Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Ниже приводится система приемов видеориторики.

Видеориторика

Видеориторика систематизируется на основе текстовой риторики. Подход к описанию риторики более высокой размерности через риторику низкой размерности имеет ряд преимуществ. Описание видеориторики через риторику правомерно в случае пересистематизации текстовых риторических фигур и тропов к особенностям восприятия изображения. Поэтому название групп и элементов классификации носят характер катахрезы[13].

За основу классификации видеориторики принимается момент, в который и происходит действие ее элемента на потребителя при переходе изображения по стадиям внимания[14]. По этому критерию мы выделяем три основные группы классификации: видеосуггестики, видеотропы, видеориторические фигуры. Необходимо отметить, что группы классификации не имеют строгой границы между собой, а элементы изображения могут состоять из нескольких элементов видеориторики.

Большое значение в видеориторике имеет и предвосприятие, первовидение изображения (Артемьева), оказывающее влияние на его оценку потребителем. Факторы, влияющие на предвосприятие, отражены в аспектах качества рекламного изображения.

Элементы видеориторики могут вести как к принятию с положительной оценкой сообщения изображения, так и с отрицательной оценкой. В этом случае рядом с названием элемента видеориторики ставится «–». Перед каждым элементом видеориторики ставится литера «В» для отличия от наименований риторики.

Видеосуггестики. Воздействие происходит в первые моменты перцепции. Видеосуггестики природны, естественны. Их воздействие незаметно.

1.        В-блеск. Блеск объекта

2.        В-контрастность. Повышенная контрастность относительно фона. Крайний случай – фон размыт

(В-контрастность –)

3.        В-яркость (В-яркость –)

4.        В-инверсия. Концентрирование внимания на объекте при помощи направляющих внимание растров, тангирных сеток, композиции, ритмических и цветовых решений, искажений всего поля изображения[15].

(В-инверсия –)

5.        В-эллипсис фона. Отсутствие фона у объекта (фон изображения совпадает с рамочным и внерамочным фоном).

Видеотропы. Для воздействия необходима первоначальная идентификация объекта. В целом, воздействие очевидно связано с деформацией, изменением, возникновением стереотипных связей объекта в соответствующем фрагменте образа мира потребителя.

1.        В-метонимия. Показ места деятельности[16] объекта вместо него самого, перенесение видовых свойств на родовые и обратно, показ содержимого вместо содержащего и обратно. В общем эксплуатация внутренней или внешней связи между объектами или явлениями. Аллегория входит в В-метонимию[17].

(В-метонимия –) Если в процессе метонимизации затрагиваются зоны личностного, социального, культурного табуирования.

2.        В-синекдоха. Показ частей, различных фрагментов деятельности объекта вместо самого объекта. Значение объекта для потребителя увеличивается. (В-синекдоха –) Показ объекта с одних ракурсов и планов замедляет его означивание.

3.        В-метафора. Включение рекламируемого объекта во фрагмент образа мира потребителя через показ объекта уже существующего в нем. Необходим учет характера представлений об уже существующем в фрагменте образа мира объекте у потребителя. (В-метафора –) Если для построения метафоры используется объект, отрицательно оцениваемый потребителем. В-метафорой является видеотроп, когда на изображении нет рекламируемого объекта. Если на изображении присутствует рекламируемый объект, который помещен в контекст, дающий повод для сравнения, то это – В-сравнение. Для В-метафоры принципиальную важность имеет запускающий ключ: фрагмент текста, элемент изображения объекта, контекст, символ. В-метафора обладает более сильным действием, чем В-сравнение.

4.        В-сравнение. Описано в п.3. В видеориторике олицетворение является частным случаем сравнения. При этом объект показывается таким образом, что это вызывает ассоциацию с некоторым существом. (В-сравнение –)

5.        В-гипербола. В видеориторике есть несколько ее разновидностей:

·           Изображение гораздо больше реального и его угловые размеры таковы, что оно ощутимо больше потребителя, его воспринимающего. Близка к видеосуггестикам. Имеет значение качество изображения и его текстура.

·           Изображение гораздо больше реального объекта, потребитель об этом знает, но угловые его размеры не дают повода к представлению о нем, как о большом.

·           Объект на изображении гораздо больше обычных размеров объекта, что выявляется в сравнении с другими элементами изображения, но меньше реального объекта. Важным является то, какой элемент изображения потребитель примет за недеформированный, эталонный.

В-гипербола обладает большой силой тогда, когда при ее когнитивной переработке в потребителе взаимодействуют две тенденции категоризации изображенного объекта. Он и привычный и – больше обычного, и реальный и ирреальный одновременно. Это «мерцание» объекта в значительной степени связано с качеством изображения. Для В-гиперболы важна и текстура изображения[18]. Текстура изображения по-видимому является одним из инвариантов расстояния до него.

Необходимо различать В-гиперболу, способствующую отрицательной оценке изображаемого объекта и В-литоту, представляющую приуменьшение объекта, его свойства или характеристики без его отрицательной оценки.

6.        В-литота (смотри п.5.). Снижение реальности объекта[19].

7.        В-эллипсис. Изображение объекта без других, логически необходимых элементов изображения или на преувеличенно измененном фоне[20]. В-эллипсис способствует повышению значимости объекта для потребителя.

8.        В-анаколуф. Нарушение причинно-следственных, сочинительно-подчинительных связей. Невероятное, несовместимое сочетание изображаемого объекта и других элементов изображения. Изображение объекта и других элементов воспринимается реальным. Изображение не является В-сравнением, не вызывает ассоциаций. Произведения Эшера тоже имеют отношение к В-анаколуфу.

9.        В-ошибка:

·           Изображение объекта в обычном контексте, возникшее при съемке с короткой выдержкой (остановленное движение). Увеличивает значимость объекта.

·           Фотографические формальные искажения объекта, искажения в результате компьютерной обработки изображения. Чаще всего служат для выражения экспрессии, вызывающей определенное эмоциональное отношение у потребителя.

В-ошибка – Изображение объекта с как бы сильно увеличенной выдержкой при фотосъемке. Объект смазан или «растворяется» на фоне. Уменьшение значимости объекта. Исключение составляет иллюстрация скорости объекта с помощью В-ошибки –.

В-ошибку – необходимо различать с В-умолчанием. Этот видеотроп создается заданием на снимке некоторой информационной недостаточности, в общем контексте загадочности и таинственности.

10.    В-умолчание (см. п. 9).

11.    В-асиндетон. Основан на смешении потребителем связей по сходству и по смежности. Изображение искомого объекта в непосредственной близости с объектами, относительно которых у потребителя существует положительная оценка. В-асиндетон может применяться и как «фигура изобилия». В этом случае на изображении нагромождаются некоторые элементы[21].

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

сайт копирайтеров Евгений