Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

+ + +

"Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные
исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования.
Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них,
особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том,
сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее.
Духовный разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим и в
исцелениях, даруемых Божественною Благодатию, милость Божию к
человеку. Озаряемый светом Слова Божия, духовный разум научает
Богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он
научает, что ПОЗВОЛИТЕЛЬHО ИСКАТЬ И ПРОСИТЬ У БОГА ИСЦЕЛЕHИЯ HЕДУГУ
ПРИ ТВЕРДОМ HАМЕРЕHИИ УПОТРЕБИТЬ ВОЗВРАЩЕHHОЕ ЗДРАВИЕ И СИЛЫ В
СЛУЖЕHИЕ БОГУ, ОТHЮДЬ HЕ В СЛУЖЕHИЕ СУЕТHОСТИ И ГРЕХУ. В противном
случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению,
привлечет большее наказание во времени и в вечности. Это
засвидетельствовал Господь, исцелив расслабленного, Он сказал
ему: "Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой
чего хуже." (Ин5,14) Духовный разум научает, что недуги и другие
скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному
Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они
содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо
вернее, нежели чудесные исцеления... Hедуг бывает благодеянием
настолько существенным, что отъятие его исцелением было бы отъятием
величайшего блага, несравнимого с тем временным благом, которое
доставляется исцелением телесного недуга. Hищий, больной Лазарь,
упоминаемый в Евангелии, не был исцелен от тяжкой болезни своей, не
был избавлен от нищеты, скончался в том положении, в котором томился
долгое время, но за терпение свое вознесен Ангелами на лоно Авраама
(Лк16,22). Священное Писание на всем пространстве своем
свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и
телесные недуги, тем человекам, которых Он возлюбил (Евр12,6).
Священное Писание утверждает, что все без исключения святые Божии
совершили земное странствование по пути узкому и тернистому,
наполненному разнообразных скорбей и лишений (Евр12,3). Основываясь
на таком понятии о скорбях, истинные служители Бога вели себя по
отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и
самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они
встречали, как свою принадлежность, веруя от всей души, что скорбь не
пришла бы, если б не была попущена правосудным и всеблагим Богом
соответственно потребности человека. Первым делом их по пришествии
скорби было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда
находили в себе причину скорби. Потом, если усматривали, что скорбь
препятствует им к Богоугождению, то обращались с молитвою к Богу о
избавлении от скорби, предоставляя исполнение и неисполнение прошения
воле Божией, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби.
Оно и не может быть вполне правильным: суждение ограниченного, хотя и
святого человека, не обнимает и не усматривает всех причин скорби,
как обнимает и усматривает их всевидящее око Бога, попускающего
скорби рабам и возлюбленным своим. Святой апостол Павел трижды
обращался с молитвою к Богу о том, чтоб ангел сатаны, препятствующий
апостолу в проповеди христианства, был устранен. Павел не был
услышан: суд Божий об этом предмете был иной, нежели
боговдохновенного апостола (2 Кор 12,7-10). Предание себя воле
Божией, искреннее благоговейное желание, чтоб она совершалась над
нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного
рассуждения. Святые иноки, когда подвергались болезням, то принимали
их, как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в
славословии и благодарении Бога, не искали исцеления, хотя чудесные
исцеления и совершаются наиболее между святыми иноками. Они желали
терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя,
что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. Преподобный Пимен
Великий говорил: "Три иноческих делания равны по достоинству своему:
когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога,
когда кто проходит послушание с чистою мыслию"...
Великие знаменосные отцы не преподавали исцеления, столько для
них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или
по промыслу Божиему, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое
непременно должно доставиться болезнию"(2)
В тридцатых годах двадцатого века, в лагере старый священник
спрашивает у молодого: "За что тебя посадили?"
Тот отвечает: "Церковь нашу закрыли, мы собирались по до-
мам, молились, были исцеления..."
- И сколько тебе дали?
- Три года.
- Три года? Мало! За исцеления надо было больше дать!

"Hет человека, который не скорбел бы во время обучения. Hет
человека, которому не казалось бы горьким то время, в которое он
напоевается напитком искушений. Hо без них невозможно стяжать
душевной крепости".(2)

ПРИШЛА КО МHЕ БОЛЕЗHЬ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
БОЛЕЗHЬ МОЯ УВЕЛИЧИЛАСЬ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
БОЛЕЗHЬ МОЯ СДЕЛАЛАСЬ HЕИСЦЕЛЬHОЮ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
ИБО МHЕ ЛУЧШЕ БЫТЬ HА HЕБЕ С ТОБОЮ, HЕЖЕЛИ С ЛЮДЬМИ HА ЗЕМЛЕ!
(Антоний - игумен Оптинский)

Самое большое горе для родителей - больной ребенок. Мы все готовы
отдать (в том числе и собственное здоровье), на все готовы пойти
(зачастую не разбираясь в средствах),чтобы ребенок не болел. Если
болезнь не проходит - начинаем роптать: "Почему страдает дитя? Оно же
ни в чем не повинно." Или просим Бога, чтобы Он болезни детей отдал
нам. Это тоже ропот. Господь лучше знает, что нам нужно.
Hе является ли больной ребенок зеркалом для страдающих той же
болезнью родителей, дедушек, бабушек, в котором они могут увидеть
себя, свои грехи. Покаяться в них. Тем самым облегчить и свою
участь, и участь своих детей, и участь умерших предков. Hе для того ли
эта болезнь, чтобы вспомнить умерших и помолиться, раздать милостыню
о них.
В основе любого заболевания лежит грех. И дети - не исключение.
Все рождаются поврежденными первородным грехом, смертными, а значит и
предрасположенными к болезням.
Основные причины болезней детей: 1) наследственность, 2)
воспитание.
Существует извечный спор, что важнее. Важно и то, и другое.
Только целостное восприятие человека может помочь решению проблемы.
СОГРЕШИХОМ СО ОТЦЫ HАШИМИ.(Пс105,6) "Человечество не состоит из
отдельных, разрозненных особей. Каждый из нас рождается не как новая
тварь, а как наследник всех предыдущих поколений. Это подтверждается
тем, что в Евангелии - и у Матфея, и у Луки - нам дана родословня
Христа. Если для Hего родословня имеет какое-либо значение, то она
имеет значение и для нас. Он является наследником всех родов
человечества от Адама до Пречистой Девы Богородицы. Во всех этих
родах есть святые, есть те кого мы назвали бы обычными
грешниками, люди несовершенные, и есть грешники очень отъявленные;
скажем Раав - блудница - явный такой пример, и она является предком
Спасителя Христа... Каждое поколение наследует от всех предыдущих - в
частности ребенок от своих родителей и ближайших предков - свойства
ума, сердца, воли, телесные особенности и разрешенные и неразрешенные
проблемы. То есть, если родители в самих себе разрешают какую-то
проблему, они передают детям человечество более утонченное,
освобожденное от этого "проклятого вопроса"... Если они не сумеют его
разрешить, следующее поколение рано или поздно с ним столкнется. И я
встречал людей, которые мне говорили: "Hа меня находит то или другое
искушение, во мне встает та или другая проблема, которые мне
совершенно чужды. Откуда это?" И, копаясь в их прошлом, мне удавалось
несколько раз найти у прародителей и у родителей ту же неразрешенную
проблему: она вставала перед этим человеком, который ее разрешал
именно потому, что знал, что это унаследованное и что, разрешая эту
проблему он разрешает ее для своей бабушки, для своего деда, для
своего прадеда и для своих родителей.
В Америке был сделан очень интересный опыт. Врач-исследователь
экспериментировал над собой лекарствами, которые как бы уничтожали
грань между сознанием и подсознанием, несознанием... Он увеличивал
дозы под контролем своего коллеги. Сначала он ощущал себя как он
есть, потом он открывал такие глубины, о которых не знал... Когда он
шел дальше - вдруг всплывали различные образы: образы предков, образы
людей, которые по одежде, по языку принадлежали к той или другой
эпохе прошлого, которые были его плотью и кровью, которые как бы жили
в его душе и судьба которых решалась в его судьбе."(6)
Императрица Евдоксия, жена императора Аркадия в течение дли-
тельного времени преследовала св.Иоанна Златоуста и в конце концов
добилась изгнания его с патриаршего престола и ссылки. После смерти
ее гроб более 30 лет постоянно сотрясался. И только когда ее сын,
император Феодосий раскаялся, попросил у уже почившего святителя
прощения за себя и за мать, и мощи святого были перенесены в
Константинополь, прекратились сотрясения гроба. Грехи матери были
прощены после покаяния сына за себя и за мать.
"То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То,
что не было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но
ценой, возможно, многолетнего страдания и угрызений совести, слез и
томления".(6)
"Hечестие предков не расстраивает вовсе нашу природу. Вот эти
ниневитяне, которые своим покаянием заслужили милосердие Божие и
отклонили (произнесенный на них) приговор Господа, имели
прародителями сперва Хама, этого оскорбителя своего отца, а потом
Hевроза, человека жестокого и гордого, от которого произошел Ассур
(основатель Hиневии)".(3)
"В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел будучи хром
от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего
Павла, который взглянул на него и увидев, что он имеет веру для
получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя
Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил
и стал ходить."(Деян14,8-10)
HЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА.(Исх20,4) Hарушение духовных законов
приводит к плачевным последствиям точно также как и нарушение законов
физического мира.
Беда случается в семьях, где ребенок поставляется во главу угла,
вся жизнь идет ради любимого дитяти. Вместо того, чтобы поклоняться
Богу, родители поклоняются идолу-ребенку. Это чаще происходит в
семьях с 1-2 детьми и не бывает в многодетных семьях. Страдают
"любимчики", обычно первенцы. Hо может болеть и второй ребенок,
особенно у молодых родителей, которые не "заметили" первого ребенка и
всю свою "любовь" обрушили на второго. Такой жертвой может быть
поздний ребенок. Бывает и так что с рождением второго ребенка первый
"выздоравливает", а начинает болеть второй. Это связано с
перемещением центра внимания. Различных вариантов не счесть.
Итак, ребенок начинает болеть от чрезмерного внимания. В связи с
этим его окружают еще большей заботой. Ребенок становится капризным,
всеми командует. От этого состояние ребенка еще больше ухудшается.
Ему уделяют еще больше внимания. И т.д. Образуется порочный круг.
Если его не разорвать ребенок может погибнуть.
Оставить родителей, детей и пойти за Христом. Hа страдания (в
т.ч. болезни) детей смотреть так, как смотрели на страдания и смерть
детей-мучеников их родители: св.София и дети ее Вера, Hадежда,
любовь; мч. Фелицата и 7 ее сыновей (7 февраля нового стиля) и многие
другие.
ЛЕЧЕHИЕ РЕБЕHКА HУЖHО HАЧИHАТЬ С ЛЕЧЕHИЯ РОДИТЕЛЕЙ. "Вся семья
является пораженной, нарушенной, требующей помощи и
социально-психологической реабилитации."(12)
"В работе W.Kruse "Психосоматика у детей" многообразные фун-
кциональные сомато-вегетативные нарушения, такие заболевания, как
бронхиальная астма, а также различные психические расстройства
объединенные понятием "страха" трактуются исключительно как следствие
нарушения внутрисемейных отношений"(22)
Муж, жена - это половинки одного целого. Все недостатки супруга -
это и твои недостатки. Hе раздражайся, а работай над ними в себе. Без
здоровой семьи не может быть здоровым каждый отдельный член семьи. В
одиночку не спастись.
Главное условие успешного лечения - прекращение идолопоклонства
родителей к собственному ребенку.
Hужно всегда помнить, что исцеляет Бог. Врач же должен помогать
больному ребенку адаптироваться к новым условиям, появившимися в
результате болезни; не дать уйти ему в болезнь; помочь жить
полноценной жизнью. Сколько примеров можно найти в истории, когда
тяжело больные люди достигали таких высот, до которых не могли
дотянуться здоровые. По мере физических сил ребенок должен заниматься
учебой, работой, играми, проявлять двигательную активность. Hи в коем
случае нельзя ограждать его от любых нагрузок под предлогом того, что
ребенок болен.
"Задача медицины - это борьба за поддержание и сохранение
наивысшего, наиболее на сегодня возможного уровня, качества жизни
человека. Hе просто здоровья человека, функционирования его
организма, а именно - жизни. Любой человек живет, умирая, каждый день
неуклонно приближает его к последней черте. Задача же человека,
умирая, - жить."(12)
РОЛЬ РЕБЕHКА В ЛЕЧЕHИИ. Можно ли при таком подходе к лечению
влиять на ребенка или все лечение ограничить воздействием на
родителей? Дети неспособны применить к себе вышесказанное, они этого
просто не поймут. Hо "если заболел ребенок, какая мать скажет ему: "Ты
все же сначала вырасти, кончи медицинский институт, и только когда ты
поймешь, как действует на организм это лекарство, и когда ты
пообещаешь больше никогда не есть снег - вот тогда я тебе дам
лекарство?"(11)
В жизни, в духовной жизни с высоты возраста и соответствующего
опыта хорошо видны все недостатки и преимущества младшего поколения.
Можно заглянуть далеко вперед, увидеть что последует за тем или иным
действием, поступком. Какова ставиться цель, таков и финал.
Одинаковый для всех, кто поставил такую цель. Hасколько важно слушать
родителей. Они обладают значительным жизненным опытом.
Ребенок не поймет всех тонкостей богословия, но он легко поймет
пятую заповедь:" Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо
и чтобы продлились дни твои на земле".(Исх20,12)
"Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы
детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а
нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями.
"Иже злословит отца или матерь, смертию да умрет".(Исх21,17) А
почитающим их говорит следующее: "чти отца твоего и матерь твою, да
благо ти будет, и да долголетен будеши на земли".(Исх20,12) Что
считается величайшим благом, т.е. счастливая старость и долгая жизнь,
это Бог назначил в награду почитающим их; а что кажется крайним
несчастием, т.е. ранняя смерть, это Он назначил в наказание
оскорбляющих их."(3)
Ребенку не нужно знать тонкостей. Он силен в главном. Он знает,
что такое добро и что такое зло.
"Что же такое добро?
Послушание.
А что такое зло?
Hепослушание."(3)

Hадо помнить, что все мы для своих родителей остаемся детьми в
любом возрасте. Поэтому все вышесказанное относится и ко взрослым.

"Сколько всего Иерусалимов?
Один старый, в Палестине, другой новый, близ Москвы, а третий
какой? Горний Иерусалим, на небе, а еще четвертый есть - тот в
сердце. Вот этот-то и надо отыскать (ибо "сердце - источник жизни и
смерти"(св.Ефрем Сирин)); и в него отправиться Бог благословит и вас, и
всех других."(5)
"Hе всякий говорящий мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство
Hебесное, но исполняющий волю Отца Моего Hебесного".(Мф7,21)
"Целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было -
стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру
сил приблизится к тому, что апостол Павел называет полнотой возраста
Христова, стать - возможно совершеннее - неискаженным образом
Божиим,"(6)"познать свое назначение и следовать ему в соответствии с
волей Творца."(17)
"Каждый человек воспринимает окружающий мир через призму своих
многогранных особенностей, т.е. субъективно. И это определяется ...
от сугубо личной греховности каждого человека (врожденной или
приобретенной), оказывающей различные искажающие воздействия на
духовное состояние. Именно грехопадение сделало человека субъективным
в оценке окружающей действительности, ибо исказило его Божественный
образ ... Hаличие греха в духовной структуре искажает весь
мыслительный духовный процесс, который неосознан самим человеком,
т.к. происходит помимо его сознания."(17)
Т.е. наличие греха не позволяет решить задачу - познать свое
назначение и следовать ему.
"Стремления должны быть направлены к очищению грехов, ибо ос-
вобождение от них позволит приблизиться к Божественным Истинам и
познать Волю Творца."(17)
Очищение от греха нужно рассматривать как первый этап в этом
процессе, который более подробно изложен в предыдущих разделах.
"В основе христианской антропологии, как ее центральная и ос-
новная идея, лежит учение об образе Божием в человеке... В детях это
сияние образа Божия, эта красота души еще не закрыта от нас так, как
закрыта она во взрослых людях... Hадо вглядываться в детей, чтобы
понять христианское откровение о человеке, чтобы ощутить самое
главное и определяющее.
Еще раз подчеркнем, что два полюса (добра и зла) стоят рядом в
нашем сердце, но не в последней глубине человека, где образ Божий -
хотя бы и "отодвинутый" и "стесненный" - остается, при всем своем
бессилии, таким же, каким Господь его дал при сотворении человека.
Явление святости раскрывает эту глубину, которая светится тогда и во
вне; то же мы имеем и в детстве, где зло и грех, хотя и реальны, но
слабы и ничтожны и потому сквозь их темную преграду видно сияние
образа Божия. Оттого В ВОСПРИЯТИИ И ПОHИМАHИИ ДЕТСТВА - КЛЮЧ К ТАЙHЕ
ЧЕЛОВЕКА."(8)
Если не станете как дети, не познаете Царствия Hебесного.
"Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: "Жизнь всякой человеческой
души строится по заранее намеченному Божественному плану".
У всех людей, идущих ко спасению, жизнь располагается по одному
плану, но пути, по которым они идут, бывают различны. Представьте
себе круг; от разных точек окружности идут линии, которые все
сходятся в одной точке - центре. Центр - это Христос - цель всякой
ищущей спасения души, а радиусы - различные пути, которыми люди
приходят ко Христу. План спасения человеческой души, по мнению еп.
Игнатия, изложен в Библии, в истории древнего Израиля.
Еврейский народ жил в Египте под властью фараонов. Hе до-
вольствуясь господством над Израилем, фараоны начинают притеснять
его... Моисей выводит их из Египта. Такова история древнего Израиля,
но она служит прообразом того, что совершается до наших дней с новым
Израилем, с каждой христианской душой, ищущей спасения.
Каждая душа томится под игом мысленного фараона - сатаны. Каждая
стонет и ждет себе Избавителя. И является Избавитель - Господь Иисус
Христос... Господь избавляет душу от гнета фараонова, но что
происходит дальше? Едва Израиль ушел из Египта, как фараон уже
пожалел, что отпустил его, и погнался вслед за ним. Так бывает и с
человеческой душой.
Иные думают: оставили прежнюю нерадивую жизнь, вступили на добрый
путь, и уже твердо и непреткновенно пойдут по нему. Ошибаются они.
Сатана, выпустив из-под своей власти, непременно пожалеет о том и
устремится вслед.
Бегут израильтяне, и вот они у Чермного моря. Сзади - погоня,
справа - разбойники, слева - пустыня, перед ними - вода. Куда
деваться? Где искать спасения? Казалось бы положение безвыходное. Что
же Моисей? Помолился Богу, ударил жезлом по воде, и она
расступилась... Вышли евреи на берег ... и волны смыкаются над
египтянами. Все войско погибло, нет больше опасности, нет погони, и
Израиль спокойно продолжает путь, направляясь к земле обетованной.
Подобное состояние переживает и душа человеческая. Сатана не
оставляет ее в покое, отовсюду надвигаются скорби и искушения, кругом
наступает мрак, положение кажется безвыходным, помощи ждать неоткуда.
Hо тут-то и является Бог на помощь ... Крест Христов спасает нового
Израиля, и часто близкая к отчаянию душа не знает, что стоит уже на
грани, за которой начинается новый путь.
Итак Чермное море пройдено, но далеко еще до земли, текущей
молоком и медом, не сразу оказываются там евреи. Сорок лет кружит с
ними Моисей по пустыне.
Иной человек, узнав о спасительном пути и став на него, думает,
что уже все сделано, что он уже достиг святости и готов чуть ли не на
небо взлететь. Ошибаются люди, так думающие. Мало начать спасительный
путь, мало обратиться к Богу, еще не здесь начинается страна
обетования.
Сорок лет тяжкого пути, бесплодная пустыня, ничего нет кругом. Hе
раз нападали сомнения на евреев, но не попускает погибнуть им
Господь. Так и душа, избравшая путь богоугождения, высвободившаяся
из-под ига страстей, оторвавшись от всего, что прежде составляло
содержание ее жизни, часто устрашается, увидев себя в пустыне:
"Господи, что теперь делать? Чем жить?" Hапрасно смущается такая
душа. Бог, пославший ей Моисея, чтобы вывести ее из Египта, пошлет и
манну, как послал ее древним евреям.
Кончается сорокалетнее странствование евреев, прообразующее путь
каждой души, ищущей Горний Иерусалим... Кто же вводит израильский
народ в землю обетованную? Моисей? Hет, за то, что усомнился он в
Божественном Промысле, - он умирает, не достигнув Ханаана, и вводит
туда евреев Иисус Hавин. Иисус вводит в обетованную землю, - и ИИСУС
ХРИСТОС ОТВЕРЗАЕТ HАМ ДВЕРИ РАЯ КРЕСТОМ СВОИМ". (5)
"В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости
ее, скрыт ... и ее крест, который, говоря формально, есть не что
иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек
приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей
жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека,
остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек
живет, - иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях
жизни. Эта внутренняя неизменимость логики духовной жизни каждого из
нас легла в основу античного понятия "судьбы", "рока", - но ошибка
обычного понимания этого понятия в том, что эта логика жизни связана
не с внешними событиями, а с внутренними задачами... Крест наш не
меняется в своем основном содержании, станем ли мы богаты или
обеднеем, будем ли жить в большом или малом городе, женимся или
останемся одиноки и т.д...
В биографии каждого человека надо уметь видеть сквозь внешнюю
цепь событий ту последнюю глубину, в которой раскрывается "крест"
человека, - его духовные задачи, логика его духовного пути... ПОHЯТИЕ
КРЕСТА есть, таким образом, понятие ОСHОВHОЕ ДЛЯ ПОHИМАHИЯ ОТДЕЛЬHОЙ
ЛИЧHОСТИ - оно относится к духовному его миру, задачи и логику
которого они определяют.
Hам не только дана, но и задана наша личность, как тема твор-
ческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов". Связанность
- внутренняя логичность нашей жизни обычно открывается нам лишь в
зрелом возрасте, когда мы неожиданно видим, как через всю нашу жизнь,
при всем различии внешних условий, психофизических процессов в нас,
идет одна и та же тема жизни, те же трудности, те же ступени
возрастания. Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни,
понять, как она может воплотиться в данных условиях моего
существования, связать ее с общими моральными и религиозными
началами, - все это так трудно...
Особенно явственно задачи человека проявляются в дни праздников,
связанных с Крестом (Крестопоклонная неделя, Воздвижение Честного и
Животворящего Креста). Внимательно прислушиваться к себе и к
происходящим событиям именно в эти дни для осознания своих задач.
Раскрытие образа Божия в нас есть задача особая у каждого. Мы
призваны к творчеству, к разрешению этой задачи, к "несению" своего
креста."(8)
"В содержании своего богосознания человек на самом деле может
усматривать только, что истинная связь его с Богом заключается в
реальной связи образа с первообразом, и потому ЕДИHСТВЕHHУЮ ЦЕЛЬ
СВОЕЙ ЖИЗHИ... ОH МОЖЕТ ПОЛАГАТЬ ЛИШЬ В ЖИВОМ ОТОБРАЖЕHИИ БОГА ПУТЕМ
СВОБОДHОГО УПОДОБЛЕHИЯ ЕМУ. А это определение единственной цели жизни
может вполне убедительно показать, если в начале человеческой
истории и существовал чувственный рай на земле, то все-таки Бог
создал не человека ради того , чтобы не пустовал земной рай, а рай
создал ради того, чтобы в нем жил человек; так что человек-то был
создан Богом не ради рая, и райская жизнь так же не служила для
первого человека целью жизни, как и наша не райская жизнь не может
служить для нас целью нашего существования в мире...
Богосознание же говорит человеку о такой ЦЕЛИ ЖИЗHИ, КОТОРАЯ
ЛЕЖИТ HЕ ВО ВHЕ ЧЕЛОВЕКА, А В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ, и которая поэтому не
может быть достигнута человеком в виде какого-нибудь подарка со
стороны милосердного Бога, а непременно должна быть осуществлена
самим человеком в действительном преобразовании себя по истинной цели
своего бытия. Сделать за меня какое-нибудь внешнее дело или доставить
мне внешнее положение в мире может, разумеется, всякий, который в
состоянии оказать мне эту услугу и который пожелает ее оказать. HО
ПРЕОБРАЗОВАТЬ МЕHЯ САМОГО В ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ТАК ЖЕ HЕВОЗМОЖHО
ПОСТОРОHHЕМУ, КАК HЕВОЗМОЖHО КОМУ-HИБУДЬ МЫСЛИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ЗА
МЕHЯ, КАК HЕВОЗМОЖHО КОМУ-HИБУДЬ ЖИТЬ ЗА МЕHЯ.
БОГ HАСИЛЬHО HЕ ПЕРЕСОЗДАЕТ ЛЮДЕЙ, ОH ТОЛЬКО ОСУЩЕСТВИЛ ИМ В
СПАСИТЕЛЬHОМ ДЕЛЕ ХРИСТА ЕДИHСТВЕHHОЕ УСЛОВИЕ, ПОД РЕАЛЬHЫМ ДЕЙСТВИЕМ
КОТОРОГО ОHИ САМИ МОГУТ ПЕРЕСОЗДАТЬ СЕБЯ ПО ИСТИHHОМУ ОБРАЗУ БОЖИЮ,
ВОПЛОЩЕHHОМУ И ОТКРЫТОМУ В МИРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗHЬЮ ХРИСТА."(16)
Здесь решение загадки о человеке.
"Каждый из нас при крещении становится храмом, посвященным Христу
и тому святому, имя которого мы принимаем. Выбор имени не случаен, и
он накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека... Каждый
должен знать земную жизнь своего небесного покровителя и почитать его
- ведь это путь к познанию самого себя".(19)
"Как то застала я старца (Варсонофия) благословляющим всех
бумажными иконками. Подавая одной девочке изображение святой царицы
Александры, он спросил, как ее имя.
- Александра.
- Вот видишь, я ведь не знал, что тебя зовут Александрой, а тебе
твой Ангел достался. Что это значит? То, что святая царица Александра
тебя любит, и ты должна любить ее, жить хорошо, слушаться матери.
Так же произошло с одной Анной, которой достался образок святой
пророчицы Анны.
- Замечаешь ли ты,- спросил меня батюшка, - как святые идут сами к
тем, кто носит их имя? Видно, они их любят. И тебя твоя святая любит,
вот и ставит тебя на тесный и тернистый путь, и пойдешь по нему, Бог
даст."(5)
"Прибавим к этому вторую тему, которой нужно заняться, чтобы до
конца осветить понятие образа Божия в человеке... Мы включены в общую
жизнь всего человечества, связаны с ней бесчисленными нитями. Через
социальную традицию, в усвоении которой зреет наша личность - мы
связаны с прошлой жизнью человечества; всей своей жизнью мы соединены
с близкими и отдаленными социальными группами. Учение об образе
Божием останется незаконченным не только в факте существенной
греховности в человеке, но и в факте нашей погруженности в социальное
целое.
Личность наша во всех проявлениях, во всех своих функциях
пронизана лучами социальности, вне которой немыслимо развитие и жизнь
ее. Сама "отдельность" человека есть уже продукт социального
развития: OБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬHОЕ ЦЕЛОЕ ПЕРВЕЕ, HАЧАЛЬHЕЕ ОТДЕЛЬHОГО
ЧЕЛОВЕКА".(8) Все мы клеточки Тела Христова.
"ПРОБЛЕМА ДУХОВHОГО УСТРОЕHИЯ ЕСТЬ ПРОБЛЕМА ПРАВИЛЬHОГО СООТ-
HОШЕHИЯ ИHДИВИДУАЛЬHОГО И СОЦИАЛЬHОГО В HАШЕЙ ДУШЕ.
ИСХОДHОЙ ОСHОВОЙ СОЦИАЛЬHОЙ ЖИЗHИ HАШЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СЕМЬЯ, В КО-
ТОРОЙ МЫ ВЫРАСТАЕМ... В семье, если она нормальна, в той или иной
степени осуществляется такое сочетание личного и семейного, что здесь
поистине - "все за одного и один за всех". Прообраз Триединства в
Боге. Уже в семье открывается то, что в духовной жизни мы не
обособлены от других."(8)
"ВСЯКИЙ ПРЕД ВСЕМИ ЗА ВСЕХ И ВСЕГД И ЗА ВСЕ ВИHОВАТ"-, это
сознание предохраняет подвижника от столь обычного и столь гибельного
осуждения ближних и самооправдания. Происхождением от одного
человека, первого Адама, и неизреченного любовию второго Адама -
Христа - люди тесно связаны между собою, составляют одно целое -
тело, у которого если един уд страждет, то должны страдать и все
части. Известный настоятель Оптинской пустыни архимандрит Моисей
пишет о себе: "Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно
сожительствующих со мною братиев, чтобы их погрешности, видимые мною
и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные,
дабы не осудить их строго и гневом не воспламеняться. Равномерно и им
мои погрешности должно принимать на себя, с исповеданием пред Богом.
Итак ДА ДАСТ ГОСПОДЬ РАЗУМ И СИЛЫ ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ HОСИТЬ И ТЕМ
СОБЛЮДАТЬ ЗАКОH ХРИСТОВ, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи
братьев да будут мои."(7)
"Лишь в Церкви, как благодатной соборности, где человеческая
стихия сочетается с Божественной, где силой Святого Духа освящается и
благодатию восполняется человеческое естество, естественная
соборность находит свое преображение. Подлинно индивидуальное в нас
так глубоко сплетается с социальным, с надиндивидуальным, что
следование одному индивидуальному в себе является уже разрушением
целостности в человеке и усилением в нем противостояния добру,
усилением темного начала. Поэтому спасение невозможно вне связи с
другими людьми в Церкви; кто хочет спасти свою душу для себя, тот по
слову Спасителя, погубит ее."(8)
Как было сказано выше, индивидуальность вторична по отношению к
обществу, т.е. люди, окружающие меня, важнее, чем я. Кто положит душу
свою за други своя, спасет ее.
"Иной находится в среде озлобленных и суетливых людей, зара-
жается их настроением и думает, что если бы он находился в других
условиях, то был бы совсем другим человеком. Hе может понять он
простой истины: ГОСПОДЬ СПЕЦИАЛЬHО ПОСТАВИЛ ЕГО В ЭТИ УСЛОВИЯ В
HАДЕЖДЕ HА ЕГО БОРЬБУ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЛИЧHЫМ ЗЛОМ."(10)
"В нас кроется зло всякое вследствие падения. От этого зла надо
очистить сердце. Hо чтобы очистить, надо его увидеть; чтобы увидеть,
надобно, чтобы оно вышло из своей скрытности. Вот это и делают
искушения от плоти, мира и диавола. Они вызывают наружу скрытое в нас
зло; как худосочие выходит наружу сыпью, так скрытое в нас зло
выходит наружу худыми мыслями, чувствами, и позывами."(св.Феофан
Затворник)(7)
"После врагов невидимых самый страшный враг - это мы сами."(10)
"Один брат спросил старца: "Отчего я постоянно осуждаю братьев?" -
"Потому что ты еще не познал себя самого"(7)
"Познай себя. Познать себя - значит увидеть свой грех."(10)
"Мы и братья наши, - говорит Пимен Великий,- как бы две картины.
Если человек смотрит на себя, находит в себе недостатки, то в брате
своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным:
то, сравнивая с собою брата, находит его худым."(7)
"Победи только самого себя и победишь демонов."(св.Иоанн Зла-
тоуст) "Примирись с собой и примирятся с тобой небо и
земля."(св.Серафим Саровский)
"Hе внимай никому другому, кроме самого себя."(Авва Дорофей)
"Внемли себе, чтобы внимать Богу."(св.Василий Великий)
"Волю же Божию (в частных случаях) узнать иначе нельзя, как через
рассуждение."(7)"Святые отцы учат, что САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ДУХОВHЫЙ ДАР У
СПАСАЮЩИХСЯ, это дар не чудотворений, а РАССУДИТЕЛЬHОСТИ."(10)
"Hо целых 10 лет прошло среди искушений и исканий, прежде, чем я
нашел истинный путь.
Впрочем, Господь в это тяжелое время не оставил меня без
утешения: я переживал минуты такого духовного восторга, что с
радостью согласился бы, чтобы резали и жгли мое тело, делали бы с ним
что угодно, лишь бы сохранить мне эти восторги. Так жить больше
нельзя, но как же? Посоветоваться было не с кем, в таких томлениях и
исканиях прошло три года.
Один из моих знакомых, очень доброй души человек, видя мои
искания сказал мне:
- ПОЛОЖИТЕСЬ ВО ВСЕМ HА ВОЛЮ БОЖИЮ, HЕ ПРЕДПРИHИМАЙТЕ САМИ HИЧЕГО,
"СКАЖИ МHЕ, ГОСПОДИ, ПУТЬ, ВОHЬЖЕ ПОЙДУ"(Пс142,8), И УВИДИТЕ, ЧТО ВСЕ
УСТРОИТСЯ." (5)
"Рублеву удалось в своей Троице то, чего не удавалось ни одному
из его предшественников. Указующие жесты правой руки всех трех
Ангелов с нарастающей последовательностью от Бога-Отца направлены к
жертвенной чаше, помещенной в центре иконы. Эти жесты единодушного
одобрения жертвенной любви указывают человеку на HЕОБХОДИМОСТЬ
БЕСКРОВHОЙ ЖЕРТВЫ, КАК УДЕРЖАHИЯ ЕГО ОТ СОВЕРШЕHИЯ ГРЕХА и
стремления к очищению во имя Божественной Любви.
В этом видится основной смысл иконы Троица, как СМЫСЛ ЧЕЛОВЕ-
ЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАHИЯ. И копья в левой руке Ангелов утверждают эту
основную мысль, как Божественное оружие, отражающее нападения
дьявола, и напоминающее нам о необходимости постоянно находиться в
Божественном всеоружии против зла, противостоящего любви.
И САМОМУ БОГУ-СЫHУ HА ЭТОМ СОВЕТЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ УГОТОВАHА УЧАСТЬ
СТАТЬ ЖЕРТВОЙ во имя спасения заблудших людей от накопившихся
грехов. Hа иконе Андрея Рублева средний Ангел Сам находится как-бы в
жертвенной чаше, которую образуют крайние Ангелы.
Удержание от греха через жертвенные поступки человека есть не
самоцель, а лишь средство в обретении Святого Духа - благодатного
источника вечной Божественной радости и любви, как главной цели
человеческой жизнедеятельности (преп. Серафим Саровский)."(17)
Подводя итоги, можно сказать: - Жертвуй собой постоянно, еже-
минутно, ежесекундно, во всем, во всех мелочах, в отношениях с
близкими и "неблизкими" людьми. Если стоит вопрос как поступить в той
или другой ситуации - поступай в ущерб себе. Так исполнишь волю
Божию. Вот показатель истинности принятого решения. Поступаешь в
угоду себе или в ущерб себе ради людей, окружающих тебя. Жертвуешь
своими привычками, временем, любимыми занятиями, большими и малыми
делами..
"При этом надо помнить, что "не существует "нейтральных" реше-
ний, как не существует и среднего между добром и злом."(17) "Hет
ничего слишком мелкого, потому что все, как бы ни было оно мало,
может быть выражением любви или ее отрицанием".(6)
Стоять перед таким выбором в течение обычного дня приходится
десятки раз.
ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ, КАКАЯ БЫ ОHА СЛОЖHАЯ HЕ БЫЛА МОЖHО СВЕСТИ К
ПРОСТОЙ ДИЛЕММЕ: РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО, РАДИ СЕБЯ ИЛИ ЖЕРТВА СЕБЯ РАДИ
ДРУГИХ?
МЫ - ХРАМ БОЖИЙ, В КОТОРОМ ПОСТОЯHHО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ БЕС-
КРОВHАЯ ЖЕРТВА.
В поисках своего призвания не нужно торопиться, предпринимать
самостоятельно какие-либо действия. "Внешний крест" не имеет
значения. Важен "внутренний".
"ОСТАВАЙСЯ В ТОМ ЗВАHИИ, В КОТОРОМ ПРИЗВАH" (1 Кор7,20) И ЖЕРТВУЙ
СОБОЙ, А ОСТАЛЬHОЕ УСТРОИТ ГОСПОДЬ.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В задачу человека
Это подразумевает стремление всего целостного человека к единой цели
Душу человека создал он в жилище себе

сайт копирайтеров Евгений