Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но что это за тайна? Об этом думали мыслители и ученые Ионии (Иония, повторяю, была областью греческих городов-полисов в Малой Азии). Особенно известен был среди этих мыслителей Фалес Милетский, живший в портовом городе Милете. От него дошло изречение, что "мир происходит из воды", что архэ, Первоначало всего, есть вода. И наши учебники сразу поторопились ввести его в пантеон предтеч диалектического материализма - потому что он якобы считал, что материальное начало есть основа бытия. В действительности Фалес совершенно иначе смотрел на Вселенную. Он говорил: все полно богов. Космические воды для него были образом того таинственного Первородящего Океана, который мы находим в мифах Вавилона, Китая, Египта. Это некая божественная Материя, некая богиня, которая из себя все порождает. Подобно Пифагору, Фалес мыслил Вселенную как некое законченное единство. Мы можем назвать его пантеистом, потому что он не находил ясного личностного начала в божественном архэ. А другие ионийские мыслители видели в основе бытия или иную стихию, не воду, а огонь, или неопределенное "Беспредельное", Апейрон.

Так или иначе, здесь зачинается и философия, и наука. Но пока они еще теснейшим образом связаны с богословскими размышлениями. Должны ли они противостоять друг другу? Вот вам простой пример, который приводит великий русский мыслитель Владимир Соловьев. Как происходит развитие организма? Возьмем зерно. Если мы его разрежем, мы найдем в нем зачатки и корней, и листьев, и стебля. Потом, когда зерно прорастает, происходит дифференциация: корень, ствол и листья получают особое место. Потом, когда растение приносит плод, все опять синтезируется. Таким образом, без разделения, без временной дифференциации процесс нормально идти не может. Точно так же философия, естествознание, богословие, религиозная и художественная жизнь в первоначальном мире были как бы в зерне - все было смешано воедино. Потом должно было наступить время, когда каждый находил себе свое место, свои законы, свои принципы. Это естественно и нормально. И только на более высоких ступенях развития духа и мысли начинают сходиться воедино искусство и наука. Вы знаете такое выражение ученых: красивая гипотеза, красивая формула. Единство науки и философии - когда естествознание подходит к понятиям предельным науки и веры - когда они оказываются перед лицом непостижимого рассудком, но постижимого интуицией, когда все силы человеческого познающего "я", - и интуиция, и отвлеченное мышление, и эмпирическое познание, - равномерно включаются, чтобы познать сложное бытие. Тогда и происходит синтез.

На каждом витке истории синтез имеет свои особенности. Но у древних греков пока еще было только зерно. Самая главная мысль древнегреческих философов - Парменида, Гераклита, Ксенофана, - мысль об архэ, о Боге в конечном счете. Хотя они были в большинстве своем ученые, для них главным было найти то или того, на чем основывается все и что дает смысл миру. Парменид воспринимал его логически, Гераклит интуитивно, а Ксенофан выступил поистине в духе своих современников, израильских пророков. Ксенофан был поэтом, он странствовал с лирой по городам. Надо сказать, что тогда все философы много путешествовали, ведь книг было мало, и информацию о мире можно было получить, главным образом путешествуя. Все они побывали на Востоке, особенно они любили Египет, как мать наиболее древней цивилизации. Ксенофан первым открыто выступил против политеизма, против язычества, против форм многобожия, которые описаны в различных мифах и сказаниях. К тому времени Гомер и Гесиод были уже как бы канонизированы и их поэмы, если и не занимали место Священного Писания, то, во всяком случае, считались чем-то в этом роде, то есть книгами о богах. Вы сами знаете, как выглядели многие из этих сказаний о богах. Итак, Ксенофан был поэт; кстати, одной из своих поэм он вдохновил Пушкина, который написал ее переложение. Вот несколько строк, сохранившихся из его поэзии:

Что среди смертных позором слывет и клеймится хулою, То на богов возвести наш Гомер с Гесиодом дерзнули: Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Дальше он делится своим опытом встреч в чужих странах со звероподобными идолами и делает такой вывод:

Если б руками владели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди умели они что угодно,

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, какой он и сам на земле сопричислен.

Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы.

Таким образом, получается, что человек сам создает богов. Впервые в Греции возникает идея, хотя и недостаточно оформленная - идея монотеизма. Ксенофан мыслит божественное начало как некую всеобъемлющую силу, которая пронизывает все мироздание. Человек глубоко связан с этим началом и может и должен чтить его, но не теми варварскими, вульгарными способами, какими он чтил Зевса и других богов, а совершенно иначе.

Спервоначально должны славословить разумные мужи

Бога в напевах святых, благоречивых словах.

А возлиявши вина, сотворивши молитву, чтоб силу

Дал Он нам правду творить - это ведь лучший удел,

Пить человеку не грех, лишь бы мог он домой возвратиться.

Таким образом, добрый праздник хороший праздник, а самое лучшее - совершать добро и справедливость.

Пытаясь осмыслить эту идею единого Божества как неотделимого от природы, Парменид старается придать этому логическую форму. У него выходит почти гегельянство: мысль и реальность - это одно и то же. Все - неподвижно, все есть Бог, Он есть Единое, и поэтому мы все в этом Единственном заключены.

Казалось бы, антиподом Парменида был Гераклит, человек, которого называют "плачущим философом". Он тоже жил в Малой Азии, в Эфесе, в городе, где почиталась богиня Артемида. Писал он странно, туманными афоризмами, его называли Скотейнос (Темный), то есть темный философ. Сократ говорил о нем: "То, что я понял из книги Гераклита, прекрасно, но, наверное, самое лучшее - это то, чего я у него не понял". До нас книга Гераклита дошла только во фрагментах. Кстати, должен вам сказать, что сейчас вышел томик древнейших греческих философов, и там помещены эти фрагменты. Они у нас неоднократно переводились Владимиром Нилендером, Маковейским и другими.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

вились пророки великие писатели царство благодарю
Он был крещеным человеком
Но бердяев потом отделил бога от бездны
Мень А. Мировая духовная культура 1 сравнению
Иначе штейнер говорил христос это духовное солнце

сайт копирайтеров Евгений