Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возвращаясь далее к ситуации в Европе, следует сказать, что с середины XVII века и фактически до конца века XIX сатанизм в Европе (и тем более, в России — см. выше) практически почти исчез из-за изменения социально-политической, психологической ситуации, изменений в мировоззрении, связанных с развитием науки и философии, скептицизма, позитивизма, атеизма. Церковь потеряла свою былую власть, популярность и контроль над умами, процессы секуляризации набирали силу во всех системах и социальных институтах общества, и соответственно радикальные народные течения потеряли религиозную окраску и недовольство проявлялось уже в той самой классовой борьбе. Людей, не слишком сильно верящих даже в существование бога, заставить верить во всемогущего Сатану было еще труднее. На роль высшей силы примеряет себя Капитал. Рогатого черта вытесняет золотой телец (тоже рогатый, но это не видят за блеском золота). Тягу же к экзотике и к сверхъестественному с лихвой удовлетворяли магия и астрология, спиритизм и гадания, масоны и розенкрейцеры.

Однако ничто не длится вечно, а вера (как вроде бы полагают психологи) более всего необходима человеку во времена нестабильности и шокирующих перемен. Время таких перемен — это конец XIX —начало XX века. Это время по уровню внутренней нестабильности и количеству ломающих мировоззрение новых идей просто не с чем сравнить. И в процессе недовольства церковью, не могущей и не успевающей дать ответы на вопросы, постоянно задаваемые как наукой, так и философией и идеологией, в мировоззрении многих людей образуется идейный вакуум, церковь не успела перестраиться в ногу со временем, чтобы его заполнить, а наука, уже способная рушить старое мировоззрение, еще не всем способна дать новое, достаточно простое и психологически приятное. В процессе социальных изменений, идеологической борьбы и мировоззренческого кризиса вновь множится число радикальных идейных течений, в том числе и религиозных, спешащих воспользоваться медлительностью и неповоротливостью официальной религии и предложить людям привлекательные и быстрые решения социальных, мировоззренческих и психологических проблем.

О «НЕОСАТНИЗМЕ»

В этих условиях и возникает впервые новое течение — т.н. неосатанизм. Его социальной базой становится первоначально часть интеллектуальных маргиналов и обывателей, жаждущих новых ощущений и интересующихся модными в это время историями о могучих силах зла.

Следует отметить особые черты неосатанинского течения, принципиально отличающие его от предыдущих течений сатанизма.

Во-первых, его вероучение было создано заново «с нуля» без всякой преемственности с каким-либо из предыдущих, оно искусственно конструировалось основателями, опираясь на теологическую литературу, данные о ересях и ведовстве, доступные знания по магии и эзотерике, в том числе и арабской и дальневосточной, не имеющей к прежним течениям сатанизма никакого отношения. Все это синкретически смешивалось людьми, обладающими крайне слабыми познаниями в языках своих источников и их образно-ассоциативной кодировке.

Соответственно, оно не связано впрямую и полно ни с одним из трех первых комплексов источников сатанинских течений — ни с колдовством, ни с языческими пережитками, ни с раннехристианскими и гностическими ересями. Элементы всего этого в вероучении неосатанинских сект есть, но лишь те, о которых слышали их основатели, люди не очень хорошо образованные в философии и истории. Источниками неосатанизма можно считать в качестве первого — дошедшие до основателей нового течения любые данные о любых направлениях сатанизма, на основе синтеза которых они стремились создать дьяволопоклонническое антиноминалистское вероучение, приправив это известными им элементами разных ересей;

В качестве второго — использованные доступные основателям данные о колдовстве, ведовских ритуалах и обрядах и черной магии в средние века, почерпнутые основателями в основном из современных им переводов сохранившихся средневековых описаний всего этого.

В качестве третьего фактора, способствовавшего тому, что к этому проявили интерес обыватели, можно обозначить тот же обратный эффект пропагандистского наложения стереотипов на сознание, но здесь вина лежит отнюдь уже не на церкви, как раньше, а отныне и навеки — на масс-медиа (сначала рожденный бульварной литературой не без помощи романтизма, «Франкенштейна» Мэри Шелли и Фауста Гёте жанр романов ужасов, а потом с появлением «Дракулы» Брэма Стокера и кинематографа, тиражировавшего подобные зрелища, это становится щекочущей нервы обывателей, привычной и модной частью массовой культуры.)

Четвертая группа факторов — социально-психологическая есть и в этом течении, но они ближе к тем, которые в свое время были упомянуты при разборе «сатанизма элиты», только роль жажды власти здесь меньше, а роль жажды острых ощущений (причем при модном занятии — см. пред. пункт) существенно больше.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ошибаются в своих представлениях о реальности признает отрицает
Фомов В. М. К вопросу о появлении и развитии сатанизма и неосатанизма в Западной и Восточной Европе 9 предметы
Аналогичным образом вернон стерк пишет в одной мексиканской деревне невидимых присутствие
После краткого ознакомления с некоторым прикладным значением этих концепций

сайт копирайтеров Евгений