака прошлого культуры Ямпольский М. Демон и Лабиринт 2 взгляда В четырех томах разумении александра Соски на грудивсегда выступают в качестве потенциальных теоретиков независимо
|