Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3. Третий и важнейший исток, важный не только сам по себе, но и тем, что он в значительной мере интегрировал первые два в единую систему — это, конечно же, раннехристианские ереси и гностические учения. Именно в их рамках мыслители меняли картину мира обычного христианина, именно они генерировали теоретическое обоснование различных неортодоксальных взглядов на основные понятия, образы и ценности христианства, и в том числе и на Бога и Сатану, их роль, взаимоотношения, место в мире и значение для человека. Именно с сектами и ересями связаны и традиции тайных собраний, глумление над распятием и христианскими священными символами, официальное отречение от церкви, оргии и пиршества.

4. Четвертым фактором, тесно связанным с третьим, во многом и вызывавшим к жизни ереси, следует назвать, конечно, социально-экономическую и политическую группу причин. Внешние завоевания и насильственное насаждение христианства, зачастую быстрое принятие его раннефеодальной властью варварских государств Европы и в результате — фактическое увеличение эксплуатации еще и на содержание монастырей и епископата, поддержка церковью власти в борьбе со всеми народными выступлениями — все это было, это может быть, немного, и преувеличено советскими историками-марксистами, но отнюдь не придумано и не взято из воздуха. Все это — было! И если традиционная церковь полностью поддерживала существующую власть со всеми ее злоупотреблениями и недостатками, то значит лидерам народного недовольства, научившимся читать (кто научился) в школах при церквях и не знающим другой картины мира и другого языка понятий, кроме христианских, но уверенным, что они правы, а не власть, нужна была «своя» идеология — и так рождались самые радикальные версии христианства, «правильные» по мнению их создателей.

А еще здесь хорошо бы учитывать и социальную, и личностную психику, и угнетенное, иерархически жестко ограниченное по спектру допустимых возможностей самореализации, подчиненное положение женщины в средневековом обществе, при том что, как и сейчас, по характеру и психике женщины были очень разными, и если для аристократок и женщин из высоких слоев общества (купечество, магистраты городов и т.п.) возможностей активно реализовать себя в рамках традиционного общества было все же больше. Хотя их часто ситуация не удовлетворяла, то для женщин (да и в некоторых случаях и мужчин) из низов это без подавления своей личности, либо без нарушения и отказа соблюдения значительной части установленных социумом запретов было невозможно. Поясним на всякий случай, что вся четвертая группа причин не делала, по нашему мнению, появление и развитие сатанизма неизбежным, а лишь способствовала этому, выбор в смысле форм и методов реализации личных потребностей и желаний, борьбы за справедливость и за свои права и потребности, и допустимости при этом нарушения, отказа от тех или иных традиций и норм общественной и религиозной морали каждый конкретный человек делал все равно всегда сам.

5. Наконец, к пятой группе общих составляющих следует отнести христианские теологические наработки, касающиеся идей собственно именно сатанизма (как в рамках ересей, так и в рамках официальной традиции и инквизиции) — идеи о пакте человека с дьяволом, печати дьявола, собственно о поклонении дьяволу, жертвоприношение и присяга дьяволу, непристойный поцелуй, шабаш, т.н. черная месса (два последних — вообще новоделы XIV-XV вв. и до того, по мнению многих ученых религиоведов, их просто не существовало.)

О ВИДАХ САТАНИЗМА

Процесс интеграции всех вышеуказанных элементов и появление сравнительно единого религиозного течения, которое можно уже назвать «сатанизм» — сравнительно долгое и малоизученное явление. Однако кое-что о нем сказать все же возможно. Прежде всего, необходимо говорить о четырех разных, хотя и объединенных многими общими чертами, видах сатанизма — «сатанизме социальных низов», более известном как «ведовство», «сатанизме элиты», вызванном жаждой власти, новых ощущений, вседозволенностью и нравственным релятивизмом, о «люцеферианстве», заметно развившемся среди других антиноминалистских ересей с XIII века, занимавшем в некотором роде промежуточное положение между «сатанизмом низов» и «сатанизмом элиты» в тот период (позже оно сблизится с «сатанизмом элиты» по основной социальной базе) и, возможно, предположительно о т.н. «черном сатанизме». Следует особо и жестко подчеркнуть, что все эти понятия применимы в полной мере лишь для средневековой ситуации, а в обществе с XVI по XVIII вв. ситуация была уже абсолютно другая (о чем мы вкратце помянем ниже), а в XIX-XX вв. — и вообще совершенно третья, причем в современный период надо особо говорить о т.н. «неосатанизме», который по целому ряду параметров отличается от вышеперечисленных и их дальнейшего развития, а возможно (дискуссия среди ученых на эту тему еще не завершена и нет единой точки зрения) и вообще представляет собой новое явление.

Говорить о «сатанизме» как самостоятельном явлении можно лишь после развития и интеграции всех пяти компонентов (в некоторых течениях, особенно в «сатанизме элиты», кроме них будут и другие факторы, о чем помянем ниже). Самым последним из этих компонентов по времени развития является пятый — теологические наработки идей о союзе с дьяволом. О нем и скажем пару слов. Насколько известно, впервые упоминания о союзе человека с дьяволом мы можем найти в легенде о святом Василии (датировано ок.380 г.). Однако же, гораздо большую известность обрела легенда о святом Феофиле (ок. 540 г.); в VIII в. ее на латынь перевел Павел-Диакон, с тех пор она многократно переписывалась и пересказывалась. Первоначально пакт трактовался как юридический договор, признававший за каждой стороной определенные права, и упоминался в связи не с колдовством, а с т.н. «высокой магией», искавшей в своих лучших проявлениях единения с божественным, а в худших — подчинения всего универсума-макрокосма эгоистическим целям человека, знающего его законы. Именно в последнем контексте пакт упоминается в связи с именами Герберта (ученый и священник X в.) и Фауста. Идея договора не сразу проникла в народное сознание, однако уже в одном месте трактата Бл. Августина «О христианском учении» закладываются основы для теологической трактовки идеи договора, и до введения ее в XII в. в каноническое право «Декретом» Грациана она еще станет гораздо более распространенной..

И вот в X-XI вв. идеи идут в массы — это связано, прежде всего, с т.н. ересью павликиан, или богомилов, зародившейся между прочим в Византии и на Балканском полуострове, в районах, давно христианских — свыше шести столетий. Последнее вполне понятно — труд по переделке всей картины мира проще для того, кто ее хорошо знает в ортодоксальном варианте. Именно в ереси павликиан Сатана — демиург, создатель земного мира и материи, всей материальной Вселенной, старший сын высшего божества (Иисус — младший, т.е. налицо глубокая переработка классического канона), такое существо, пусть и злое в некоторых проявлениях, уже считается достойным поклонения и имеет культ. Вот, пожалуй, именно от этого и надо отсчитывать рождение собственно сатанизма как течения, т.е. он не только не является самостоятельной религией, но и вдвое моложе ортодоксального христианства.

Предшествующие богомилам т.н. «реформистские» церковные ереси VIII-X вв. внесли гораздо меньший непосредственный вклад в формирование феномена сатанизма, но они формировали в обществе готовность пренебречь церковными и общественными установлениями, недоверие, пренебрежение и презрение к духовенству и таинствам.

Другим знаковым событием этого периода можно, пожалуй, назвать судебный процесс, проведенный в 1022 году в Орлеане королем Робертом II над т.н. «Орлеанскими еретиками». Наряду с еретическими идеями реформатского толка «Орлеанские еретики» обвинялись в сексуальных и кровосмесительных оргиях, жертвенном убийстве детей, сожжении рожденных в результате оргий младенцев и каннибализме. Но кроме этого и глумления над обрядами христианских таинств еретиков обвиняют и в поклонении дьяволу (!), причем представавшему в разных обликах — зверя, черного человека или ангела света. Это — новый элемент в обвинениях против еретиков, хотя сами еретики говорили о вхождении в них Святого духа и явлении ангелов и, таким образом, это еще нельзя считать сатанизмом как вероучением (хотя с точки теологов ряд действий еретиков, если они действительно были совершены как приводилось на следствии, однозначно квалифицировал их как служителей Сатаны, а с точки зрения светских законов того времени, которую мы в данном случае разделяем, являлся совокупностью крайне социально опасных уголовно-преступных деяний, требующих немедленного и жестокого наказания).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В качестве второго использованные доступные основателям данные о колдовстве
Картины мира
Фомов В. М. К вопросу о появлении и развитии сатанизма и неосатанизма в Западной и Восточной Европе 13 реальность
Обратим на данный отрывок особое внимание

сайт копирайтеров Евгений