Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

18 См. письмо Фуко от 7 июня 1967 года к Жоржу Кангийему, цитируемое Эрибоном: Eribon, Foucault, p. 205. То, что в этом письме точно отражены твердые убеждения Фуко, подтвердил Даниэль Дефер в письме к автору от 8 января 1991 года.

19 Colloqui con Foucault, Salerno, 1981 (int, 1978), V, p. 20; cf. et, p. 134. Georges Sorel, Reflections on Violence, trans. J.Roth and T.E.Hulme. New York, 1961, p. 127 (из четвертой главы о “Пролетарской забастовке” как мифе).

20 См.: Eribon, Foucault, p. 206. О решении Фуко и о том, что студенты просили его остаться, мне сообщил Даниэль Дефер в письме от 8 января 1991 года.

21 Colloqui con Foucault, Salerno, 1981 (int, 1978), V, p. 19.

22 В этом отношении я считаю, что образ, созданный Эрибоном в его биографии, вводит в заблуждение. Эссе Фуко 1968 года — “Reponse r une question” — aелает отчетливо видимым множество нитей, связывающих его занятия языком в середине шестидесятых с его интересом к политике после Мая 1968 года. (См. “Reponse r une question”, Esprit, 371, May 1968, esp. pp. 871-74; “Politics and the Study of Discourse”, Ideology and Consciousness, 3, Spring 1978, pp. 24-26). На этих страницах подводится итог “гипотезе” Фуко о связи его занятий с “une politique progressiste” — выражение, которым Фуко по понятным причинам никогда не пользовался: с последовательной ницшеанской точки зрения, идея “прогрессивной политики”, которая не столь уж самоочевидно связана с либеральным или социалистическим движениями левых, представляет собой подлинный оксюморон. Поистине, наиболее интересным в этом эссе является то, что в нем отсутствует. Вопрос, на который Фуко давал ответ, выглядел следующим образом: “Разве мысль, которая вносит разрыв и ограничение системы в историю разума, не лишает прогрессивное политическое вмешательство своей основы? Разве не приводит оно к следующей дилемме: либо принятие системы, либо апелляция к неприрученному событию (l’evenement sauvage), к взрыву внешнего насилия, которое одно только и способно выбить систему из колеи” (p. 850; p. 8). В своем эссе Фуко заявляет: “Я почти целиком согласен с этим диагнозом”. Он не соглашается с идеей, что его образ мысли влечет за собой “принятие системы”, но он ничего не говорит и о возможности апелляции к “l’evenement sauvage” — по той простой причине, что, с его точки зрения, это приводит к совершенно неверному истолкованию самой главной (хотя и не единственной) основы политических сдвигов. Он очень сжато изложил свою точку зрения по этой проблеме десять лет спустя в своем эссе: “Inutile de se soulever?” в “Монд” (11 мая 1979 года): “Нельзя объяснить, почему человек восстает. Его действие — это обязательно разрыв, прерывающий нить истории и ее длинную каузальную цепь для того, чтобы человек мог искренне предпочесть опасность погибнуть неизбежной необходимости повиноваться” (p. 1). Резкое отличие подобной идеи от гегелевской диалектики раба и господина (которая основывается на схожей готовности умереть) заключается именно в том, что Фуко делает антидиалектический акцент на “несвоевременном” (в ницшеанском смысле — “разрыв, прерывающий нить истории”) как атмосфере восстания. В дальнейшем повествовании будут показаны сложные практические последствия такого образа мысли в политике.

23 Colloqui con Foucault, (int, 1978), V, pp. 19, 20. См. также: Eribon, Foucault, pp. 91, 270 о том, что Дюмезиль отказывался принимать всерьез левацкую политику Фуко.

24 О реформах Фуше см.: Schnapp and Vidal-Naquet (eds.), The French Student Uprising, pp. 15-16. Составители этого сборника документов убедительно опровергают делаемое иногда утверждение, что основной причиной студенческого движения Мая 1968 года стали реформы Фуше. Пояснения Фуко относительно реформы системы образования 1966 года см.: “Entretien,” La Quinzaine Litteraire, 5 (16 May 1966), p. 15.

25 “Conversazione con Michel Foucault” (int), La Fiera Letteraria, 39, 28 September 67.

26 Colloqui con Foucault, V, p. 21.

27 Maurice Blanchot, Michel Foucault tel que je l’imagine. Paris, 1986, pp. 9-10. Обстоятельства этой встречи описаны Даниэлем Дефером в письме к автору от 8 января 1991 года.

28 Eribon, Foucault, p. 204.

29 Colloqui con Foucault, (int, 1978), p. 74. Что касается представлений Маркса о “новом человеке”, я пересказываю их наиболее лирическое выражение по: Маркс К.Конспект книги Джемса Милля “Основы политической экономии” // Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2-е изд. Т. 42. С. 5-40.

30 Colloqui con Foucault, (int, 1978), p. 75. Взгляды Ницше я пересказываю по: Ницше Ф.Так говорил Заратустра // Ницше Ф.Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 8-9.

31 О конце революционного момента во Франции см.: Fraser (ed.), 1968, pp. 226-230.

32 Более подробно об участии Фуко в затее с Венсеном см.: Eribon, Foucault, pp. 208-210.

33 См.: “Postface,” Schnapp and Vidal-Naquet, (eds.), The French Student Uprising, p. 597.

34 См.: Hamon and Rotman, Generation, II, p. 64; Eribon, Foucault, p. 215.

35 См.: Eribon, Foucault, pp. 215-16. Серр, потрясенный хаосом Венсена, вскоре сбежал, но Шателе остался. Впечатления Шателе см.: Francois Chatelet, “Le mai permanent de l’universite,” Magazine Litteraire, 112-113. May, 1976, p. 27.

36 См.: Ibid., p. 216. Глюксман рассказал мне о попытке Фуко позвать его на работу в своем интервью 26 марта 1990 года. Иную точку зрения на преподавателей-маоистов в Венсене см: Elisabeth Roudinesco, Jacques Lacan & Co., trans. Jeffrey Mehlman. Chicago, 1990, pp. 553-554.

37 О “Пролетарской левой” вообще и ее активистах в частности см.: Bernard Kouchner and Michel-Antoine Burnier, La France sauvage. Paris, 1970, p. 159. Компетентная оценка на английском языке: Belden Fields, “French Maoism,” in Sohnya Sayres et. al., (eds), The Sixties Without Apology. Minneapolis, 1984, pp. 148-177. Наиболее обстоятельный французский источник: Hamon and Rotman, Generation.

38 См.: Мао Цзэдун. Война и вопросы стратегии (6 ноября 1938 года).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Условия содержания во французских тюрьмах зачастую были поистине невыносимыми тюрьма была превосходным символом
Изменить сознание
Использовав средства массовой информации в качестве мегафона
В те пьянящие дни мая 1968 года студенты парижа
Культура Миллер Д. Будьте жестокими

сайт копирайтеров Евгений