Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2 — Как же ты, Исхомах, — спросил я, — разместил их ей?

— Конечно, я счел нужным прежде всего показать ей дом.
В нем нет лепных украшений, Сократ, но комнаты выстрое
ны как раз с таким расчетом, чтобы служить возможно более
удобными вместилищами для предметов, которые в них бу
дут, так что каждая комната сама звала к себе то, что к ней

•  подходит. Спальня 1 , расположенная в безопасном месте,
приглашала самые дорогие покрывала и домашние вещи,
сухие части здания — хлеб, прохладные — вино, светлые —

•  работы и вещи, требующие света. Убранство жилых комнат,
указывал я ей, состоит в том, чтобы они летом были прохлад
ны, а зимой теплы. Да и весь дом в целом, указывал я ей, фа
садом открыт на юг, так что совершенно ясно, что зимой он

s хорошо освещен солнцем, а летом — в тени 2 . Затем я указал

ей, что женская половина отделена от мужской дверью с за совом, чтобы нельзя было выносить из дома, чего не следует, и чтобы слуги без нашего ведома не производили детей: хорошие слуги после рождения детей по большей части ста новятся преданнее, а дурные, сочетавшись, получают больше удобства плутовать. После этого осмотра, говорил он, мы 6 стали уже разбирать домашние вещи по группам. Прежде всего мы начали собирать предметы, нужные для жертвопри ношений. После этого стали отделять женские праздничные наряды, мужскую одежду для праздников и для войны, по крывала в женской половине, покрывала в мужской полови не, обувь женскую, обувь мужскую. Отдельную группу вещей i составило оружие, отдельную — инструменты для пряжи шерсти, отдельную — принадлежности для печения хлеба, отдельную — посуда для приготовления кушанья, отдель ную — принадлежности для мытья, отдельную — вещи для замешивания теста, отдельную — столовая посуда. Мы положили в разные места также вещи для повседневного употреб ления и вещи, нужные для пира. Отдельно отложили мы за- 8 пасы, расходуемые за месяц, в особое место убрали запасы, рассчитанные на весь год: так виднее, чтобы их хватило до конца года. Разобрав все домашние вещи, мы разложили все их по соответствующим местам. После этого предметы, упо- 9 требляемые слугами ежедневно, как, например, для выпечки хлеба, для приготовления кушанья, для прядения шерсти и тому подобные, мы отдали в распоряжение им самим, пока зав, куда класть, и велели им беречь. А предметы, употребля- ю емые нами в праздники, при приеме гостей или в каких-нибудь редких случаях, мы сдали в распоряжение управитель нице, указали их места, пересчитали, записали все и сказали ей, чтобы она давала, кому что надо, помнила, что кому дает, и, получая обратно, убирала опять в то самое место, где что взяла.

В управительницы мы выбрали после тщательного об- и суждения женщину, самую воздержанную, на наш взгляд, по части еды, вина, сна и общения с мужчинами, которая, кро ме того, обладала очень хорошей памятью, боялась наказа ния от нас в случае небрежности и старалась угодить нам и за то получить от нас награду. Мы приучали ее даже относиться к нам с участием: делились с нею радостями, когда радова-

250

Ксенофонт. Сократические сочинения

Домострой

251

13 лись, а в печальные минуты приглашали делить горе. Мы старались также заинтересовать ее в увеличении нашего бо гатства: посвящали ее во все дела и делали участницей наше го благосостояния. Мы старались привить ей также любовь к честности: честные пользовались у нас большим уважени ем, чем бесчестные, и мы указывали, что честные живут бо гаче бесчестных, что жизнь их более похожа на жизнь свобод ных людей, и ее самое относили к числу таких людей. После

н всего этого, Сократ, я сказал жене, что от всего этого не будет никакого толку, если она сама не будет заботиться, чтобы каждая вещь всегда сохраняла свое место. Я указывал ей, что и в благоустроенных городах граждане считают недостаточ ным издавать хорошие законы, а помимо этого выбирают блюстителей законов, которые имеют надзор за гражданами: соблюдающего закон хвалят, а кто поступает вопреки зако-

•  нам, того наказывают. Так вот, я советовал жене, чтоб и она
считала себя блюстительницей законов над всем находящим
ся в доме, проверяла бы вещи, когда найдет нужным, напо
добие того как начальник стражи проверяет часовых, осмат
ривала бы, в хорошем ли состоянии каждая вещь, подобно
тому как Совет осматривает лошадей и всадников 3 , и, как
царица, хвалила бы и награждала, чем может, достойных,

•  бранила бы и наказывала, кто этого заслуживает. Кроме того,
я внушал ей, что с ее стороны было бы несправедливо тяго
титься тем, что на нее я возлагаю больше трудов по хозяйст
ву, чем на слуг: я указывал, что участие слуг в хозяйских ве
щах ограничивается тем, что они их носят, держат в поряд
ке, берегут, а пользоваться ни одной вещью им нельзя без
разрешения господина; все принадлежит хозяину, так что он

•  может любой вещью распорядиться, как хочет. Поэтому, кто
получает больше всех пользы от сохранения вещей в целос
ти и больше всех убытка от уничтожения их, тому, объяснял
я, должно быть и больше всех заботы о них.

is — И что же, Исхомах? — спросил я. — Твоя жена после этих наставлений послушалась ли тебя хоть сколько-нибудь? — А то как же? — отвечал он. — Она сказала мне, Сократ, что я неправильно сужу о ней, если думаю, будто налагаю на нее тяжелую обязанность, внушая ей, что необходимо забо титься о хозяйстве. Тяжелее было бы, прибавила она, если бы я налагал на нее обязанность не заботиться о своем добре, чем

заботиться о нем. Так, видно, устроено, закончила она: как о 19 детях заботиться порядочной женщине легче, чем не забо титься, так и об имуществе, которое радует уже тем, что оно свое, заботиться порядочной женщине приятнее, чем не за ботиться.

Глава 10

Отучение жены от румян и белил и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве

Тогда, продолжал Сократ, услышав, что жена ему так ответила, я сказал:

•  Клянусь Герой 1 , Исхомах, жена твоя, судя по твоим сло
вам, обнаружила мужской склад ума.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ксенофонт. Домострой истории культуры 13 спросил
Ксенофонт. Домострой истории культуры 9 спросил
Если лошадей держать тебя заставляет необходи мость хозяйство показать
Ксенофонт. Домострой истории культуры 13 состояния
Сократические сочинениядомострой275стал предлагать мне вопросы по отдельности

сайт копирайтеров Евгений