Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другой способ кинематографического действия — практика интервью, которая замечательным образом была применена Офюльсом, Гаррисом и Седуем в их документальной ленте «Печаль и жалость».

Роль интервью состоит прежде всего в том, чтобы столкнуть действующий персонаж с его собственным прошлым, кроме того, интервью противопоставляет представление, которое свидетель имеет о прошлом, с реальностью этого прошлого. Наконец и в особенности, функция свидетельства в этом фильме состоит в том, чтобы заменить комментарий, место которого занимают то вопросы, поставленные свидетелям, то синхронные пояснения событий того времени: никогда Офюльс и Седуй не прибегают к комментарию традиционного типа. Таким образом, судя по всему, историк отступает перед очевидцами, перед обществом, перед свидетель­ством прошлого. Этот способ выражения придает фильму силу звучания, с которым зритель либо согласен, либо нет: и хотя в фильме сила изображения превалирует над силой текста, на этот раз происходит обратное, благодаря новой системе отношений между текстом, устной речью и языком образов.

Фильм как исторический документ. Ниже речь пойдет о фильмах, которые, безусловно, произвольно относят по традиции к разным жанрам: художественные, хроникальные и документальные. Для удобства избраны фильмы 1917—1918 гг., снятые в России, следовательно, это фильмы немые.

Сравним сначала два первых фильма про- и антисоветской направленности:

«Уплотнение» и «Дни ужаса в Киеве». Автором сценария фильма Пантелеева «Уплотнение» был Луначарский. Этот фильм «хотел передать слияние пролетариата и интеллигенции». Это история о профессоре химии, увлеченном передовыми идеями, чей сын ведет агитацию против большевиков. Рабочего с дочерью, живших в сыром подвале, подселяют в квартиру профессора. Вскоре враждебность семьи по отношению к этому рабочему и его дочери исчезает, и квартиру начинают посещать рабочие, а профессор читает лекции в своеобразном клубе, который там образуется. Сын профессора влюбляется в дочь рабочего, и они соединяют свои судьбы. Таково краткое содержание фильма в том виде, в каком он появился в 1918 году.

Автор первого антисоветского фильма «Дни ужаса в Киеве» неизвестен. Он был поставлен с одобрения немецких властей, которые поддерживали Скоропадского. Приглашения на просмотр были на двух языках — немецком и французском. В антибольшевистской борьбе врагом стал, таким образом, союзник: французы высадили свои войска в Одессе. Был ли этот фильм предназначен и им тоже?

Фильм показывает, как красные взяли власть в Киеве. Насилие и беззаконие там правят бал: уважаемые жители ограблены, дома их заняты. «Большевистский

52

ужас» (в немецком переводе) описывает трагедию одной мелкобуржуазной семьи. Отец семейства потерял свое место, потом его бывший слуга, который занимает крупный пост у большевиков, выселяет их вместе с женой из квартиры. Их дочь, которая работает на большевиков, хочет помочь родителям устроиться. Но они отказываются от денег, заработанных бесчестным путем. Отца посылают на принудительные работы, дочь пытается. организовать его побег за границу. Но их обнаруживают, арестовывают и расстреливают.

Все детали усиливают линии этого сценария. Большевики живут в ужасающей тесноте, повсюду царит мерзость, и страх просачивается во все щели. Садист, который возглавляет трудовой лагерь,— это примкнувший к большевикам буржуа, у которого нет ни капли уважения ни к сединам, ни к патриотам. Отношения с большевиками его испортили. Героям из буржуазной среды, напротив, присущи любовь к порядку, честность, прямота. Драму переживает мать. Сначала она проклинает свою дочь, а затем сжимает ее в объятиях, когда она видит, что дочь хочет помочь.

Если сравнивать эти два фильма, то можно констатировать, что несмотря на противоположные цели, они на одну и ту же тему. Они ставят проблему взаимоотношений между защитниками Октября и мелкой буржуазией. Их задача — показать. возможно или нет сосуществование с большевиками. В обоих фильмах драматичен эпизод с разделом квартиры. Аллегорично, что жертвы живут под землей: одни до Октября — в большевистском фильме; другие после Октября — в антибольшевистском фильме. Политическая жизнь проникает в семейную ячейку и разрушает ее. Конец трагичен в обоих случаях, но нам не показывают ни смерть старшего сына, белого офицера, в первом фильме, ни то, как молодая девушка адаптируется к новому режиму — во втором...

Итак, некоторые черты сходства между двумя фильмами выходят за рамки сознательной или бессознательной воли режиссеров: ни в одном из этих фильмов активисты не принадлежат к рабочему классу; в фильме Луначарского активист — лицо подчиненное, и в «белом» фильме «сволочь»-большевик ни разу не предстает в образе рабочего, а только солдата. Второй чертой является то, что в основе идеи сближения классов лежит идиллия, классическая тема мелодрамы по типу Ромео и Джульетты. Однако в «Большевистском ужасе» инициатива исходит от девушки, которая уходит из своей семьи, что «неприлично», в то время как в большевистском фильме она очень сдержанна, и чувствуется, что она хорошо воспитана. Таким образом, два эти фильма, несмотря на противоположную концовку, определяют добро и зло, исходя из поведения девушки...

И наконец, замечено, что в этих двух фильмах полностью отсутствуют крупные мероприятия, которые традиционно связывают с большевистским режимом. Объяснение лежит прежде всего в реальных достижениях декретов советского правительства. Декрет о мире? За империалистической войной последовала война гражданская, плюс борьба с иностранной интервенцией. Декрет о земле? В 1918 г. еще не было забыто, что начиная с лета большая часть крестьян самостийно присвоила себе землю, до того, как Октябрь узаконил и расширил эти меры. Красные не могли также вспоминать самоуправление заводов, поскольку то, что большевики называли «рабочим контролем», пело отходную заводским комитетам.

В общем маразме совершенно ясно, что эти два фильма ставят настоящую проблему: партия большевиков нуждается в буржуазии, если хочет восстановить экономику. Партия это знает, как знают это и белые. Поэтому авторы фильма выстраивают свои пропагандистские идеи вокруг проблем, которые в действительности наиболее травмировали колеблющуюся мелкобуржуазную массу: потеря домашнего очага, экспроприация материальных благ (автомобиль в «белом» фильме), социальное смешивание. К тому времени игра еще не была сыграна, белые хотят запугать буржуазию, чтобы отвратить ее от этого альянса. Красные, со своей стороны, ищут способы ее соблазнить, и вот, в конце фильма Луначарского. скромный профессор становится идейным учителем для всех жителей квартала. Наконец, оба фильма освещают вторжение народных масс (иначе говоря, рабочих) в деловую сферу: их манеры говорят сами за себя.

Анализ серии документально-хроникальных лент времен революции 1917 г. позволяет сделать определенные наблюдения, которые либо подтверждают, либо ставят под сомнение традиционное видение данных событий. Уличные

53

демонстрации могут послужить весьма банальным примером. Существует от­носительно богатая документация; кроме того, так как маршрут шествий в Петрограде был часто один и тот же — по Литейному и Невскому проспектам или в направлении Таврического дворца,— то английские, русские и французские операторы могли занимать удобные позиции для съемок; они договаривались между собой, чтобы их поделить, а значит, им не нужно было ставить тяжелые камеры. Благодаря этим обстоятельствам существует целая серия фильмов об уличных демонстрациях, кроме первомайских, которые проходили на Марсовом поле.

В фильмах фигурируют лозунги, снятые часто в фас или в три четверти, что позволяет установить дату съемок. Так, можно прочитать: «Долой старый режим», «Да здравствует демократическая революция», «Без равноправия женщин нет демократии»,— эти лозунги относятся к самому началу революции; «Долой политику агрессии» и «Мир без аннексий и контрибуций» — датируются апрелем, и т. д. Хорошо отснята демонстрация 18 июня, призывы правых выглядят зачастую так: «Война до победы».

Рассматривая эти кадры, можно констатировать:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Имеющие противоположное значение в фильме александр невский смертельный враг это немец
Это фильмы немые

сайт копирайтеров Евгений