Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с которой предание связывает чудесное обретение песнопения “Достойно есть”. Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы Маюмского (“Честнейшую херувим...”), после того как архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Это событие предание относит к IX веку. Икона, перед которой молился инок, получила наименование “Достойно есть”. Судя по сохранившимся спискам, на ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком — по пояс, а вокруг — летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память 11 (24) июня.

ДРЕВО ИЕССЕЕВО — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином (см. Двенадцать колен Израиля) из царского рода Давида, сына Иессеева. Заимствовано из пророчества Исайи (Ис XI, 1-5). Полностью родословие Иисуса Христа приведено в Евангелиях от Матфея (Мф I, 1-17) и от Луки (Лк III, 23-38). Икона “Древо Иессеево” представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.

 

Е

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из семи таинств Православной Церкви; причащение присуствующих на литургии Телом и Кровью Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина (Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками (см. Тайная вечеря), во время которой он преломил хлеб и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф XXVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 17-38). Таинство причащения, учрежденное самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в нем причастниками тела Христова, т. е. христианской церкви. Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, т. е. там, где собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два изображения Христа — причащающего вином, а также изображения прислуживающих ангелов.

ЕКТЕНИЯ (греч. — распространение) — ряд молитвенных прошений, входящий в православное богослужение и обнимающий все существенные нужды и потребности христианской церкви. Главные виды ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Первые две (соответственно — 11 прошений и 2 прошения) называются также мирными, поскольку провозглашаются диаконом (или священником) после возгласа “Миром Господу помолимся” на литургии и вседневной вечере. Изложения текста ектений встречаются в сочинениях церковных писателей, начиная с IV века.

ЕЛЕОН — гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные и, в особенности, новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались дом Лазаря и Гефсиманский сад; с нее спускался Христос во время Входа в Иерусалим, там произошло Вознесение Господне.

ЕЛЕУСА (греч. — милостивая) — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениями Богоматери (см. Гликофилуса).

ЕНОХ — седьмой ветхозаветный патриарх после Адама; за свою праведность был взят живым на небо (Быт V, 2-24). Согласно апокрифической книге Еноха, он был призван Господом для суда над падшими ангелами. До Воскресения Христова Енох и Илия, также взятый живым на небо, были единственными людьми, пребывавшими в Царствии Небесном — это нашло свое отражение в некоторых изображениях Страшного Суда.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами.

ЕФРЕМ СИРИН, преподобный (нач. IV в. — 373 г.) — подвижник и проповедник. Происходил из города Низибия в Месопотамии. Вел подвижническую жизнь в окрестностях родного города под руководством отшельника Иакова Низибийского, а затем — в пещере близ Эдессы, где проповедовал и обращал язычников в христианство. Незадолго до смерти был рукоположен в диаконы Василием Великим, отказался от епископского сана. Автор ряда богословских и нравоучительских сочинений, а также молитвенных песнопений. Среди его наследия особой популярностью пользовалась группа произведений эсхатологического характера — слова о Страшном Суде, конце мира, пришествии Антихриста и пр., которые, наряду с текстами Св. Писания, были использованы в иконографии “Страшного Суда”. Память 28 января (10 февраля).

 

Ж

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ — по свидетельству первых трех Евангелий, галилейские жены, приготовившие миро (благовония и умащения) для погребения распятого Иисуса Христа; первыми получили благовестие о Воскресении Христовом от ангела, явившегося им у Гроба Господня (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1 — 8, Лк XXIV, 2-4) (см. также Воскресение). Память 8 (21) апреля.

ЖЕРТВЕННИК — особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т. е. совершается проскомидия.

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК (Богоматерь Живоносный Источник) — наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым. Храм был основан близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богоматерью. Икона “Богоматерь — Живоносный источник” представляет Богоматерь с младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл — Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ “Живоносного источника” получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5(18) апреля.

 

З

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Архиерей великий воплощения второго
1 богоматерь
Другие символические прообразы жертвы христовой
Превращая ее в храм отсюда богоматерь оранта как олицетворение христианского храма

сайт копирайтеров Евгений