Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Воронцова Л., Филатов С. Церковь достоинства

Старообрядческая альтернатива: прошлое и современность

Сколь однобокой выглядит духовная жизнь современной России в глазах прессы, власти и даже широкого общественного мнения! Как узок спектр религий, которые они дают себе труд заметить. Причем речь идет не о верованиях каких-либо малых народностей, а о религиозных убеждениях, которые исповедует самый многочисленный из российских народов — русские. Стало уже правилом: когда говорят о том, что русский народ после падения коммунистического режима вновь возвращается к религии, то под последней, как правило, подразумевают только одну веру — православие.

Верно в этом мнении лишь одно — в религиозной сфере сейчас действительно преобладают реставрационные процессы. Представьте себе, однако, реставрацию старинной картины, которую современный художник пытается восстановить, используя всего лишь одну-две краски. Нечто сходное происходит в наши дни в области религии. Нынешняя “реставрация веры” не способна воспроизвести все духовное и культурное многообразие предреволюционной России. А потому возвращение к “дедовской вере” порой оказывается для нашего современника приобщением к вере чужих дедушек и бабушек: своя семейная традиция может быть совершенно утерянной.

Нельзя забывать об одном простом и общеизвестном факте — перед революцией Россия была поликонфессиональной страной — государством, где сосуществовали десятки различных религий. Но теперь, говоря о прошлом, кроме православия вспоминают разве что только ислам. А ведь перед революцией в каждом крупном российском городе был костел, а то и несколько. Не одно столетие бытовал в России протестантизм в лице немецкого и финского лютеранства. Если описать всех сыгравших роль в русской истории лютеран — политиков, ученых, военных, деятелей культуры, — можно издать целую энциклопедию. Таким образом, миллионы наших сограждан и современников имеют в роду хотя бы одного дедушку или бабушку “западной веры”. Правда, внуки чаще всего полностью или почти полностью утратили связь с национальной культурой предков. Они — русские люди, хотя возвращение к вере предков и связано для них не с православным храмом, а с костелом или кирхой.

Но все-таки в прошлом для большинства русских альтернативой православию было не что иное, как старообрядчество, о котором сейчас почти и не вспоминают.

Согласно данным предреволюционной переписи населения, старообрядцами назвали себя десять процентов русских людей — около шестнадцати миллионов человек. Причем скорее всего эта цифра занижена, потому что после многолетних гонений ревнители “древней веры” были склонны скрывать свои убеждения, а не афишировать их.

Тем не менее перед революцией старообрядцы занимали видное положение во многих сферах народной жизни. Вчитываясь в биографии знаменитых старообрядцев начала века, невольно обращаешь внимание не только на их богатство, влиятельность, успех в избранных ими поприщах... Прежде всего поражает стоящая за этими жизнеописаниями своеобразная культура, совершенно отличная от той, что сформировалась в основном потоке русской жизни. Почти все знаменитые старообрядцы — Рябушинские, Гучковы, Морозовы, Шибаевы, Шелапутины, Солдатенковы, Бугровы, Остроуховы — были представителями богатейших купеческих родов. Но дело не в больших деньгах — в России и без того было много богатых людей. Старообрядцы отличались от обычных богачей своей социальной активностью: благотворительностью, меценатством, участием в местном самоуправлении и народном образовании, претворением в жизнь наиболее технически и социально новаторских проектов в экономике. Обычно они были и религиозными деятелями, а также зачастую проявляли свою неуемную энергию в художественном или научном творчестве.

Вспомним несколько славных имен.

Одно из них — Рябушинские. Было их несколько братьев:

Павел Павлович (1871—1924) — председатель Остоженской старообрядческой общины, ведущий ктитор всей издательской деятельности Рогожки1, крупный банкир и промышленник, председатель Московского биржевого Комитета и член Государственного совета по выборам, хобби — высшая математика;

Сергей Павлович (1872—1936) — один из руководителей Рогожки, предприниматель, специализировавшийся на текстиле (его фабрика находилась в Вышнем Волочке), написал несколько книг по иконописи;

Владимир Павлович (1873—1955) — религиозный деятель, банкир и предприниматель; оказавшись в эмиграции во Франции, оставил после себя большое литературное наследство, частично собранное в изданной в Москве в 1994 году книге “Старообрядчество и русское религиозное чувство”, основал парижское общество изучения древнерусского искусства “Икона”;

Степан Павлович (1874—1943) — храмоздатель и председатель совета общины Покровской церкви на Остоженке, предприниматель (именно он был заказчиком и хозяином известного особняка у Никитских ворот, который Сталин подарил Горькому);

Дмитрий Павлович (1882—1962) — один из руководителей Рогожки, предприниматель, основатель Аэродинамического института (позднее влился в ЦАГИ) в Кучино, подмосковном имении Рябушинских. В эмиграции — профессор Сорбонны, член-корреспондент Французской Академии наук;

Федор Павлович (1885—1910) умер слишком молодым, чтобы прославить себя во многих сферах, но за свою короткую жизнь успел организовать на свои деньги экспедиции по исследованию Камчатки, принесшие ему известность.

Еще одна фамилия — Гучковы (принадлежали к федосеевскому согласию): Ефим Федорович (1805—1859) — один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, фабрикант и финансист, член совета Московской коммерческой академии, в 1853 году под давлением властей отступил в единоверие, избирался Московским городским головой;

его брат Иван Федорович (1809—1865) — религиозный деятель, крупный фабрикант, хобби — химические исследования, которыми он занимался в Московском университете, под давлением властей вместе с братом отступил в единоверие;

 ΛΛΛ     >>>   

Чистов изучали старообрядчество как движение социального протеста

Уставы в Русской Зарубежной Церкви электронная православия

сайт копирайтеров Евгений