|
<<< ΛΛΛ >>>
Я заговорил на эту тему потому, что Андрей Белый - человек ранимый, неприкаянный, трагически не понявший Церкви. Я должен вам сказать честно, Церковь была в этом частично виновата: такие хрупкие люди, как Андрей Белый, нуждались в особом подходе. Как говорила одна умная пожилая женщина, - это овцы стада Христова, но тонкорунные овцы, их так просто нельзя взять. Белый был тонкорунной овцой. Может быть, кто-нибудь из вас читал "Серебряного голубя", роман недавно переиздали. Белый в нем описывает путь интеллигента начала века, который пошел в дикую хлыстовскую секту, где его и убили. А начинается роман с того, что герой появляется в городе, идет в храм, где идет служба, где все скучно, все покрыто плесенью быта. Для тонкорунных овец, изощренных в Канте, неокантианстве, выросших в символизме, все это было чуждо. Белый воспринял антропософскую идеологию. Согласно ей Христос - реальная действующая в мире личность. Но он (я буду говорить упрощенно) не что иное, как дух Солнца. Каждая планета, согласно антропософии населена своими духовным мирами и существами полуфизическими, полудуховными. В какой го момент истории солярный дух, дух Солнца, стал двигаться к земле, чтобы изменить духовную оболочку земли, ее ауру. А поскольку на рубеже столетий действительно в мире что-то менялось, эта концепция казалась очень убедительной и привлекательной. Штейнер раскапывал древние тексты, находил там места, свидетельствующие, что некие ясновидцы видели ночью двигающееся Солнце (на самом деле все совсем не так - они имели в виду другое). Так или иначе Штейнер говорил: Христос это духовное Солнце, пришедшее на землю и изменившее ауру. В мировых событиях Андрей Белый видел это изменение ауры. Какие же это события? Он приехал из прекрасного далека во время мировой войны и написал поэму "Христос воскрес" - полный аналог "Двенадцати". Любопытно, что именно три столпа символизма: Брюсов (но тот был просто труженик пера), Белый и Блок восприняли эти события исключительно восторженно. Должен сказать, что у Андрея Белого восприятие переворота оказалось гораздо более глубоким, чем у Блока. Это был некий гимн, восторг библейского созерцания. И форма острая, такая же смелая, как у Блока. Я зачитаю несколько строк, поскольку не все вы наверное читали эту поэму. В глухих Судьбинах, В земных Глубинах В веках, В народах, В сплошных Синеродах Небес - Да пребудет Весть: - Христос Воскрес! Есть. Было. Будет. Преисполнило этого человека, Простирающего длани От века до века - За нас; - Когда что-то Зареяло Из вне-времени, Пронизывая Его от темени До пяты...
<<< ΛΛΛ >>>
Платон называет царством эйдосов Говорит вляется церковь православная Мень А. Мировая духовная культура 11 противно Мень А. Мировая духовная культура 2 революции
|
|