Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для целей данной книги необходимо помнить, что нас просят принять рассказы и сообщения о различных событиях в качестве эпистемологических оснований для создания новых доктрин о невидимых реалиях мира духов. То есть сутью проблемы является не любовь или уважение к людям, но эпистемологический вопрос о том, что может считаться достаточным основанием для формирования новых концепций. Собственно, именно апостол Павел учит не принимать «бабьих басен», равно как и «бесовских учений», наставляя нас тщательно испытывать все предлагаемые учения или утверждения (см. 1 Тим. 4:1, 7; 1 Фес. 5:21). Подобная осторожность является библейским требованием, а не свидетельством рационалистического неверия14.

И вообще можно ли создавать новые, не содержащиеся в Библии концепции о невидимых реалиях на основании современных явлений или необходимо категорично отвергнуть подобную возможность? На многих читателей производит сильное впечатление уже упоминавшаяся ранее история о городе на границе Уругвая и Бразилии. Этот рассказ повествует об идеальном для проверки случае, когда миссионер имел реальную возможность убедиться в том, что на одной стороне улицы люди принимали христианскую литературу с большей охотой, нежели на другой стороне. Однако никаких конкретных цифр, относящихся к этому событию, не сохранено, да и само оно было весьма незначительно — речь идет всего лишь о горстке людей и промежутке времени в несколько часов. Нельзя делать какие-то выводы из статистических данных, основанных на весьма малом числе наблюдений. Более того, создается впечатление, что сам П. Вагнер считает, что данное событие имело место сравнительно недавно (см. [4], p. 187), хотя на самом деле оно произошло в 1947 году (настолько давно, что когда мы обратились к тому миссионеру, он даже не сумел вспомнить названия города, в котором произошло это событие15).

Если территориальные духи действительно имеют подобное влияние, возникает вопрос, почему для того, чтобы привести пример их действия, приходится обращаться к событию почти полувековой давности (которое к тому же было весьма кратковременным и происходило в каком-то неизвестном городе). Более того, в реакции людей на разных сторонах улицы не было такого уж значительного отличия, чтобы заявлять, что причиной этого было действие территориальных духов, влияния которых удавалось избежать простым переходом на другую сторону улицы. А как, спрашивается, П. Вагнер смог согласовать использование данной истории с его собственными утверждениями, что 70% жителей Бразилии вовлечены в спиритизм (см. [4], p. 187)? Ведь данная цифра явно не соответствует его утверждению о том, что в Бразилии духи были «скованы»? Более того, в секуляризованном Уругвае можно насчитать значительно меньше христиан, а также спиритистов, нежели в Бразилии. В итоге остается неясным, каким образом П. Вагнер исходя из предложенных нам фактов усматривает в данной ситуации подтверждение концепции территориальных духов.

Если и существуют какие-то условия, позволяющие из наблюдаемых сегодня явлений на законном основании строить новые концепции, то никто из исследуемых нами авторов ни разу не дал четкого определения этих условий. Более того, их собственный подход к использованию таких явлений не вселяет в нас уверенности, что это вообще возможно. И хотя мы весьма сомневаемся, что это возможно в принципе (то есть что новые доктрины могут быть подтверждены какими-то иными способами, нежели те, что использовались для подтверждения уже известных доктрин), мы готовы анализировать все подходы.

4.) Обращение к прагматизму

Очень часто во всех анализируемых нами работах подразумевается, что если определенные методы дают конкретные положительные результаты (то есть если эти методы «работают»), то данный успех подтверждает те выводы, ради которых эти методы и были разработаны. Мы могли бы разбить данный вопрос на две составляющие. Во-первых, действительно ли достоверно известно, что методы духовной битвы, основанные на четырех концепциях, которые мы анализируем в данной работе, в самом деле дают положительные результаты? И во-вторых, действительно ли положительные результаты использования каких-то методов подтверждают концепции, на которых данные методы базируются?

Итак, действительно ли подобные методы дают положительные результаты? В то время как сторонники этих методов заявляют, что их работа исключительно успешна, мы должны быть осторожными с признанием достоверности таких заявлений. Из многочисленной литературы, посвященной практике шаманизма и психотерапии (двум сферам, практическая эффективность которых была подвергнута тщательному исследованию), следует, что все занимающиеся подобной практикой, как правило, дают более оптимистичные свидетельства о положительных результатах своей работы, нежели независимые и объективные сторонние наблюдатели16. Несмотря на то что оценке результативности различных психотерапевтических методик посвящено множество исследований, результативность психотерапевтической работы, основанной на методике духовной битвы, никогда не подвергалась подобному анализу, и на данный момент никому не известно, к каким результатам он может привести. Точно так же не было проведено никаких систематических исследований, которые бы сравнивали результаты различных стратегий евангелизационной деятельности, использующих методику духовной битвы и основанных на представлениях о территориальных духах, с результатами прочих стратегий, не использующих данного подхода.

Более того, поскольку интересующие нас эффекты имеют духовный характер, проведение подобных исследований представляет собой весьма непростую задачу. Если бы современные исследователи смогли побывать в Палестине I столетия, вполне вероятно, что они весьма положительно оценили бы описываемую в Евангелии от Иоанна реакцию многих тысяч людей, искренне признавших Иисуса Христа «Пророком, Которому должно прийти в мир», и даже намеревавшихся сделать Его царем (см. Ин. 6:14–15). Однако все эти исследователи были бы не правы, решив, что те люди обратились ко Христу, ибо, как сообщается в той же главе, когда Господь сформулировал для них подлинную природу ученичества, обнажились все эгоистические мотивы, по которым люди последовали за Ним, и они оставили Его, за исключением горстки самых верных (см. Ин. 6:66).

Если исследователь намеревается оценить эффективность использования определенных методик, необходим анализ всех имеющих место результатов их использования. Так, например, в ходе этих оценок необходимо проводить учет не только сотен людей, с которыми Ч. Крафт, Т. Уорнер или Э. Мерфи работали непосредственно. Необходимо также учесть влияние, оказываемое этими авторами на многие тысячи людей, которые читают их книги, изучают их учебные материалы, слушают их кассеты, а также распространяют их идеи. К примеру, Ч. Крафт занимался освобождением от бесов одной женщины, опираясь на предположение, что тот «обладал правом» на пребывание в этой женщине вследствие того, что она жила в доме, где прежде было совершено прелюбодеяние (см. [21], p. 43). Ч. Крафт также работал с человеком, находившимся, как он сообщает, под бесовским влиянием вследствие того, что ранее в его доме имела место чья-то смерть (см. Ibid.). Однако когда Ч. Крафт рассказывает об этих случаях, он оказывает некоторое воздействие на своих многочисленных читателей. Иными словами, эти читатели выясняют, что если в доме случился серьезный грех или имела место чья-то смерть, в нем могут жить бесы, получающие «право» вселиться во владельцев этих домов. А поскольку в нашем мире происходит немало грехов, а также смертей, нас не должно удивлять, когда десятки тысяч людей, узнающих о подобных концепциях, испытывают серьезные страхи или опасения, что их собственные дома могут быть населены бесами и нуждаются в «очищении». Все эти авторы непреднамеренно провоцируют и подпитывают те самые страхи, которые порождают потребность в предлагаемых ими методиках.

Однако давайте предположим, что методики Т. Уорнера, Ч. Крафта и Э. Мерфи действительно оказывают помощь многим людям. Давайте допустим, что жители многих городов действительно оказываются завоеванными для Христа такими служителями, как Эд Сильвозо или Джон Досон. В этом случае наступает время поднять второй вопрос: доказывают ли положительные результаты использования каких-то методов правильность тех предпосылок, на которых данные методы основаны? По всей видимости, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Бог действует сверхъестественным образом даже тогда, когда используемые человеком методы явно не являются правильными. К примеру, Бог велел Моисею обратиться к скале со словами (см. Числ. 20), но вместо этого Моисей ударил скалу своим жезлом. Моисей был явно не прав, и позднее Бог наказал его. Однако несмотря на то что Моисей жезлом ударил по скале, Бог все равно произвел воду. То есть было бы ошибкой на основании какого-то положительного результата (вода, чудесным образом появившаяся из камня) утверждать, что приведшее к этому результату действие человека являлось правильным.

Кроме того, очень редко (если это вообще когда-либо имеет место) наши представления и методы являются абсолютно верными. Если бы Бог действовал только тогда, когда все наши представления и методы абсолютно верны, действовать Ему доводилось бы очень редко. Более того, Бог Сам решил снизойти до использования ошибающихся и склонных к заблуждениям людей ради воплощения Своих намерений. Эд Сильвозо опирается на определенные представления или концепции о территориальных духах, которые мы бы поставили под сомнение. Но когда он мобилизует все церкви своей страны для участия в евангелизационной кампании, которая демонстрирует единство христиан, покаяние в безбожной разобщенности и грехах, а также обеспечивает объединение молитвенных усилий и сильную евангелизационную проповедь, — неудивительно, что многие жители Аргентины воспринимают Евангелие и откликаются на него. Эд Сильвозо предпринимает немало усилий в правильном направлении, и в результате людям провозглашается Евангелие, что приносит свои плоды. Однако обильные плоды не обязательно подтверждают правоту всех используемых методов. Более того, когда результаты какой-то деятельности человека являются положительными, не всегда легко определить, какие именно концепции или элементы стратегии этого человека были главным фактором достижения им данного результата17.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

После молитвы он тяжело заболел
Идолопоклонстве лишь наложение церковной епитимьи на 1 3 года
Должны приносить в свои дома определенные религиозные предметы человек говорит

сайт копирайтеров Евгений