Пиши и продавай! |
А Избранный вдали от битв Кует постами меч молитв И скоро скажет: "Бес! Изыди!.." Волошин думал и надеялся - и мы эту надежду разделяем, что демоны разрушения, ненависти, зла, демоны глухонемые, как называл их Волошин (это реминисценция из Тютчева), не навсегда поселились в душе нашего народа, в нашей стране. И что есть средство против них: молитвой и постом. Я думаю, друзья мои, что это средство не устарело, оно продолжает сохранять свою действенность и поныне. Что касается демонов, то у них есть одна особенность: они все время меняют облик и, выступая под разными знаменами, продолжают свое разрушительное дело. Я хотел вам зачитать стихи некоторых других наших современных поэтов, но чувствую, что это бесконечно... Вот киевский русский поэт Вышеславский написал небольшое стихотворение "Поэт", по-своему понимая образ Христа. Оно изображает Христа как поэта среди прозы жизни. Вы скажете: что за пошлость! Это не пошлость. Для Леонида Вышеславского поэт - это значит святой, тот, кто видит красоту мира, а Христос нам показывает ее. Что у нас есть из прозы? Я вижу здесь четыре главных произведения: "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита", "Плаха" Айтматова и, конечно, роман Домбровского. Есть и более мелкие, но мы остановимся на этом. В первой части "Доктора Живаго" родственник матери главного героя, бывший священник Николай Веденяпин, рассуждает о жизни. Это прекрасные строки. Он говорит, что Христос принес в мир благоговение перед личностью, что раньше была давка в три этажа: боги, люди, рабы, которых скармливали рыбам. "Там была хвастливая мертвая вечность бронзовых памятников и мраморных колонн". И вот приходит Христос, приходит человек, который совсем не звучит "гордо". Он приходит просто и приносит человечность и мир. Именно вокруг этого вращается мир, и поэтому герой Пастернака говорит о необходимости быть верным Христу. Даже если человек не понял Христа до конца как Богочеловека, но чтит священность личности, он уже сохраняет какую-то верность Христу. Мысль достойная и глубокая, хотя далеко не исчерпывающая. Надо сказать, что религиозность Пастернака была очень туманной, так сказать, необязательной. Он был крещеным человеком, в кругу друзей высказывался как человек, принимающий религиозное мировоззрение. Он учился в Марбурге и занимался философией, но не был ни философом, ни теологом. Однако его стихотворения на евангельские темы обладают удивительной особенностью, они чем-то напоминают древние иконы, древне-византийские, древнерусские. Средневековые западные иконы очень часто актуализировали события, то есть изображали их на фоне действительности, знакомой человеку любого времени Я не буду вам цитировать стихотворение "Рождественская звезда". Вы все помните его: "Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе на склоне холма". В истории было не так: около Вифлеема в то время было достаточно тепло, так что пас тухи на ночь даже нс загоняли овец и они всю ночь находились под открытым небом, значит, это было весной или летом. Но это неважно: снег, льды - это наше обрамление Рождества. И стихотворение про Марию Магдалину: "Поливаю миром из ведерка я стопы пречистые Твои..." Когда я услышал это впервые лет тридцать назад, меня даже немножко покоробило: что за ведерко такое? Но потом, вчитываясь, я понял простоту, бытовизм этих стихов, напоминающих иконы. На иконе фигурируют детали быта, знакомые средневековому человеку. И хотя это были события первого века нашей эры, но события эти вечны, в них участвуют народные массы, богослужение и сама природа. Есть одно свойство Пастернака: природа - участница и герой всех его произведений, особенно "Доктора Живаго". Вспомните, как переживают за него окружающие деревья, как, описывая драмы в жизни доктора и его друзей и близких, Пастернак с таким же энтузиазмом описывает, как наступает весна - это тоже для него было событие. Стихи о пасхальной службе - одно из самых прекрасных стихотворений о православном богослужении: "Еще крутом ночная мгла, еще так рано в мире...". Вспомните, как там деревья участвуют в богослужении, как они расступаются, при ближаются - "Они хоронят Бога". Природа, человек, снег, богослужение, Псалтирь или Апостол - все это сливается в удивительную вязь. Или вот стихотворение: Большое озеро, как блюдо, За ним - скопленье облаков. Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то черной тенью Насевшей копоти покрыт. Христос |
|
|
|