Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он услышал приветствие (Марии) Елисавете, взыграйся во чреве матери (Лук. 1, 41), радовался, видя во чреве Девы зачатого Бога-Слово. Потом явился в пустыне с проповедью, возвещая людям крещение покаяния, предъявляя спасение живущим в пустыне мира язычникам. После сего на Иордане он указывает лично на Самого Спасителя и говорит: се Агнец Божий, вземляй грех мира (Иоан. 1, 29). Он первый, убиенный от Ирода, благовестил и сущим во аде, сделавшись и там предтечею, открывая и туда имеющее быть сошествие Спасителя, чтобы избавить души святых от руки смерти.

Но поелику началом воскресения всех людей был Спаситель, то нужно было, чтоб Господь один воскрес из мертвых: так как от Него имеет быть суд всему миру, дабы достойно подвизавшиеся достойно и увенчаны были от Него, доброго подвигоположника, верного, прошедшего поприще, вознесшегося на небеса и седшего одесную Бога и Отца и опять по кончине мира имеющего явиться судьею. Необходимо при этом надлежало сперва явиться предтечам Его, как говорил Господь чрез Малахию ангела: послю вам Илью Фесвитянина прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного: иже устроит сердца отцев к чадам, и противные в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец (Мал. 4, 5, 6. Лук. 1, 17). Они, пришедши, будут проповедовать имеющее быть с небом явление Христа, сотворять и чудеса и знамения, дабы хотя самим тронуть и обратить людей к покаянию по причине усилившегося их беззакония и нечестия.

Ибо Иоанн говорит: и дам обема свидетелема моима, прорицати будет дней тысящу двести и шестьдесят, оболчена во вретище (Апок. 11, 3), то-есть половину седмины, о которой сказал Даниил (Дан. 9, 27): сии суть две маслицы и два свещника пред Господем земли стояща. И изже им неправду сотворит, огнь изыдет из уст их и пояст враги их, и иже восхощет обидети их, сему подобает убиену быти. Сии имут область затворите небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их: и область имут на водах, обращати я в кровь и поразити землю всякою язвою, слижды аще восхощут. И егда скончают течение свое и свидетельство свое, что говорит пророк? Зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я (Апок. 11, 4-7), потому что они не хотели дать славы антихристу. Это есть оный малый возникший рог. Он, надмившись потом сердцем, начнет возносить и прославлять себя как бога, гоня святых и хуля Христа, как говорит Даниил: рассмотрят в розе, и се очи, аки очи человечи в розе, и уста глаголюща великая (Дан. 7, 8), и отверзет уста свои на хулу против Бога. И рог оный учинит брань со святыми и укрепится на них, доколе не убиен будет зверь и погибнет, и тело его дастся на сожжение огню (ст. 11).

Но нам нужно подробнее о нем сказать, в особенности, каким образом Дух Святый числом таинственно указал и самое его имя; потому мы изложим яснее, что до сего касается. Иоанн говорит так: и видех иного зверя восходящего от земли, и имеяше рога два, подобно агнчим: и глаголаше яко змий. И власть первого зверя всю творяше пред ним: и творяше землю и вся живущия на ней поклонитися первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная. И сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небес на землю пред человеки. И льстит живущия на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити, глаголя живущим на земли, сотворити образ зверю, иже имать язву оружную, и жив бысть. И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет образ зверин, и сотворит да иже аще не поклонится образу зверину, убиени будет. И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание имя зверя, или число имени его. Зде мудрость есть: иже имать ме, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13, 11-18).

Зверем, восходящим от земли, он называет имеющее быть царство антихриста, а два рога означают и его самого, и с ним лжепророка. Роги его, говорит, подобны агнчим, потому что он имеет уподобиться сыну Божию и сам показать себя царем; он будет говорить как змий: потому что он льстец и не истинен. А что сказано: и власть первого зверя творяше, и творяше зелю и живущия на ней, поклонитеся первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная, то это означает, что по духу законов Августа, от которого составилась империя Римская, и он будет повелевать и издавать законы, надеясь сим все утвердить и снискать себе большую славу. Ибо это есть четвертый зверь, которого глава поражена и опять исцелена, потому что империя (Римская) имеет разрушиться, или хотя придет в унижение и разделится на десять царств, — и тогда этот антихрист, на все будучи хитр, как бы уврачует ее и возобновит. Ибо это значит сказанное пророком, что он даст дух образу, и проглаголет образ зверин: он снова даст этому образу бодрость и крепость посредством изданных им законов, и сделает то, что кто не поклонится образу зверину, будет убит. Здесь явится вера и терпение святых. Ибо говорится: и сотворите вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десный руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание имя зверя, или число имени его. Он, коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти. Так умыслил сделать с иудеями и Антиох Епифан, бывший сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена вознесшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми (домов), приносили жертвы и, увенчавшись плющем, совершали торжество в честь Диониса, а тех, кои не захотят сему повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять (см. 1 Макк. 55, 22. Макк. 6, 7). Но и он от Господа, праведного Судии и Всевидца - Бога, получил достойное возмездие, ибо умер, будучи снеден червями. Желающий в подробности это знать, повествование о сем найдет в книгах Маккавейских.

А мы скажем о своем предмете (антихристе), который также старается озлобить святых. О нем говорит пророк и апостол: зде мудрость есть: иже имать уме, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13, 18). Что касается до его имени, то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн; о сем мы можем предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь. Скажем, однако, что мы думаем теперь то или другое. Ибо мы находим многие имена, равные этому числу, как, напр.: Титан - древнее и славное имя, или Епинфас: ибо он дает то же число; можно представить и многие другие имена. На это мы уже прежде указали, сказав, что исцелена рана зверя первого, и он, антихрист, дает образу возможность говорить, то-есть сообщить ему силу; но всякому известно, что содержащие власть даже доселе суть латиняне. Если же имя переведем на одного человека, то выйдет латинянин; так и нельзя вперед утверждать, чтоб это было собственно имя антихриста, а с другой стороны нельзя и не видеть, что он не иначе может называться. Но имея таинство Божие в сердце, мы должны со страхом хранить предсказанное блаженными пророками, дабы, когда это будет исполняться, предварительно зная, мы не колебались. Ибо грядущие времена откроют нам и того, о котором сие сказано.

Но желая не этим только сказанным убедить любящим упражняться в словесах Божиих, мы раскроем свой предмет со многих еще других сторон. Даниил, напр., говорит: сии же спасутся от руки Его, Едом и Моав, и начало сынов аммоних (Дан. 11, 41). Аммон и Моав, сыны Лотовы, рожденные от дочерей (Быт. 19, 37, 38), коих потомство продолжается доселе. И Исайя говорит: и полетят в кораблях иноплеменничих: море купно пленять, и сущих от восток солнца, и на Моава первее руки возложит. Сынове же Аммони первии покорятся (Пс. 11, 14).

Итак, явившись в те времена, антихрист пойдет войною, и овладевши на поле брани тремя рогами из десяти и искоренив их, то-есть Египет, Ливию и Эфиопию (слич. Дан. 11, 43), взявши плен и добычу, когда покорятся ему и прочие рога, понесши от него вред, начнет надмеваться сердцем и, обладая всею вселенною, превозноситься на Бога. Первое его нападение будет на Тир и Берит и окрестную страну. И взявши сперва эти города, в прочих он вселить страх, как говорит Исайя: устрашися, Сидоне, рече море: крепость же морская рече: ни болех, ни породих, ни вскормих юнош, ниже вознесох девице. Егда же слышана будет во Египте, приимет я болезнь о Тире (Ис. 23, 4,5).

Когда это случится, возлюбленный, и три рога будут им ссечены, он будет являть себя Богом, как предсказал Иезекиил: понеже вознеся сердце твое и рекле еси: аз есмь Бог (Иез. 28, 2). Подобным образом и Исайя: ты же рекле еси во уме твоим: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же в ад снидеши и во основания земли (Ис. 14, 13, 14, 15). Так и Иезекииль говорит: егда речеши глаголя пред убивающим тя: Бог есмь аз? ты же человек еси, а не Бог (Иезек. 28, 9).

Итак, когда из вышеприведенных мест открылось и колено, из коего произойдет антихрист, и явление его и погибель, и имя таинственно означенное, то посмотрим и что он будет делать. Он призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановит их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу, как говорит порок: соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. И Иеремия также, употребляя притчу, говорит о нем так: возгласи рябе (куропатка): собра, ихже не роди, творяй богатство свое не судом, в преполовении дней своих оставить ее, и напоследок дней своих будет безумен (Иер. 17, 11).

Делу нашему не повредит, если мы покажем и хитрость этой птицы, и что не напрасно пророк так выразил свою мысль, употребив сравнение с животным. Ибо куропатка, будучи тщеславным животным, когда увидит вблизи гнездо другой куропатки, имеющей птенцов, как скоро отец их отлетает для добытия корму, подражая чужому голосу, призывает к себе птенцов. А сии, думая, что это есть их подлинный отец, сбегаются к ней. И она гордится чужими детьми как своими. Когда возвратится действительный отец и закричит собственным голосом, узнав оный, птенцы, оставив обманщицу, идут к истинному отцу. Таким же точно образом, прилагая это к антихристу, пророк говорит о нем, что он призовет к себе род человеческий, стараясь чужих сделать своими и обещая всем освобождение, тога как сам себя не может спасти.

Сей, собрав к себе отовсюду неверующий народ, начнет, по их убеждению, гнать святых, врагов и соперников тех неверующих, как говорит апостол и евангелист: судия бе во граде, Бога не бойся и человек не срамляя. Вдова же некая бе во граде том, и прихождаше к нему глаголющи: отмсти мне от соперника моего. И не хотяша на долзе времени, последи же рече в себе: аще и Бога не боюся, и человек не срамлюся: но зане творит ми труды вдовица сия, отмщу ея (Лук. 18, 2-5).

Судиею неправедным, который Бога не боится и людей не стыдится, Спаситель, без сомнения, называет антихриста - сына дьявола и орудие сатаны. Ибо он начнет, воцарившись, превозноситься на Бога, истинно не боясь Бога и не стыдясь Сына Божия, Судии всех. Именуя же вдовицу, сущую во граде, означает самый Иерусалим, который подлинно стал вдовою, оставленный совершенным и небесным женихом - Богом. Она называет его соперником своим, а не Спасителем, не внявши сказанному Иеремиею пророком: за то, что они не поверили истине, будет тогда говорить людям сим и Иерусалиму дух заблуждения (Иерем. 4, 11). Подобно и Исайя: понеже не восхотеша пити людие сии воды Силоамли, текущия тисе, но восхотела имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами: сего ради ее возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийски (Пс. 8, 6, 7). Под образом царя пророк разумеет антихриста, как говорит и другой пророк: и будет еси мир, егда Ассуре приидет на землю вашу и взыдет на горы ваши (Мих. 5, 5).

Подобным образом и Моисей, предвидя, что народ хочет отгнать и отвергнуть истинного Спасителя миру и предаться заблуждению, избравши земного царя и отвергши небесного, говорит: не сия вся собрашася у мене, и запечатлешася в сокровищах моих? В день отмщения воздам, во время, егда соблазнится нога их (Втор. 32, 34, 35). Таким образом во всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы. Они в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного, восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу, как говорит Исайя: горе корабельным крилам земли, яже об ону страну реке Эфиопских. Посылаяй по морю послы в залоге, и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людям странным и строптивым на них, язык безнадежен и попран (Ис. 18, 1, 2).

Это мы, надеющиеся на Сына Божия, терпим гонение, от неверных, будучи ими попираемы. Крылья кораблей (суть с парусами) суть церкви, море же есть мир, в котором Церковь, как корабль, обуревается в пучине, но не погибает, ибо имеет с собою опытного кормчего - Христа; в средине она носит непобедное знамя над смертью, имея на себе крест Господа. Нос у нее - восток, корма - запад, средина или объем - полдень, рули - два завета, вокруг протянутые верви - любовь Христова, связывающая Церковь, парус, на ней находящийся, — баня пакибытия, обновляющая верующих (Тит. 3, 5), отселе у них эти светло-белые одежды. Вместо ветра присущ ей Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу, при ней следуют и железные якори - святые заповеди Самого Христа, столь же крепкие, как железо. Имеет она и корабельщиков, по правую и левую сторону сидящих, как бы святых ангелов, которыми непрерывно содержится и охраняется Церковь. Лестница на ней, возводящая на высоту к райне - изображение знамения страсти Христовой (т.е. распятия), влекущее верующих к восхождению на небеса. Чаша над райною, сделанная в самом верху мачты, есть чин пророков, мучеников и апостолов, упокаивающихся в царствии Христовом.

А о скорби гонения, имеющего быть на Церковь от противника, говорит и Иоанн: и видех знамение велие и чудное, жену облечену в солнце, и луна под ногами ея, и на главе ея венец от звезде двоюнадесяте, и во чреве имущи воиет болящи, и страждущи родити: и змий стояше пред женою, хотящею родити, да егда родит, снесть чадо ея. И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки, и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу его. А жена бежа в пустыню, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят. И егда видев змий, гоняше жену, яже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великаго, да парит в пустыню, идеже пропитана бяше ту время и времен и поле времени, от лица змиина. И испусти змий за женою из уст своих воду, яко реку, да и в реце-потопит. И поможе земля жене и отверзе уста своя, и пожре реку, юже изведе змий от уст своих. И разгневася змий на жену, и иде сотворити брань со святыми от семени ея, иже соблюдают заповеди Божия и имеют свидетельство Иисусово (Апок. 12, 1-6, 13-17).

Под образом жены, облеченной в солнце, весьма ясно показывает Иоанн Церковь, облеченную в Слово Отче, сияющее паче солнца. Говоря, что луна под ногами ея, дает знать, что она украшена небесною славою, как луна; тем, что на голова ея венец от звезде двоюнадесяте, указывает двенадцать апостолов, чрез коих основана Церковь. И во чреве имуще, вопиет болящи, и страждущи роди, это значит, что не престанет церковь рождать от сердца Слово, гонимоей в мире от неверных. И роди, говорит, сына мужеска, иже имать упасти вся языки, т.е. Церковь, всегда рождая мужеское и совершенное отроче Божие - Христа, проповедуя Бога и человека, учить сему все народы. Словами: и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу его, показывается, что это есть небесный царь, а не земный, всегда ею рождаемый, как и Давид провозглашает, говоря: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Псал. 109, 1). И виде, говорит (тайпозритель), змий и гоняще жену, иже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великого, да парит в пустыню, идеже ирепитана бяше ту время и времен и поле времени от лица змиина. Это суть тысяча двести и шестьдесят дней, половина седмицы, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь, бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах, не имеющую с собою ничего иного, как только два крыла орла великого, т.е. веру Иисуса Христа, Который, распростерши святые руки Свои на святом древе, развернул два крыла, правое и левое, призывая к себе всех верующих, и покрывая их, якоже кокош птенцы своя (Мф. 23, 37). О чем и у Малахии говорится: и воссияет вам боящимся имени моего солнце правды, и исцеление в крыльях его (Мал. 4, 2).

Но и Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, стояшу на месте святом: иже чтет да разумеет: тогда сущии во Иудее да бежат в горы; и же на кров, да не сходит взяти ризы своей и иже на сем, да не возратится взяти яже из дому его. Горе же не праздным и боящим в тыя дни. Будет бо тогда скорбь великая, якова же не была от начала мира. И еще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мал. 24, 15—19, 21, 22). А Даниил говорит: и дадят мерзость запустения на дни тысяча двести девятьдесят. Блажен терпяй и достигнувый девяносто пяти (Дан. 12, 11 ,12).

А блаженный апостол Павел, пиша к Фессалоникийцам, говорит: молим же вы, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и нашем собрании о нем (пришествии), не скоро подвизатися вам от ума, не ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас посланным, яко уже настоит день Христов. Да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища якоже ему сести в церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? И ныне, удерживающее весте, во еже явитися ему в свое время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будет. И тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убьет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой лети неправды в погибающих: зане любве истины неприяша. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истины, но влаговолившии в неправде (2 Сол. 2, 1—12). А Исаия говорит: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Исаия, 26, 10).

Когда это будет, возлюбленный, и когда одна седмина разделится на две половины и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господня совершать свое течение, и весь мир будет приходить уже к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — Бога, на Которого мы надеемся? Он сотворит сожжение мира (слич. гл. 5) и праведный суд всем неверовавшим в Него. Ибо Господь говорит: начинающим же сим бывати, восклонитеся и возведите главы ваши: зане приближается избавление ваше. И влас главы вашия не погибнет (Лук. 21, 28, 18). Якоже бо молния исходит от востока и является до запада, тако будет и пришествие Сына человеческого. Идеже бо аще будет труп, тамо собираются орли (Матф. 24, 27, 28). Труп этот был в раю: ибо там пал Адам. И еще говорится: тогда послет Сын человеческий ангелы своя и соберут избранные Его от четырех ветр небесных (там же, ст. 31). И Давид, предвозвещая суд и пришествие Господа, говорит: от края небесе исходит его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его (Псал. 18, 7). Теплотою же называет сожжение. И Исаия говорит: идите люди мои, внидите в храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтися мало елико, дондеже мимо идет гнев Господень (Ис. 26, 26). Подобным образом и Павел: открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Римл. 1, 18).

А о воскресении и царстве святых говорит Даниил: и мнози от спящих в земный персти возстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12, 2). Исаия говорит: воскреснут мертвыи, и возстанут еже во гробах: роса бо яже от тебе, исцеление им есть (Ис. 26, 19). Господь говорит: многие в тот день услышат глас сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. 5, 25). Пророк говорит: востани сияй, и воскрестни от мертвых, и освятит тя Христос (Иоанн 5. 14). Иоанн же говорит: блажен и свят, иже имат часть в воскресении первом: на него же смерть вторая не имат области: смерть вторая есть озеро огненное горящее (Апок. 20, 6, 14). И опять Господь говорит: тогда праведницы просветятся, яко солнце сияет во славе своей (Матф. 13, 41). И скажет святым: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). К нечестивым же что скажет? Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его (там же, ст. 41), который уготовал Отец Мой. А Иоанн говорит: вне же псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк творяй и любяй лжу (Апок. 22, 15): ибо часть ваша в генне огненной (21, 8). Подобным образом и Исайя говорит: и изыдут, и узрят трупы человеков преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позоре всякой плоти (Пс. 66, 24).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Будут убиты антихристом
Исайя говорит како бысть блудница граде верный
Да покажу ти суд любодейцы великия
Верным человекам пророки пророком

сайт копирайтеров Евгений