Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Миф о Женщине с металлом известен нам во множестве вариантов.
По всей общей экономике они совершенно не отличаются, за исключени-
ем одного момента: то миф объясняет, почему медь стало трудно
добывать, то почему европейцы, а не индейцы, в настоящее время
владеют металлами. Следовательно, в обоих случаях речь идет о том,
чтобы дать отчет об утрате, относительной в одном случае и абсолют-
ной в другом. Но везде героиня — это женщина дене, которую похитил
--------------------------
7 Вероятно, этому обороту соответствует русская идиома "железная женщина".
73

охотник-эскимос, препроводил ее на север и женился на ней. У них
родился сын; однажды женщина сбежала вместе с ним. Вооруженная
шилом, вбитым в один из концов палки, она сумела убить карибу,
которого сварила. Ребенок набросился на мясо с такой прожорливо-
стью, что женщина напугалась и оставила его. Она проследовала одна
на юг. По пути заметила сверкающие вспышки света, которые сперва
приняла за огни лагеря: это был блеск от какого-то неизвестного вещест-
ва, из которого она смогла выковать себе нож. Женщина вновь от-
правилась в путь, прибыла к своим, сообщила им о своем открытии. Она
согласилась проводить мужчин к меди при условии, что они обязуются
относиться к ней почтительно. Однако когда мужчины изготовили все
металлические орудия, какие им хотелось, они ее изнасиловали. Жен-
щина отказалась возвращаться с ними и осталась на месте. Во время
своего следующего путешествия мужчины обнаружили ее на том же
месте, но зарытую по пояс в землю; медь также была наполовину вбита
в землю. Она опять отказалась сопровождать мужчин и приказала им,
когда они вернутся, принести ей мяса. На следующий раз женщина
и медь исчезли. Мужчины оставили там мясо. Годом позднее они снова
ее обнаружили — превращенную в медь, слишком жесткую либо слиш-
ком мягкую, в зависимости от происхождения или из печени, или из
легких. В других версиях говорится лишь о том, что медь исчезла под
землей.

В другой книге мы противопоставили два образа — образ пироги
и плавающего острова, полагая признать здесь два подвижных тела на
поверхности воды: одно коннотирует культуру, а другое — природу.
Миф о Женщине с металлом подтверждает такую интерпретацию. Убе-
жавшая женщина издали замечает группу карибу, которую она сперва
принимает за плавающий остров. Согласно по меньшей мере одной
версии, каждую ночь женщина пришвартовывает лодку, в которой она
спасается, к шесту, воткнутому в воду; она располагается биваком на
мелководье моря, и ее неподвижное судно становится ей домом. Ничем
лучше не маркировать, и даже двояко, что разрывающий брачный союз
побег женщины — это противоположность путешествию в пироге, хотя
он и осуществляется так же, по воде. Действительно, для других амери-
канских мифов путешествие в пироге символизирует поиски супруги на
хорошем расстоянии, в противоположность браку женщины из данного
мифа, похищенной эскимосом, который происходит "очень далеко на
севере, по другую сторону воды", то есть на расстоянии чрезмерном для
того, чтобы брак имел шансы продолжаться. Этому слишком отдален-
ному союзу, насильственно осуществленному врагом, противопоставля-
ется поведение явно чрезмерное — хотя и в другом смысле — близких
героини, совершающих по меньшей мере социальный инцест, насилуя ее,
— ошибку, из чего проистекает утрата меди либо добыча ее отныне
делается трудной.

Это прочтение мифа дене в терминах социологического кода подкре-
пляется симметричным мифом, обнаруживаемым у тлинкитов. Инце-
стозные брат и сестра продолжают отношения, разделившись. Брат
становится Птицей-Громовником, ответственным за ураганы и штормы.
74

Один раз в год, во время сезона бурь, он возвращается навестить свою
сестру. Она, называемая в старых источниках Агишанак, а в более
недавних — Хайиканак, была вкопана в землю на вершине горы. С тех
пор она поддерживает колонну, на которой покоится земля, из друже-
ского расположения к людям, зажигающим огонь и согревающим ее,
ибо, когда она испытывает голод, земля трясется и люди жгут жир,
чтобы ее накормить. По другим версиям, толчки земли происходят,
когда она сопротивляется Ворону, богу-обманщику, который, чтобы
уничтожить людей, толкает ее и старается заставить отпустить колонну,
поддерживающую землю. Если этот миф о происхождении землетрясе-
ний находится в отношении симметрии с мифом дене, то отсюда должно
следовать, что движение, посредством которого героиня этого послед-
него мифа погружается вместе с медью в землю, — это землетрясение
навыворот: в одном случае земля открывается, а в другом — запирается.
Мы к этому еще вернемся.

Две другие детали ненадолго привлекут внимание. В недавних верси-
ях мифа тлинкитов брат и сестра, виновные в слишком близком союзе,
произошли от брака женщины с собакой, то есть от слишком отдален-
ного союза, воссоздающего арматуру мифа дене и других мифов, уже
рассмотренных нами. Более того, до своей ошибки инцестозный брат
совершил действие, достойное похвалы, украв у медведя его "свер-
кающий и режущий обруч", который он разламывает надвое, и эти части
запускает в небо, где они становятся радугой.

Мы вновь находим этот обруч южнее, у сэлиш, сперва в мифе группы
сквамиш, объясняющем происхождение меди. При посредстве мифа
тлинкитов этот миф приводит к мифу дене, посвященному той же теме.
У каждого из двоих братьев было по шестеро сыновей. Младший из
сыновей одного брата страдал выступанием желудка. Однажды двенад-
цать мальчиков заметили мужчину на вершине горы. Он бросал боль-
шой медный круг, блестевший на солнце, и возвращал его к себе, делая
вдох. Им удалось похитить круг, передавая его во время бегства из рук
в руки; но владелец отправился за ними в погоню и убил их одного за
другим, за исключением безобразного младшего, метнувшего в против-
ника выступ своего желудка. Выступ превратился в густой туман, благо-
даря которому мальчик скрылся.

В отчаянии от смерти своих сыновей его отец и дядя бросились
в огонь очага, глаза их брызнули, подобно искрам, на север — глаза
справа и на юг — глаза слева. Тотчас же поднялся туман. После этой
демонстрации скорби дядя мальчика, оставшегося в живых, принялся
ковать и сделал из круга медные доспехи. Защищенный таким образом
и вооруженный рогами дикого барана, он умертвил убийцу своих сыно-
^й, из желудка людоеда извлек их невредимые сердца, поместил на
место и оживил мальчиков. Затем дядя превратил свои доспехи в краси-
вого молодого мужчину, в которого вдунул жизнь. Сделанный из меди,
тот был неуязвим и стал могучим вождем и великим охотником.

Одно из верований квакиутль проясняет тему выступающего желуд-
кa. Если вы коснетесь жабы, говорят эти индейцы, она устроится в ва-
шем желудке. Вы будете страдать от ненасытного голода, ваша кожа
позеленеет, как кожа жабы, и ваши глаза станут выступать наружу. Вы
75

будете ходить из дома в дом, выпрашивая пищу. Жаба разрастется
в вашем желудке; он распухнет, и вы умрете. О прожорливых детях
говорят, что они подобны людям с жабой в желудке.

Это — точное истолкование, ибо оно позволяет сблизить прожор-
ливого ребенка из мифа дене и молодого героя из мифа сэлиш, наделен-
ного выступающим желудком. Это один и тот же персонаж, значимость
которого тем не менее инвертируется от одной группы к другой. Гораз-
до южнее, у васко — чинук Нижней Колумбии, в одном из мифов
говорится о плачущем ребенке; ему только один год, он знает о про-
шлом и предсказывает будущее, у него большой желудок, звучащий
подобно колоколу, по которому ударяют. Однажды мать предложила
своему старшему сыну утоптать желудок младшего, чтобы его умень-
шить; оттуда вышли змеи, ящерицы и лягушки. Позднее мальчики убили
солнце, жар которого был нестерпим для людей. Старший занял место
дневной звезды, а младший стал луной. С тех пор солнце было менее
раскалено, и эти звезды регулярно чередовались на небе.

Ясно, что эти мифы переводят в термины космологического кода
проблему "установления на хорошем расстоянии", сформулированную
в социологических терминах теми мифами, что мы рассмотрели прежде.
Подобно брату и сестре, навсегда разделенным, из мифа цимшиан (с. 67),
глаза обоих отцов из мифа сэлиш, превратившись, как можно полагать,
в звезды, расходятся на север и на юг. У чинук мальчик с большим
животом, звучащим, как сделанный из металла, становится луной, а его
брат — солнцем, на хорошем расстоянии друг от друга и также на
хорошем расстоянии от земли. Однако томпсон, которые суть сэлиш
внутренней части, делают из персонажа, одетого медью — напомина-
ющего в особенности героя мифа их соседей сквамиш, — сына солнца;
ввиду этого они называют одно жесткокрылое насекомое бронзового
цвета "сыном Солнца".

Мы только что упомянули томпсон. У этих индейцев совместно с их
соседями шусвап имеется миф, также весьма близкий к мифу сквамиш,
за исключением того, что сыновья двух мужчин — их здесь зовут Койот
и Антилопа — крадут не медный обруч, а золотой или
медный мяч, в разных версиях, и наполняют испражнениями. Койот
завладевает мячом, принесенным единственным выжившим сыном Ан-
тилопы (все его близкие умерли), и превращается в оленя, покрытого,
подобно доспехам, металлической оболочкой от мяча. Он смело высту-
пает против убийцы своих сыновей и племянника, но погибает в сраже-
нии, поскольку одна точка его тела осталась уязвимой. В других версиях
сообщается, что дети Койота и Антилопы поженились; эти смешанные
браки стали причиной различий в цвете кожи и волос, что в настоящее
время наблюдается у индейцев. В другом месте эти различия объясняют-
ся женитьбой Койота на двух женщинах, соответственно с белой и крас-
ной кожей; либо еще: миф принимает во внимание действительную
отдаленность двух животных семейств, дающих имя отцам героев. Итак,
космологический либо социологический код здесь становится анатоми-
ческим или зоологическим, но это обычно все та же проблема 9 — оценки
различительных промежутков, — о которой идет речь.
---------------------------
9 "все та же проблема — оценки различительных промежутков ..." — здесь вопрос о квантификации мысли лишь упоминается в связи с логикой перекодировок. В прежних работах —"Тотемизм сегодня", "Неприрученная мысль", "Сырое и вареное" Леви-Строс неоднократно писал о "дифференциальных промежутках" как существенной характеристике квантифицированности мифологического мышления ("дикой", "неприрученной мысли"), прибегающего к различного типа дискретным кодам.
76

Задержимся еще на минуту на космологическом коде и, чтобы его
рассмотреть, сделаем еще один оборот. Сэлиш континента объясняют
существование радуги или солнца следующим образом: вначале медный
круг, похищенный мальчиком — то хромым (а следовательно, страда-
ющим походкой с ненормальной периодичностью), то грязным, покры-
тым язвами, в котором без труда узнается герой мифов о происхожде-
нии swaihwe (см. с. 30, 32). В одной версии группы скокомиш уточняется,
что некогда блестящий обруч был игрушкой богачей, тогда как у бедных
не было чем развлечься. Похищение обруча положило конец этой не-
справедливости. Стал ли медный обруч солнцем (версия колиц) или его
кража оказалась побочной причиной появления радуги, как говорят
скокомиш, отныне эти небесные объекты будут блистать для всех, вне
зависимости от социального ранга или удач.

Возвращаясь с этими мифами к сэлиш, откуда мы отправлялись
в начале данной книги, мы замыкаем обход по кругу. Но это верно
и в другом смысле: с мифом скокомиш медь, так сказать, демократизи-
руется, поднимается на небо, откуда, у островных сэлиш, она вначале
спускалась в аристократическом облике: как маска swaihwe, привилегия
нескольких родовитых линий, обладавших, таким образом, магическим
средством разбогатеть. Без сомнения, маска swaihwe не является медью,
но помогает добыть ее. Передаваемое по праву наследования или через
брак, это средство к тому, чтобы разбогатеть, находится в руках приви-
легированных лиц, взимающих ренту с тех, кто также хочет им пользо-
ваться. Это показывает, что в группах, где существует маска, относящие-
ся к ней мифологические представления остаются подчиненными социо-
экономической инфраструктуре; они не могли бы претендовать на то,
что обосновывают ее, если бы прежде всего не отражали ее.

Следовательно, значимо то, что мифы, гипостазирующие медь в ви-
де небесных тел, происходят из групп сэлиш, наделенных социальной
организацией, определенно уже не эгалитарной, как у их соседей, но не
имеющих маски swaihwe. Лишенные этого средства санкционирования
и увековечения неравенства благодаря аппарату магии и ритуала, они
смогли позволить себе с наименьшими затратами роскошь идеологии,
которая каким-то образом, поистине метафорическим (ибо радуга и со-
лнце, сверкающие на небе подобно меди на земле, имеют в таком
контексте значимость метафоры), дарует наслаждение медью в наиболь-
шей степени. На самом деле это наслаждение, обещанное мифами,
иллюзорно, ведь оно относится к небесным объектам, предоставля-
ющим всем людям и созерцание себя, и свои блага, а мифы к этим
бесплатным преимуществам прибавляют лишь значимость символа:
символа материальных богатств, которые в реальности и для самых
непритязательных отмерены скупо.

IX

В рассмотренном нами мифе дене (с. 73—74) рассказывается, каким
образом индейцы вначале получили медь — в виде необработанных
кусков, найденных на поверхности. Для этого потребовалось, чтобы
77

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это искусство могучей индивидуальности
При переходе от племен фрейзер к лиллуэт с мифом о происхож дении масок swaihwe произошло нечто
культура ЛевиСтрос К. Путь масок 11 женщина

сайт копирайтеров Евгений