Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Естественно, человек, как правило, идентифицирует себя с членами своего этноса и предпочитает его всем другим, “чужим”. Но когда он утверждает, что предпочитает свою этническую общность не потому, что связан с ней жизнью и культурой, а потому что она реально лучше , чем иные общности, и даже пытается доказать это — значит, он заражен вирусом этноцентризма . “Этноцентризм (или в современном общепринятом смысле слова - национализм — Ю.Ч. ) - это склонность воспринимать все жизненные явления сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций “своей” этнической группы, рассматриваемой как эталон, т.е. при известном ее предпочтении ” [15 , 181-182 ] .

Люди, настроенные этноцентристски, большей частью не ограничиваются стереотипами и предубеждениями: они находятся во власти этнических предрассудков . Этнический или национальный предрассудок - крайняя форма проявления негативного стереотипа. Он всегда связан с существованием в общественном сознании так называемого “образа врага” . Долгое время бытовало мнение, что именно благодаря наличию у той или иной этнической группы “образа врага” и происходят межэтнические конфликты, войны. Теперь все больше этнопсихологов и культурологов считает, что именно ситуация конфликта, напряженности и являет собой ту почву, на которой взрастает “образ врага”. Думается, что одинаково существенны оба эти фактора, образующие своеобразный “порочный круг”, который крайне трудно разорвать. Несмотря на то, что направленность этнических предрассудков с течением лет меняется, напряжение в отношении к какому-то народу ослабевает, исчезает, однако, процесс это очень медленный. Так, спустя и пятнадцать, и двадцать пять лет после краха нацизма, играя “в войну”, дети делились на две команды — “наши” и “немцы”. И закончилось это лишь с началом “перестройки”, а также с аварией на Чернобыльской АЭС, когда жители Германии начали оказывать гуманитарную помощь нашей стране.

Что касается психологии отдельного члена этноса (как его называют специалисты — “этника” или “этнофора” ), то обычно он не осознает свои этнопредрассудки как предрассудки. Он уверен, что его враждебное отношение к членам другого этноса совершенно оправдано, т.к. вызвано их плохим поведением и дурным характером. Показательно, что такой “бессознательный этноцентрист” всегда готов доказать на примерах, что его отрицательное отношение имеет право на существование: он может упомянуть грузина, недовесившего ему апельсинов на рынке; не очень умного казаха, служившего с ним в армии; скуповатого украинца... В общем-то, кто ж спорит: бывают и жадные украинцы, и ограниченные казахи, но ведь нет никакого основания думать, что целые народы соответствуют этим не самым их лучшим представителям. Когда подобные претензии возникают к членам своего этноса, они так и остаются претензиями к какому-то определенному человеку. В том же случае, если повздорившие люди относятся к разным национальностям, конфликтная ситуация немедленно обобщается и отрицательные черты приписываются всем представителям чужого народа.

Это происходит, вероятно, потому, что отрицательные эмоции индивида накладываются на готовый стереотип, на установки, впитанные, что называется, “с молоком матери”. В этом — причина того, что из черт характера чужого народа предубежденный человек непременно выберет отрицательные и проигнорирует положительные. В то время, как в отношении к собственному народу будет произведено обратное действие. Эта мысль образно сформулирована И.А. Бодуэном де Куртене, а затем использована М. Горьким в “Жизни Клима Самгина”: “Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей” [60, 17] .

Из этого можно сделать вывод: структура национального предрассудка иррациональна . Это особенно страшно потому, что сама сила такого рода антипатии, помноженная на мощь массового бессознательного, соответствует поведению, имеющему дискриминирующий, резко конфликтный характер. Во многих случаях пассивное или завуалированное ощущение национального превосходства переходит в открытую вражду - в неприятие, презрение, нетерпимость к иноэтническому, инонациональному, и, следовательно, в его отторжение. А отсюда недалеко и до погромов, судов Линча и геноцида. К сожалению, для того, чтобы этнонациональные предрассудки реализовались таким образом, обычно не нужны веские основания, достаточно лишь внешних поводов.

Что же касается этнических стереотипов, то они неизбежны до тех пор, пока на земле существуют этносы и нации. Ведь стереотипы выполняют в бытии этноса несколько в высшей степени важных функций.

Основная из них, которая уже была упомянута, это функция “экономии мышления” или “экономии усилий” , выражающаяся в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты, а “подводить” их под какую-то схему. Это не уберегает от ошибок, зачастую умножают их, но дают хоть какие-то предварительные критерии ориентации в малознакомом мире.

Вторая важнейшая функция этнических стереотипов — защита групповых ценностей и консолидация этноса : ведь стереотип — это крепость, защищающая наши традиции, за стенами которой мы чувствуем себя безопасно и комфортно.

Существенна также и функция самооправдания : если к какому-нибудь этносу относишься плохо, то оправдываешь свое отношение к нему как к низшему по развитию и культуре, или по моральному облику и образу жизни при помощи соответствующего отрицательного стереотипа.

Стереотипы в высшей степени устойчивы, но не неизменны: они динамичны в той степени, в которой динамичен и сам этнос. В одних культурах они меняются быстрее, в других - медленнее, но меняются и обряды, и обычаи, и нормы взаимоотношений. Л.Н.Гумилев пишет об этом: “Взглянем, например, на Англию. Разве можно узнать потомка свирепого сакса, убивавшего кельтских ребятишек, в веселом браконьере Робин Гуде или в стрелке из “Белого отряда”, а его прямого потомка - в матросе-корсаре Френсиса Дрейка или в “железнобоком” солдате Кромвеля? А их наследник — клерк лондонского Сити, то аккуратный и чопорный в викторианскую эпоху, то длинноволосый декадент и наркоман XX века? А ведь Англия всегда была страной консервативной. Что же говорить о других этносах, на облик которых влияет не только внутреннее развитие, но и посторонние воздействия - культурные заимствования, завоевания, влекущие за собой принудительные изменения обычаев, и наконец, экономические нажимы, меняющие род занятий и насильственно регулирующие потребности этноса.

Говоря о стереотипе поведения этноса, мы обязаны всегда указать эпоху, о которой идет речь. И не следует думать, что так называемые “дикие” или “примитивные” племена более консервативны, нежели “цивилизованные” нации... Достаточно было организовать в Канаде продажу водки, а на Таити — консервов, и сразу же менялся стереотип поведения дакотов и полинезийцев, причем редко к лучшему. Однако во всех случаях изменения шли своим путем, на базе уже сложившихся навыков и представлений” [27, 94-95 ] . В свою очередь, достаточно вспомнить, что именно осознание своего поражения во Второй Мировой войне как во многом заслуженного оказало колоссальное положительное воздействие на изменение национальной психологии немцев и их отношение к другим народам.

Стереотипы народов различны, поскольку различны их базисные представления и ценности. Ценность — это единство двух компонент: с одной стороны, ценность всегда предполагает, что какому-то субъекту или явлению придается определенное значение, а с другой — что отношение к этому значению всегда эмоционально окрашено.

Каждая сфера культурной деятельности человека обладает присущим ей ценностным измерением: так, ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, религии, науки, искусства достаточно автономны. Но существует и более высокий уровень ценностей, во многом определяющий все названные: это смысложизненные или экзистенциальные ценности . Само осознание конечности собственной “земной” жизни (даже при вере в бессмертие души) и заставляет человека задуматься о том, в чем смысл его существования. Именно смысложизненные ценности и направляют ход человеческого бытия, задают ему цели, помогают выработать нормы и идеалы.

Но из какого резервуара человек черпает эти определяющие его жизнь ценности и смыслы?

Из своей культуры. Ценностные структуры, в соответствии с которыми люди конкретной этнической общности строят свое повседневное поведение и “выбирают” идеалы и смыслы, являются наиболее значимой частью сознания данного этноса.

Во все времена отдельный человек так или иначе связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения прежде всего в культуре своего народа. Поэтому мы можем причислить этнические ценности к разряду экзистенциальных.

Этнические ценности — это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще. То, что мы называем “общечеловеческими идеалами” первоначально возникает лишь в сознании наиболее выдающихся представителей отдельных национальных культур, и то, в основном, начиная с эпохи Ренессанса; постепенно распространяется в среде гуманитарной и научной интеллигенции и лишь со второй половины 20 в. проникает в массовое сознание. Даже в настоящее время на массовом уровне общечеловеческие ценности существуют в виде ценностей этнонациональных.

В культуре любого народа существуют некие основания, на которых базируется устойчивость этнического стереотипа поведения, да и этническое самосознание в целом. Это так называемые “этнокультурные доминанты психики” , диктующие данному народу определенные нормы, ценностные ориентиры, идеалы. Они выступают в виде императивов поведения членов данного этноса. Назовем лишь некоторые из них:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

культуры Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции 5 территории
Англо русско английский перевод превратил телеграмму женевьева исключена за проказы в женевьева
Исторично
Превратились в европейский народ
Чем уже культурный кругозор человека

сайт копирайтеров Евгений