Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вот когда это слово названо, произнесено. С того времени оно прочно войдет в философию Востока и Запада. И когда евангелист Иоанн захочет поведать нам о тайне Христа, Божественного Слова, он напишет в первых строках своего Евангелия: "ЭН АРХЭ ЭН ХО ЛОГОС" - "В начале было Слово". Слово - это многозначный символ; для Гераклита - это разумный закон, который управляет всей вселенной. Но несмотря на то, что Гераклит казался антиподом Парменида, считавшим, что все неподвижно, они стояли на почве одной традиции, ибо ни для того, ни для другого истории мира не было. Он рождался из огня и обратно уходил в него. Был ли он неподвижен или вращался в круговороте, на самом деле мир оставался неизменным, на самом деле все возвращалось на круги своя. Именно об этом писал позднее библейский Экклесиаст, но писал вопреки библейской традиции. Все возвращается на круги своя. Потом Эмпедокл говорил, что пройдет время, и так же мы будем сидеть, и так же мы будем беседовать об этом, потому что мироздание огромно и все в нем повторяется.

Такие же мысли рождались и у Демокрита Абдерского, одного из крупнейших ученых Греции V века. Демокрит занимался многими областями знания - и математикой, и естествознанием; он первый выдвинул гениальную интуитивную догадку, не подтвержденную экспериментально - о прерывности материи. Он предположил, что материя состоит из элементарных частиц разной формы и, сцепляясь, они создают все формы жизни и материи. Он назвал их "неделимыми", атомами. Его считали ученым-атеистом. На самом деле, он, как и Гераклит, признавал, что мир не создан никем из богов (у Гераклита есть такая формула: "Мир не создан никем из богов"). Но для Гераклита и боги созданы этим божественным Огнем - и боги, и люди, и все существа. Кстати, надо сказать, даже для языческого сознания греков мироздание создали не конкретные боги, а древнее Первоначало, Матерь всех богов. Демокрит считал, что и боги состоят из атомов, они почти не участвуют в жизни людей, но могут на них влиять. Они состоят из атомов другого типа. Есть боги враждебные человеку, есть полезные. И Демокрит молился и даже совершал магические обряды, чтобы ему сталкиваться чаще с благотворными богами. Его механическая вселенная была столь же бесперспективной, как вселенная Гераклита или Парменида.

Великие открытия - о том, что мир является огромным целым, что он пронизан духовным, что начало его лежит в духовном, - ослаблялись этим отсутствием идеи о цели становления, идеи о творческом акте. Если для древнего индийца рождение мира и человека из недр молчащего Брахмана, Сверхбожества, было игрой мироздания, игрой Божественного "Я", то для греков это был как бы непостижимый процесс: для чего-то разумный Огонь, или Вечность, или Апейрон из себя выпускает мир и для чего-то вбирает в себя. Но, подводя итоги развития досократовской философии, отметим очень важную фигуру - Анаксагора, одного из первых мучеников науки (хотя он не был казнен).

Этот человек приехал в Афины в период расцвета афинской демократии и искусства в середине V века. Блестящий Перикл стоит во главе полиса, Фидий создает статую Афины, возводится Парфенон, бессмертное творение греческого гения. Власть принадлежит народу, - естественно, только свободным мужчинам. Они все собираются в этом сравнительно небольшом городе на площадь, и голосованием -они писали на глиняных черепках свою волю - решают основные проблемы. С чем связан подъем афинской демократии? Внешне, политически, с победой над персами. Когда иранский царь Ксеркс бросил свой удар на Грецию, он не смог пройти через знаменитое Фермопильское ущелье, где его встретил спартанский царь Леонид. У Леонида было всего триста воинов, ущелье было очень узкое, и он и все там погибли, но персы пройти не смогли. Но что такое была персидская армия? Это был пестрый сброд всех покоренных народов. Сзади шли люди с плетями, которые гнали солдат в битву, ибо они вовсе не хотели идти воевать. По этому поводу Владимир Соловьев написал стихотворение "Ех оriente "ux" - "С Востока свет", которое начиналось такими словами:

"С Востока свет, с Востока силы!"

И, к вседержительству готов,

Ирана царь под Фермопилы

Нагнал стада своих рабов.

Но не напрасно Прометея

Небесный дар Элладе дан.

Толпы рабов бегут, бледнея,

Пред горстью доблестных граждан.

Так и получилось. Происходит великая Марафонская битва, огромная армия персов вынуждена отступить; морская битва при острове Саламине - опять поражение; в конце концов, персы вынуждены уйти. Афины возрождаются.

И вот тогда-то расцветает этот демократический город, этот маленький островок демократии. И туда приезжает Анаксагор, который восхищен разумом человека. Он видит великие творения Фидия, он видит то, что создал человек в социальной сфере, и кое-что уже даже в научной, и он преклоняется перед творчеством и преклоняется перед мирозданием. Он первый сказал, что солнце это не колесница Фаэтона, а расплавленный огненный шар, что планеты - это каменные глыбы в пространстве. У него было много научных предвидений. Он предсказал в какой-то степени теорию эволюции, и от разумного мира он пришел к идее Мирового Разума. Это был очень важный итог досократовской философии. Он называл этот Разум нус, что по-гречески и означает "разум". И хотя прошло с тех пор 25 столетий, мысль Анаксагора остается актуальной. За это время человек бесконечно глубоко проник в природу вещей. И чем больше мы познаем вселенную, тем больше она свидетельствует о себе как об огромном Творении, как об огромном художественном произведении, как о колоссальном организме, который имеет своим источником разум.

 

В прошлый раз мы с вами остановились, очень коротко, конечно, на тех мыслителях Древней Греции, которые пытались найти в природе, в целом Космосе последнюю великую тайну - архэ, Высшее Начало, Бога. Они по-своему преуспели в своих исканиях, но, пожалуй, Анаксагор был среди них тем, кто увидел ясную связь разумности в природе с Мировым Разумом.

Но чем был для них космический Разум? И Бог как могущественная и почти безликая Сила? Бог открылся им не как Некто, но как Нечто, Нечто великое, перед чем можно благоговеть, что может быть предметом созерцания мудреца. Как Нечто сокрытое в единстве природы.

Поворот, или, я бы даже сказал, революция и переворот в античном мышлении наметился с появлением афинянина Сократа, сына Софрониска. Недаром греческая философия делится на периоды: досократовский и последующий.

Итак, перед нами появляется Сократ. Эразм Роттердамский, великий христианский гуманист XVI века, в одном из своих произведений пишет: "Поразительно, что таким мог быть и такое мог познавать человек, который жил до Христа и не знал Христа. Когда я читаю о нем, мне хочется сказать: святой Сократ, моли Бога о нас", т. е. обратиться к нему с той же традиционной молитвой, с которой христиане обращаются к святым. Что же это был за человек? Я думаю, многие из вас о нем достаточно знают, однако еще раз напомнить не вредно. Один из крупных философов XIX века, Джон Стюарт Милль, говорила что человечеству полезно время от времени вспоминать, что жил на земле человек по имени Сократ. Конечно, он не был святым в нашем понимании, но это была поразительная личность. О юности его мы знаем мало. Он был из семьи мастеров-каменотесов. Молодые годы его совпали с блестящим расцветом афинской демократии и афинского искусства, с веком создания Парфенона, с веком Перикла, Фидия, Аспазии, и поэтому Сократ как бы затерялся в этой блестящей эпохе. Служил он и в войске в качестве гоплита, вооруженного пехотинца.

Он становится известным в Афинах уже на склоне лет, зрелым человеком, а по тогдашним понятиям будучи уже старым человеком. Один из его учеников, Алкивиад, говорил, что Сократ напоминает ему шкатулку, в которой держат драгоценности или дорогие вина. На этих шкатулках нередко изображался смешной леший, Пан или сатир, потому что внешне Сократ выглядел несколько комично. Небольшого роста, коренастый, лысый, с курносым носом картошкой, с глазами навыкат, с отвислым животом. А греки так ценили прекрасное и так преклонялись перед красотой человеческого лица, тела и осанки. Но этот странный, чудной человек обладал огромным обаянием. И в то время, когда он начал свой действительный философский путь, он оказался духовно более могущественным, чем политические лидеры страны, чем многие завоеватели Когда мы говорим об этом времени, мы говорим эпоха Сократа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мень А. Мировая духовная культура 13 мировое
Вместе с ломоносовым сказать говорит
Два мира древнерусской иконописи
Которую поют уже много поколении людей спасителе светлого
О ней рассуждает митрополит иларион еще в xi веке

сайт копирайтеров Евгений