Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Федор Иванович (1860—1913) — издатель, журналист, владелец газеты “Голос Москвы”;

Александр Иванович (1862—1936) — участвовал добровольцем в англо-бурской войне на стороне буров, один из основателей партии октябристов, военный министр Временного правительства.

Несколько купеческих родов, принадлежавших к разным старообрядческим согласиям, носили фамилию Морозовы. Среди них — знаменитый меценат Савва Тимофеевич (1861—1905); Арсений Иванович (1850—1932) — один из лидеров Рогожки, богатейший промышленник России (на него работало более десяти тысяч человек), прославился благотворительностью и увлеченностью церковным пением — он создал известный на всю Россию Морозовский хор и опубликовал Полный круг древнего знаменного пения.

Всероссийскую славу не только как текстильные фабриканты, но и как пионеры бакинской нефтедобычи приобрели Шибаевы, основатели нефтяной компании “С. Шибаев и Ко”, но далеко не все знали, что благоденствие рогожских храмов волновало их больше нефтедобычи.

Из старообрядцев белокриницкого согласия происходит династия Шелапутиных, один из представителей которой — Павел Григорьевич (1847—1914) — был председателем совета общества среднеторговых рядов (ныне — ГУМ), совладельцем Балашихинской мануфактуры. На его средства созданы гимназия с интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных искусств, Гинекологический институт на Девичьем поле и многое другое.

Представитель старообрядческого рода Солдатенковых Кузьма Терентьевич (1818—1901), исполнявший обязанности уставщика в своей домовой моленной, владелец шестнадцати лавок в Москве, знаменит как книгоиздатель, коллекционер икон и новой русской живописи. Его библиотека и собрание картин были завещаны Румянцевскому музею. Немалая сумма была отдана им на строительство Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы.

Другой знаменитый собиратель старинных рукописей и икон, видный деятель федосеевской общины Преображенского кладбища — Егор Егорович Егоров (1863—1917). Он знал несколько иностранных языков, самостоятельно изучил палеографию и другие вспомогательные исторические дисциплины, которыми владел профессионально. Его собрание, ставшее легендарным еще при жизни владельца, насчитывало около тридцати тысяч печатных томов, свыше двух тысяч рукописей, более восьмисот старопечатных книг, около тысячи двухсот ранних икон, а также большие коллекции мелкой пластики и лицевого шитья (ныне книжная и рукописная часть его коллекции хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, иконы — в Историческом музее и Третьяковке).

В Нижнем Новгороде к старообрядцам принадлежал крупный судовладелец и биржевик, председатель акционерного пароходного общества “По Волге” Дмитрий Васильевич Сироткин (1865—1946), избранный в 1913 году нижегородским городским головой. В том же году он начал строительство по проекту братьев Весниных стилизованного под итальянский палаццо особняка, в котором Сироткин намеревался пожить “года четыре”, а затем подарить городу для художественного музея (который там ныне и помещается).

Этот беглый перечень нескольких имен дает лишь самое отдаленное представление о размахе и широте религиозной, хозяйственной, культурной и социальной деятельности старообрядцев. Это были подлинные хозяева жизни, сильные верой, чувством ответственности и здравого смысла.

Куда же пропал этот крепкий, цветущий, здоровый элемент русской народной жизни? Где старообрядческий фактор в духовной сфере, бизнесе, политике, культуре, общественной жизни современной России? Почему современные опросы фиксируют менее одного процента старообрядцев вместо предреволюционных десяти? И есть ли перспективы у старообрядцев? Для того чтобы решить эту проблему, прежде следует ответить на два вопроса. Во-первых, что такое старообрядчество? Как следует его понимать в свете современных культурологического и социологического подходов (сравнивая этот феномен, скажем, с протестантизмом или католицизмом)? Во-вторых, надо попытаться выяснить, что произошло со старообрядчеством при советской власти.

Вопрос о том, что такое старообрядчество, конечно же не нов. С формальной точки зрения старообрядчество (староверие) — это общее название нескольких самостоятельных религиозных движений русских православных людей, отказавшихся присоединиться к церковной реформе, предпринятой патриархом Никоном в XVII веке, и стремящихся сохранить церковные установления и традиции в тех древних формах, которые, по их мнению, существовали с момента принятия Русью христианства. Старообрядцы разделены по вероучительным признакам на согласия и толки, разница между которыми может быть весьма существенной и принципиальной. Несмотря на это, благодаря общности исторической судьбы, представители всех согласий осознают свою идейную и социальную близость.

Первыми, кто дал ответ на вопрос о том, кто такие старообрядцы, были представители “господствующей церкви”. Для них старообрядцы — “раскольники”, всегда были носителями фанатичного упрямства и гордыни, диких суеверий и религиозного невежества (при этом лукаво как бы не замечался тот факт, что действительный недостаток профессионального богословского и вообще высшего образования был результатом репрессивной политики правительства). Этот взгляд на языке либерального интеллигента емко выразил историк XIX века А. Щапов: “Старообрядчество — окаменевший осколок Древней Руси”. Со временем, однако, именно он изменил свои взгляды и стал родоначальником принципиально новой оценки старообрядчества — народнической. Щапов рассматривал старообрядчество как мощное движение социального протеста против “скорби и тяготы от тягла государевой казны, от злоупотребления государевых чиновников, писцов и дозорщиков, от насилия бояр”. Общий смысл старообрядчества он определил следующим образом: “Это могучая, страшная, общинная оппозиция податного земства, массы народной против всего государственного строя — церковного и гражданского”. Эти оценки были с энтузиазмом подхвачены народниками, которые увидели в старообрядцах потенциальных союзников в революционной борьбе и стали искать с ними сближения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Арсений иванович
Первоначально господствовавшим в старообрядчестве

сайт копирайтеров Евгений