Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Фомов В. М. К вопросу о появлении и развитии "сатанизма" и "неосатанизма" в Западной и Восточной Европе

 

Источник: http://psyfactor.org/

Появление на свет этой статьи вызвано тем, что автору, как занимающемуся историей религий, за последние годы, когда данная тема стала актуальна (точнее говоря — более потому, что она начала активно муссироваться в масс-медиа и масс-культуре) с завидной регулярностью задавались знакомыми и студенческой молодежью вопросы о том, что такое «сатанизм», когда он возник и т.д. Мне изрядно надоело повторять одни и те же ответы, стремясь к тому же упрощать в этих ответах достаточно сложную информацию почти до той грани, за которой уже — потеря внутреннего смысла ответа. В этот момент ко мне и обратились с предложением набросать краткий, как можно более простой и общий очерк истории появления и развития сатанизма и неосатанизма. Данный очерк и пойдет ниже, хочу только оговориться, что он не претендует на уровень научного исследования и являет собою скорее жанр популярного изложения для неспециалистов нашего взгляда на некоторые общеизвестные проблемы, их последовательность и взаимосвязи в контексте интересующей нас темы.

Итак, сначала определимся с понятиями хотя бы в самом общем виде. Под «сатанизмом» мы считаем возможным понимать в данной статье исключительно и только религиозные объединения людей, в основе вероучения которых лежит идея осознанного поклонения и служения Сатане, а так как этот образ и символ разработан и существует в традиционном, классическом его понимании именно и только в системе мировоззрения и картины мира, созданных христианством, то и о сатанизме правильнее будет говорить, как о религиозном течении, созданном на основе изменения (желающие могут читать — искажения) христианской системы ценностей и картины мира. Таким образом, мы не рассматриваем в этой статье прочие многочисленные культы и религиозные традиции, зачастую гораздо более древние, чем христианство, включавшие в той или иной форме жертвоприношения или поклонение, служение жрецов различным божествам, демонам и духам зла, порчи, смерти, стихий и т.д., считая, что хотя кое-что из этих традиций и могло повлиять на создание сатанизма, сами они к сатанизму никоим образом не относятся. В этих культах и религиозных традициях, как правило, языческих, верховной силой представляется на самом деле совсем не определенное божество, демон или дух (неважно в данном контексте, добра или зла) или их группа, а мировой закон, безличностная и беспристрастная высшая сила, которой подчиняются все божества, демоны и духи, сколько их ни есть. Исключение составляет, пожалуй, только зороастризм, но и в нем жрецы, служившие злым божествам (Ангро-Манью и другим) не стремились принести в мир власть и установить правление этих божеств, а скорее откупались от них жертвоприношениями и служением, чтобы эти злые божества как можно меньше мешали спокойной жизни людей. Возможно, с теологической точки зрения всех служителей таких религий и культов и можно отнести к слугам дьявола, но мы, однако, стараемся придерживаться светского научного подхода к проблеме. С научной точки зрения все это принципиально отличается от сатанизма, который, во-первых, исходит из монотеистической картины мира, в рамках которой высшая сила есть не безличный закон, как в язычестве, а личность (сама высшая сила при этом может пониматься по-разному — как высшее божество, как верховный дух зла и т.д.) и который, во-вторых, подразумевает осознанный договор человека с духом зла и служение ему не только за различные блага, но и служение как высшей силе, власть которой необходимо в перспективе установить в мире людей.

Итак, сатанизм, как мы оговорили выше, это течение, созданное на базе христианской картины мира, если можно так выразиться, это крайняя форма ереси на базе христианства. Как таковой, его нельзя рассматривать в качестве самостоятельной религии, а можно лишь в контексте развития христианства в Европе (прежде всего Южной и Западной) и в Малой Азии.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «САТАНИЗМА»

Какие же тенденции лежали у истоков появления этого течения?

Их можно выделить несколько:

1. Существовавшие еще в дохристианский период колдовские традиции (с ними связаны такие сюжеты, как каннибализм, детоубийство, оборотничество, вызов демонов и духов с помощью заклинаний, ночь как время обрядов, использование магических мазей, полеты и перемещения верхом на предметах, само представление о проведении ритуалов наоборот с целью достижения эффекта, противоположного исходному).

2. Наследие языческих религиозных традиций — как прямое, так и через фольклор (дикие пляски, дикая охота, дикий человек, инкубы, прохождение сквозь закрытые двери и стены; почти все младшие духи — бывшие эльфы, гномы, другие языческие духи и божки, даже сам черный козел как образ Сатаны — наследие язычества, правда, древнего, еще иудейского, века эдак XIV до н.э., знаменитого «козла отпущения», на которого древние иудеи перекладывали все грехи племени, после чего и изгоняли нечистое животное в пустыню; впрочем, возможно на образ повлияла позже и античная традиция сатиров и Пана; ну и конечно не следует забывать, что т.н. христианизация Европы проходила, между прочим, не в первом веке, а до восьмого-девятого, и еще в 772 году вся Саксония между Эймсом и Нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере была сплошь языческой, и христианство там насаждал вооруженной силой, подчинявший саксов до 802 года Карл Великий. Везде, где саксы восставали либо отбивали успешно вторжения франков, они восстанавливали язычество как символ независимости. В конечном итоге франки подчинили Саксонию и саксонская знать приняла христианство, но языческие традиции и в Саксонии, и в Европе в целом были достаточно сильны еще как минимум до конца X века. Позже они значительно ослабеют и о язычестве как самостоятельной религиозной традиции с XI века говорить будет уже нельзя.

 ΛΛΛ     >>>   

Нежелание такого человека избавиться от него указывает на двойственность его духовных убеждений
Наша уязвимость перед миром бесовских сил в результате родового проклятия третья концепция строится
Фомов В. М. К вопросу о появлении и развитии сатанизма и неосатанизма в Западной и Восточной Европе 6 объекты
Апулей. Апология, или о магии

сайт копирайтеров Евгений