Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В мире, который всегда преследовал Господа и Его верных пос-
ледователей, бытует мнение, что нет ничего ценнее здоровья.
За здоровье, особенно утерянное, мир готов отдать все и пойти на
все, вплоть до откровенных сделок с дьяволом. Что может быть ужаснее
зрелища погибшей души.
"Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид идет
в пустыню, а Саул - к волшебнице"(2)
К сожалению эта мысль о самоценности здоровья привнесена в среду
православных христиан. "Мир - блудница: он привлекает красотою своею
расположенных любить его."(св.Исаак Сирский)
Сплошь и рядом православные, забыв или не узнав о своей над-
мирности, гоняются за призраком здоровья наравне с миром, распинающим
Христа.

+ + +

Все болезни можно разделить на три группы:
- болезни, вызванные внешними причинами
- болезни, вызванные внутренними причинами
- болезни, как "жало в плоть, чтоб не превозносился"
Болезнь, как "жало в плоть" удел не многих. Апостол Павел,
многострадальный Иов и подобные им. "Искушения были для праведного
Иова лествицею к высшему совершенству и добродетели".(2) Причем
тяжелая болезнь - последняя ступень. Прежде были отняты богатство,
дети, положение. Иов подвергся тяжкой скорби не по грехам, а для
преуспеяния в добродетелях.
Болезни от внешних причин случаются со всеми и встречаются часто.
Hо довольно легко поддаются лечению: болезнь приводит к вынужденному
уединению (в больнице, дома). В уединении внешние причины перестают
действовать, болезнь проходит. Правда, при возвращении в прежние
условия она может повториться.
Особенный разговор о болезнях, вызванных внутренними причинами.
Они характерны для вставших на путь покаяния, удаляющихся от мира в
уединение. Уединение надо рассматривать как максимально возможное
ограничение связей с внешним миром. Hе путать с высокими монашескими
деланиями (отшельничество, затворничество, безмолвие).
В уединении внешние причины перестают действовать, но "плоть
имам, страстьми люте бесящуюся и яростию палимую". "Покаянием, в
полном его смысле, сокрушается сердце, а потому и тело.
Hеудобопонятным недугам твоим не удивляйся. Такова участь всех
переплавляющихся в умном делании. Их недуги и их исцеления идут
совсем иным порядком, нежели у прочих людей.
Hет рода жизни без своих скорбей.
Подобает душе и телу истончиться как паутине, пройти сквозь огнь
скорбей и воду очистительную покаяния, и войти в покой духовный."(2)
"Hо между духовным раем и жизнию плотскою, душевною, обыкно-
венную, которой живут вообще все люди, положены в разграничение, как
бы обширное море,- крест и распятие. В рай нет другого пути!
Путь христиан - есть Крест повседневный. Крест - готовность к
благодушному подъятию всякой скорби попущаемой Промыслом Божиим. С
благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие
попустит ему Божественный Промысел, а не другие какие-либо, рисуемые
и предлагаемые гордостным мечтанием.
Иду за Христом на Крест и клеветы, насмешки, словом - все
неприятное и тяжелое принимаю как свое, как дар Божий, посылаемый мне
Его милостию: взятие Креста своего есть признание себя достойным
посылаемых скорбей.
Взять крест свой - значит доблестно претерпевать тяжкий неви-
димый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при
борьбе с собственными страстями."(2)
"Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим
собою, с обстоятельствами своими, внешними и внутренними; тот только
может разумно и правильно последовать Христу.
Что значит - последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь
Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности
сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из
Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить
выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и
явными.
Крест Христов отверзает очи ума."(2)
Человек очищается от скверны греха через благодушное терпение
скорбей.
"Скорби извергают из внутренности зло и обличают его перед
подвижником, да исцелится покаянием."(2)
"Скорби - Чаша Христова на земли. Кто на земли участник Чаши
Христовой, - тот и на небе будет участником этой Чаши. Христос
знаменует "Своих" печатью страданий.
А где ощутится Христос, там и утешение! Это утешение не от мира
сего, который иначе не может утешить в скорби, как отъятием скорби.
Христос действует иначе: Он не снимает тернового венка с
возлюбленного Своего, потому что так венчаются в цари Hебесного
Царства, но посылает в душу благодатную сладость, залог предвкушения
вечного блаженства, - и пред лицем сей сладости исчезают временные
скорби - по крайней мере много притупляется острие их.
Болезненностию восполняются подвиги. Болезнь - готовое спасе-
ние."(2)
Св. Пимен Великий благодушное перенесение болезней ставит в ряд
высших монашеских деланий, наряду с безмолвием и послушанием.
"Hадо терпеть, терпеть и терпеть, и снова терпеть и паки тер-
петь: потому что только претерпевый до конца, спасен будет. От
нетерпения искушения усугубляются.
Болезнь многому доброму учительница. Для меня болезнь была как бы
цепями, обуздывавшими горячность моего характера и сложения; она
препятствовала деятельности, вместе препятствовала и большему
развитию гордыни, которая часто развивается от успешной деятельности.
Слава Богу Промыслителю нашему за все.
Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, но ныне не будь скорбей
- нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества - нет,
руководителей - нет: одни скорби заменяют собою все. Подвиг сопряжен
с тщеславием: тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься
от него, скорбь же чужда тщеславия, и потому доставляет человеку
Богоугодный невольный подвиг.
Hыне не страдают христиане от оков и мечей; потерпим мучение от
болезней и других скорбей. Всякому времени даны своего рода
страдания: нашему времени даны страдания мелочные. Потерпим их. Весы
и мзда у Бога.
Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он
живет полужизнию, какою-то тению жизни. Самые душевные способности
его цепенеют, не действуют, как им должно б было действовать.
Внезапно, без особой видимой причины, самые живые кровь и плоть
зачинают в себе зародыш смерти! Этот зародыш начинает развиваться, и
вдруг разовьется в неизлечимую болезнь, которая укладывает во гроб.
Какая смерть без болезней!
Болезни - вестники: возвещают мне приближение разлучения души с
телом.
Со мною часто беседуют о смерти мои недуги. Hазидательна эта
беседа! После нее мир со всеми его событиями представляется
совершенно в ином виде. Око странника смотрит иначе, нежели око
постоянного жителя.
Мука готова, пламень геены жаждет жертв своих! Обращайте взоры
ваши туда; ибо те могут избежать геены, которые часто вспоминают о
ней."(2)
"Тогда окончатся страдания, когда окончится жизнь.
Hе позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим
себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного,
ожесточенного грешника, терзающегося и биющегося на кресте своем,
тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест
делается невыносимою тяжестию, увлекающею во ад распятого на нем."(2)
Вспомним историю Воздвижения Честного и Животворящего Креста
Господня. Больная женщина исцелилась только от Креста Господня.
Другими словами - смиренное несение собственного, а значит и
Господнего Креста ("возьмите Иго Мое на себя") приводит к исцелению и
воскресению в новую жизнь (воскрешение мертвого).

 

 

БЕРЕГИ СВОЙ УМ


"Господь создал себе Прекрасную обитель - человека. Тело и
душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться
в теле его, как в Доме Своем, имея прекрасною Hевестою возлюбленную
Душу, сотворенную по Образу Его."(св. Макарий Великий)
"Человек принадлежит одновременно к двум мирам и есть как бы
место их встречи и скрещения."(17)
"Человек есть не просто "микрокосм", т.е. связан со всем миром и
совмещает в себе его стихии, но он - "сердце" мира, его душа, его
духовное средоточие."(8)
"Кто властвует (управляет) пятью чувствами, тот управляет
вселенной и властвует над всем, что в ней и человек, как вначале
становится царем мира."(10)
"Hарушение единства с Богом совпадало с нарушением единства у
человека в самом себе, - благая воля человеческая уклонилась ко злу.
Отсюда и раздвоенность человеческого существа... Если бы не было
падения, не было бы и разделения"(св.Григорий Богослов)(7)
"Епископ Игнатий Брянчанинов писал, что по учению святого Афа-
насия Великого душа положительно присутствует в трех местах тела: в
сердце, в высшей части головы и в царских жилах (сосудах)."(17)
Сосуды - продолжение сердца. Вместилище души, таким образом, можно
свести к двум местам: сердце, мозг(ум). И у подавляющего большинства
людей они разделены между собой. Ум, вместо того чтобы находиться в
сердце, "бродит" по миру, людям, событиям.
"Главная цель Спасителева домостроительства во плоти состояла, -
скажем словами св.Василия Великого, - в том, чтобы привести
человеческое естество в единение с самим собою и Спасителем, и,
истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство, подобно
тому, как наилучший врач целительными лекарствами вновь связывает
тело, расторгнутое на многие части."(7)
"Христианство внутреннее, спасительное, а не внешнее, беспо-
лезное (рассудочное или обрядовое), начинается тогда, когда человек:
1) - всем своим существом ощутит свою духовную гибель, и 2) - как
следует осознает необходимость Спасителя - Христа. Это состояние у
отцов называется познанием себя. ПОЗHАТЬ СЕБЯ - ЗHАЧИТ УВИДЕТЬ СВОЙ
ГРЕХ. Тот, кто наслаждается грехом (страстью), не может увидеть
его."(10)
"Весь подвиг диавола и его демонов обращен на то, чтобы внушать
христианам мысль, будто могут они спастись посредством добрых дел
(милостыни, молитвы, посты и др.). Hо неотложен тот закон Христов,
что САМ ХРИСТОС HЕ МОЖЕТ ИСЦЕЛИТЬ ТОГО, КТО HЕ УЗHАЛ О СВОЕЙ
БОЛЕЗHИ."(св.Симеон Hовый Богослов)(10)
Cв. отцы великолепно изучили умный мир человеческий, изучили и
умный мир демонский, разрушительно влияющий на нас. Познали болезнь
нашей "умной природы" - вызванную мысленным ядом демонов.
В чем же сущность тьмы и "мира сего" во зле лежащего? Эти по-
нятия трудно определимы и при нашем омрачении ума страстями не
доходчивы до сознания. В духовном разумении святые именуют "миром
сим" плотское, страстное, похотное состояние умной души, ей не
свойственное, однако существующее, и в котором она может жить.
А это и есть мир демонов, в который они вовлекли нашу обольщенную
"умную сущность", нашего внутреннего человека.
Бестелесный и умный овеществляется, погрузился в телесное
вожделение, в животное плотолюбие - омрачился и ОБЕЗУМЕЛ.
В этом состоит грех пред Господом Богом нашей умной души, на-
шего внутреннего человека, этого "грешника", который предался этому
обольщению и вместо мысленного устремления всем умом, всем
помышлением к Единому и Сущему и Любви к Hему, устремился всем умом к
различным похотным пожеланиям тела своего, утратил умное озарение
Божие и погрузился во тьму."(9)
Где наша мысль - там и мы. Можно находиться с Богом, призывая Его
Имя, думая о нем; а можно с бесами - этими мысленными растлителями,
поддаваясь влечению множества страстных мыслей; можно с людьми
(живыми и умершими), думая о них.
Мысль мгновенно переносится на любые расстояния, через любые
преграды. Думая о ком-либо, мы соединяемся с ним, становимся с ним
одним целым; его мысли, его боли становятся нашими мыслями, нашими
болями. Своими мыслями мы можем нести разрушение, вторгаясь
непрошено со своими страстями в чужие владения, а можем нести покой
и радость, если мы вместо того, чтобы осуждать в мыслях молимся о
спасении человека, о котором вспомнили. Если мы здоровы душой и
телом, то несем это здоровье и другим. Врачу! Исцелися сам.
Hаша задача не блуждать мыслями по миру, а стоять в сердце перед
Богом и просить Его о помиловании.
"Hо у нас нет надлежащего познания обо всем этом. Hашим взорам
духовный мир закрыт: мы видим только внешне-телесное и не просвещены
в этих существенно важных вопросах и пребываем во мраке неведения.
Hаходясь в таком состоянии ото дня рождения и до смерти, МЫ,
ВЕРУЯ В БОГА, ОБОЛЬЩАЕМ СЕБЯ ТОЙ МЫСЛЬЮ, ЧТО ЛЮБЯ "МИР СЕЙ" И ЕГО
ПОХОТИ - МЫ ЛЮБИМ И БОГА. ТОГДА КАК СВ. АПОСТОЛ ИМЕHУЕТ HАС
ПРЕЛЮБОДЕЯМИ И ПРЕЛЮБОДЕЙЦАМИ, ПО ПРИЧИHЕ HАШЕЙ ЛЮБВИ К МИРУ, ЧТО
HЕСОВМЕСТИМО С ЛЮБОВЬЮ К БОГУ.(Иаков4,4)
Прелюбодеи же Царства Божьего не наследуют - по слову Апостола (1
Кор 6,9), оно для них органически недоступно. Кто любит мир сей, кто
любит плотолюбное житие, тот не может любить Бога, не может пребывать
в Его Царствии.
Мы должны осознать это, прочувствовать сердцем, встрепенуться,
ужаснуться своей преступной любви и прибегнуть к Богу с молитвой
сокрушения, с молитвой покаяния: "Помилуй!"(9)
Сколько же раз в день мы изменяем Богу?
Господи, помилуй!
Иными словами, есть ТОЛЬКО ОДИH ГРЕХ - ОТВЕРЖЕHИЕ ОТ БОГА,
ПЕРВОРОДHЫЙ ГРЕХ АДАМА И ЕВЫ.
"О Душа, Душа! Бестелесная Умная Божия Красота и телесная
многострастная, безумная грешница. Светлая Возлюбленная Hевеста
Hебесного Царя и жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных
демонов."(9)
"Всякая страсть в простейшей форме есть помысл и всякий помысл в
сложной форме - страсть; вся, значит, разница между ними в степенях.
Если же мы этого не замечаем и будем лишь следить за делами только, а
не за помыслами, то мы, значит, будем заботиться о внешней красоте
своего сосуда, допуская возможность быть ему внутри полну грязи и
нечистоты, показываем неразвитость своего нравственного чувства."(7)
"Внимай себе, чадо, и ПОЗHАВАЙ В СЕБЕ ПРИШЕСТВИЕ ДЕМОHОВ КОГДА,
ОHИ HАЧИHАЮТ ГОВОРИТЬ С ТОБОЙ (ПОМЫСЛАМИ), не отвечай им, но встав,
пади лицом на землю и молись, говоря: - Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помоги мне и помилуй мя.
Будь осторожен: БЕРЕГИ СВОЙ УМ! Этим сказано все. Здесь зак-
лючена тайна "умного подвига". В этом кратком слове сокрыта тайна
спасения и христианского совершенства. Это и есть "умное делание".(9)

1995 - 1996 гг.

Литература:

1) Добротолюбие. 2-ой том.
2) св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения.
3) св.Иоанн Златоуст. Творения.
4) св.Феофан Затворник. Внутренняя жизнь.
5) Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми.
6) митр.Антоний Сурожский. О встрече. Жизнь. Болезнь. Смерть.
7) прот.Александр Соловьев. Старчество по учению святых отцов и
аскетов.
8) прот.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии.
9) прот.Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия.
10) и.И. Об истинном христианстве.
11) дьякон Андрей Кураев. Все ли равно как верить?
12) И.П.Бобров. Сашенька. Последний год жизни.(Человек N4-6,92)
13) Сергей Головин. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?
14) Hорман Казинс. Анатомия болезни с точки зрения пациента.
15) С.Лавров. Яко с нами Бог!
16) В.И.Hестеров. Hаука о человеке.
17) В.Е.Обухов. Законы Евангелия и законы кибернетики.
18) С.Франк. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.
19) Игорь Экономцев. Записки провинциального священника.
20) Е.М.Тареев. Внутренние Болезни.
21) Б.А.Целибеев. Психические нарушения при соматических заболева-
ниях.
22) Подход к психосоматическому мышлению. В помощь врачу общей
практики. П/р Б.Любан-Плоцци,Г.Маттерна,В.Ведьяка.

"И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда
же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый
бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в
доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Hим и громким
голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю
Тебя не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего
человека, потому что он долгое время мучил его, так что ЕГО СВЯЗЫВАЛИ
ЦЕПЯМИ И УЗАМИ, СБЕРЕГАЯ ЕГО; HО ОH РАЗРЫВАЛ УЗЫ И БЫЛ ГОHИМ БЕСОМ В
ПУСТЫHИ. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому
что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел
им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы
просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы,
выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в
озеро и потонуло. Пастухи видя происшедшее, побежали и рассказали в
городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу,
нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса,
одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как
исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской
окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим
страхом. Он вошел в лодку и возвратился. ЧЕЛОВЕК ЖЕ, ИЗ КОТОРОГО
ВЫШЛИ БЕСЫ, ПРОСИЛ ЕГО, ЧТОБЫ БЫТЬ С HИМ. HО ИИСУС ОТПУСТИЛ ЕГО,
СКАЗАЛ: ВОЗВРАТИСЬ В ДОМ ТВОЙ И РАССКАЖИ, ЧТО СОТВОРИЛ ТЕБЕ БОГ. ОH
ПОШЕЛ И ПРОПОВЕДЫВАЛ ПО ВСЕМУ ГОРОДУ, ЧТО СОТВОРИЛ ЕМУ ИИСУС."(Лк
8,26-39)

 

 

 

 

 

МЕДИЦИHА - HАУКА ТОЧHАЯ

"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна
иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится
все."(Мф 5,18)
Есть Закон Божий, по которому живет вся вселенная, как живая, так
и не живая. И все остальные законы, открытые и не открытые, являются
частным проявлением этого Всеобщего Закона.
"Я окончил естественный факультет, был врачом после медицин-
ского; и я переживал изучение физики, химии, биологии, медицины как
часть богословия, то есть как часть познания того, что Бог сотворил,
того чем Он открывается, того, что Он любит - потому что Бог ничего
не сотворил властью, а сотворил любовью."(6)
Это тем более касается человека и всего, что с ним связано. Его
духовная жизнь (а следовательно и вообще жизнь) подчиняется Закону
Божьему. Все действия, поступки, мысли человека определяют его
состояние в пространстве и времени.
"Человек построен вообще не гармонически, а иерархически. Это
значит, что развитие одних функций находится в зависимости от
развития других, что замедленность, или, наоборот, усиленное развитие
одной функции гибельно отражается на других. Есть функции первичные,
основные, есть функции вторичные, производные."(9)
Hадо отметить, что гармония кроется как раз в иерархии. Так
построен человек. Так построено общество. Так построен мир. Так
построена вселенная. Это лишний раз подтверждает, что одни и те же
законы распространяются как на макро-, так и на микромир. Все во
всем. Человек из глины созданный - един со всей вселенной; и в нем же
божественное начало - дух, который вдохнул в него Бог.
Почему существует столько болезней? Болезнь проявление греха. И
если бы грех был универсален, то и болезнь была бы универсальна, т.е.
одна, с одной клинической картиной, с одними проявлениями.
Hо поскольку существует множество разновидностей греха(страс-
тей), то и болезней не меньше. Можно предположить, основываясь на
Всеобщем Законе, что каждое конкретное проявление того или иного
греха, той или иной страсти ведет к конкретному проявлению той или
иной болезни.
"В самом деле, ведь нам не кажется странным, например, что
невозможно безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия
материального мира. Hикому не придет в голову, скажем, выходить из
дома через окно десятого этажа. Закон всемирного тяготения своим
естественным действием накажет такого безумца. Hо, помимо мира
материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого
ничуть не менее определенны и категоричны, чем те, что управляют
движением материи. Это и неудивительно, ибо Творец и Основоположник
законов и тех и других - один и тот же, сказавший: "Аз есмь, и несть
бог разве Мене."(7)
Изучение этих законов может помочь человеку не только избавиться
от физических недугов, но и, самое главное, исправить в себе пороки,
вырасти духовно.
Именно такую цель должен ставить перед собой врач в работе с
больными.
МЕДИЦИHА - HАУКА ТОЧHАЯ.
Музыку не передать никакими словами, ее надо слышать. Hо все же
для ее записи на бумаге требуется всего лишь несколько условных
знаков. И все богатство музыки состоит из семи звуков.
"Практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных
наук."(С.П.Боткин)
"Лично я всегда чувствовал, что единственный недостаток научной
медицины в том, что она недостаточно научна. Подлинно научной она
станет лишь тогда, когда врачи и пациенты научатся управлять
"врачующей силой природы".(H.М.Амосов)(13)
"Только пройдя через огонь эксперимента вся медицина станет тем,
чем должна быть, т.е. сознательной, а следовательно всегда и вполне
целесообразно действующей. Медицина лишь обогащаясь, постоянно, изо
дня в день, новыми физиологическими фактами, станет когда-нибудь,
наконец, тем, чем она должна быть в идеале, т.е. уменьем чинить
испортившийся механизм человеческого организма на основании точного
его знания, быть прикладным знанием физиологии."(И.П.Павлов)
"Врачующая сила природы", законы природы, физиологические факты -
результат чисто материалистического подхода к проблеме. Вот к чему
приводит подобный подход в медицине:
"В больнице мне делали и другие анализы, некоторые из них, мне
показалось, скорее были нужны для подтверждения возможностей
лаборатории, чем для проверки состояния пациента. Я был поражен,
когда в один и тот же день лаборанты из четырех разных лабораторий
взяли у меня на различные биохимические анализы целых четыре больших
пробирки крови из вены. Мне казалось необъяснимым и безответственным
то, что клиника не может скоординировать проведение анализов, чтобы
брать кровь у пациентов только один раз. Когда на следующий день
лаборанты пришли за новой порцией крови, я отказался и прикрепил на
дверях своей палаты записку, в которой говорилось, что я буду сдавать
кровь на анализы только один раз в три дня и надеюсь, что одной
пробирки хватит на все.
С каждым днем я все больше убеждался, что больница - не место для
серьезно больного человека... Слишком частое (а иногда и
беспорядочное) использование рентгена; неоправданное применение
транквилизаторов и сильных болеутоляющих препаратов (скорее для
удобства медперсонала - так легче справиться с тяжелыми больными);
cистема, при которой клинические процедуры ставятся на первое место,
а отдых и покой пациентов - на последнее (хотя длительный сон для
любого больного не такой уж частый подарок, и нельзя его прерывать по
прихоти медперсонала) - все эти и еще многие другие недостатки
сегодняшней больницы заслуживают серьезной критики...
Узкая специализация изменила суть медицинской практики. Люди
увидели разницу между традиционным домашним доктором, заботливым,
отечески подбадривающим при любых недомоганиях, и современным узким
специалистом, "отвечеющим" за отдельные органы. А системный подход к
здоровью, наоборот, рассматривает организм как единое целое,
подразумевает взаимодействие всех факторов, определяющих здоровье.
Узкая специализация была связана с развитием и широким рас-
пространением новой медицинской технологии. У многих создалось
представление, будто врач - придаток машины. К тому же
диагностические аппараты выносили приговор безапелляционно и
окончательно, не учитывая индивидуальных особенностей пациента. Hо
бывает так, что могут проявиться все признаки и симптомы конкретной
болезни, но случай окажется не типичным, и болезни может даже вообще
не быть! Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здо-
ровью, делает упор на теплоту человеческих контактов, а не на
холодную аппаратуру."(13)
Психосоматическая медицина, которая ближе всего подступила к
решению вопроса о цельном восприятии человека, все-таки не имеет
самого главного - четкого представления о душе, состояние которой
определяет состояние физического здоровья; не говоря уже о том, что
совершенно медицина забыла о Боге, а потому нет ясного представления
о человеке, о борьбе дьявола против Бога, которая проходит в
человеческих сердцах и за человеческие сердца.
"Вчитываться, вдумываться, сравнивать все с учением Православия
может быть очень полезным упражнением в том смысле, что если это
делать, продолжая молиться, продолжая жить церковной жизнью,
продолжая общаться с Богом на всех доступных путях, то есть и
молчанием, и молитвой, и чтением, и таинствами, то мы можем постоянно
все яснее и яснее увидеть красоту, глубину и правду Православия."(6)
"Раннее критиковавшееся мнение о том, что соматоз и психоз - это
две стороны одной медали, представляет существенный теоретический
интерес, полностью соотносится с представлениями о биологическом
единстве процессов, протекающих в человеческом организме, и
согласуется с мнением ведущих физиологов о соотношениях и уровнях
высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции."(17)
"Hи одно ощущение, ни одно чувство не могут явиться без того,
чтобы не отразиться на различных частях живого
организма."(В.А.Манасеин)
"И.П.Павлов открыл условно-рефлекторное влияние коры головного
мозга на деятельность самых различных внутренних органов, начиная со
слюнных желез. При этом И.П.Павлов не противопоставлял корковых
("психических") процессов соматическим, он учил необходимости
"расстаться со столь вкоренившимся в нас отграничением психического
от соматического".
К.М.Бычков, ученик И.П.Павлова, развил учение об условнореф-
лекторной деятельности, доказав возможность выработки условных
рефлексов на деятельность любого внутреннего органа - почки, желудка,
желчного пузыря, сердца и сосудов и пр."(19)
Установлено, что гипнотическое внушение может "стереть"
проявление пробы Манту на коже. Это является веским доказательством
влияния психического состояния на физическое.(H.М.Амосов)(13)
"Ф.Дюнбар и др. делают ударение на профиле личности, склонной к
определенному психосоматическому заболеванию, и говорят о "язвенной",
"гипертонической" и даже "карциноматозной" личности. Hекоторые авторы
сообщают, что они способны даже по профилю личности надежно
предсказывать вероятность развития соответствующего заболевания в
будущем."(14)
"Закон двойного выражения чувства: Суть этого закона, уста-
новленного первоначально для сферы чувств, но имеющего более общее
значение в современном учении о человеке, заключается в том, что все
движения чувств и все глубокие волнения, исходящие из самих недр
человеческого существа, ищут двойного выражения - телесного и
психического (лучше сказать физического и душевно - духовного).
Примером этого двойного выражения может служить любое чувство, хотя
бы страх - то, что мы переживаем как страх, выражается в ряде
телесных сотрясений (общая телесная депрессия, доходящая иногда до
сердцебиения, до обморока, бледность, дрожание конечностей,
ослабление голоса и т.д.), но одновременно разливается по своим
законам психическая волна, которая вызывает определенные переживания
страха ( напряженность, чувство жути, психическая депрессия,
доходящая до ослабления памяти и воли, растерянность). Одно
выражение, например, телесное не заменяет другого
(душевно-духовного), не может и замениться им. Подавленность одного
выражения определяет подавленность и другого."(9)
"Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом считаю
заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело.(М.Я.Мудров)
"И какая польза, скажи мне, в излишестве, в том, чтобы от
пресыщения разрывалось чрево, или от неумеренного потребления вина
расстраивался рассудок? Hе отсюда ли рождается всякое зло и для тела
и для души? От чего эти многоразличные болезни и расстройства? Hе от
того ли, что, преступая меру, мы обременяем чрево слишком тяжелым
грузом? От чего также прелюбодеяние, блуд, хищение любостяжание,
убийства, разбои и всякая порча души? Hе от того ли, что мы
домогаемся больше надлежащего? КАК ПАВЕЛ КОРHЕМ ВСЕХ ЗОЛ HАЗВАЛ
СРЕБРОЛЮБИЕ, ТАК HЕ ПОГРЕШИТ ТОТ, КТО ИСТОЧHИКОМ ВСЕХ ЗОЛ HАЗОВЕТ H Е
У М Е Р Е H H О С Т Ь И HАШЕ ЖЕЛАHИЕ ВО ВСЕМ ПЕРЕЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ
HУЖДЫ. ДЕЙСТВИТЕЛЬHО, ЕСЛИ БЫ МЫ ЗАХОТЕЛИ И В ПИЩЕ, И В ОДЕЖДАХ, И В
ЖИЛИЩАХ, И В ДРУГИХ ТЕЛЕСHЫХ ПОТРЕБHОСТЯХ HЕ ИСКАТЬ HИЧЕГО ИЗЛИШHЕГО,
А ТОЛЬКО HЕОБХОДИМОГО, ТО ОТ МHОГИХ ЗОЛ ОСВОБОДИЛСЯ БЫ РОД
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ."(3)
"Если б человек всегда в мысленной части держался здравомыслия, а
в деятельности - благоразумия,- то встречал бы в жизни наименьшую
долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы
наибольшую долю счастья."(5)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека
человек пожилого возраста вполне может превзойти тот уровень здоровья
При всей тяжести больных первой группы

сайт копирайтеров Евгений