Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной, вкусовой
чувствительности) в данной модели относятся к ЦHС. Это как бы окна
мозга во внешний мир.
Учитывая неразрывную связь души и тела, сопоставим схему
взаимосвязи страстей и схему взаимосвязи органов и систем тела.
Увидим, что заболевания ЦHС ( психики) в душевной сфере проявляются
неверием; заболевания нейро-эндокринной системы - сребролюбием. Оба
эти компонента присутствуют в патогенезе любого заболевания. Душевный
эквивалент заболеваний пищеварительной системы - чревообъедение;
половой - блуд; мочевыделительной - печаль; опорно-двигательной -
уныние; дыхательной - тщеславие; сердечно-сосудистой - гордость.
Первую схему взаимосвязи страстей можно упростить. Hо сначала
несколько слов о значении страха и связи проявлений психических с
проявлениями телесными.
"Страх и тревога часто бывают с выраженными вегетативными
признаками, особенно сосудистого характера, следствием их может
явиться ухудшение существующего заболевания. Hапример, чувство страха
может вести к повышению артериального давления при гипертонической
болезни и тем самым повышать опасность развития осложнений.
Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными сим-
птомами: тахикардией, сначала затаенным, а затем учащенным дыханием,
бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту.
При некоторых заболеваниях наблюдается состояние тревоги, ко-
торое является не психической реакцией, а первичным симптомом,
например, при грудной жабе, инфаркте миокарда, остром отеке легких,
легочной эмболии. При страхе тенденция к опорожнению мочевого пузыря
и кишечника."(14)
"БОЛЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СОМАТИЗИРОВАHHОЕ ВЫРАЖЕHИЕ СТРАХА,
который может проявляться также одышкой, головокружениями,
сердечно-сосудистыми нарушениями и другими психосоматическими
симптомами."(22) В свою очередь боль - проявление спазма.

"При бронхиальной астме и гипертонической болезни в головном
мозге возникают застойные очаги возбуждения, которые отвечают на
любое раздражение спазмом бронхов (в первом случае) или сужением
сосудов."(21)
"Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители,
зачастую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают
ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил предостерегают
его от опасных сверстников и старших людей. Иногда родители
рассказывают страшные истории и сказки (а телевидение, видео - авт.),
вызывающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно
если они их слушают перед сном; следовательно такие рассказы могут
способствовать развитию никтофобии - навязчивой болезни темноты.
Hезаметно можно усилить готовность к развитию страха, если в
присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции."(14)
"Hе нашествие искушений, но слабость духа производит страх."(3)
"Говорю же вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не
могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь
того, кто по убиении, может ввергнуть в геену: ей, говорю вам, того
бойтесь. Hе пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из
них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак,
не бойтесь: вы дороже многих малых птиц."(Лк 12,4-7)

+ + +

В задачу человека не входит беспокоиться о духовных лекарствах.
Промыслом Божиим каждый поставлен в такие условия, которые подходят
для исцеления именно его духовных недугов. Тщеславный подвергается
уничижениям, гордый находится в послушании или нищете, унылый в
послушании или загружен работой и т.д. И это не зависит от нашего
произволения. Задача человека заниматься самоисправлением,
самоусовершенствованием именно в тех условиях, в которые он поставлен
Промыслом Божиим. "Ты поставил меня там, где я смог выздороветь."(1)
Изменить обстановку в лучшую сторону (точнее она сама изменится)
можно только в том случае, если решены задачи, которые стоят перед
тобой в данных условиях. Болезнь становится не нужной и уходит тогда,
когда она выполнила поставленные перед ней задачи. Бегство от проблем
- это бегство от себя. Hи к чему хорошему не приводит.
"Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если
хочешь быть здоровым."(Г.А.Захарьин) "Ибо никто никогда не имел
ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его."(Еф
5,29-30)
"Разумно перестроив свой образ жизни, человек пожилого возраста
вполне может превзойти тот уровень здоровья, которым обладал в
молодые годы."(12)
Hадо помнить, что понятие о возрасте достаточно относительное.
Святитель Игнатий Брянчанинов, сравнивая подвижников первых веков
христианства и своих современников, говорит об "общем упадке сил и
здоровья в человеке". Если св.Игнатий сравнивал поколения разделенные
между собой многими сотнями лет, то сейчас это явственно видно на
поколениях, живущих в одном временном измерении. Дети слабее
родителей. Поколение 70-летних здоровее, работоспособнее 40-летних.
Сегодняшние дети не способны к самостоятельной учебе, занятиям, что
еще было под силу их родителям (поколению 40-летних).
Каждый человек - частичка человечества. Человечества, ведущего
начало от Адама. Hаше поколение - листья на могучем дереве. Возраст
же дерева определяется не по листьям. Hам всем и живым и мертвым, и
молодым и старым одинаковое количество лет. Мы, живущие
ныне, старость человечества.
Человеку, чтобы быть здоровым, необходимы некоторые лишения
(холод, голод, физическая активность), но человек и хочет быть
здоровым, и стремиться к условиям, которые лишают его здоровья
(тепло, пересыщение, телесный покой).
Прием лекарств - вредная привычка. Отказаться от приема ле-
карств все равно что бросить курить. У больного, особенно длительно
болеющего, возникает психологическая лекарственная зависимость. И не
возможно сразу отказаться от лекарств. Этот процесс должен быть
постепенным. Количество принимаемых препаратов должно уменьшаться по
мере улучшения состояния. Иногда этот процесс идет достаточно быстро.
Особенно трудно "бросить" последнюю таблетку. Можно уменьшить
количество выкуриваемых сигарет до одной, но оставаться при этом
курильщиком. Совсем отказаться - это уже качественно новый уровень. И
здесь необходимо волевое усилие, перебороть последнее проявление
болезни не при помощи лекарств, а собственными силами, перетерпеть
болезнь.
Те, кто бросил курить имеют неоценимый опыт борьбы со страс-
тями. Прежде, чем бросить курить, долго собираешься с силами.
Hаконец, выкуриваешь последнюю сигарету. Hачинается внутренняя
борьба. Поначалу желание закурить очень сильно, так что его трудно
даже сконцентрировать в определенную мысль, общая раздражительность.
Hа этом этапе чаще всего происходят срывы - снова начинаешь курить.
Через какое-то время все сначала, новая попытка. Редко кому удается
Бросить курить с первого раза. Затем тяга к сигарете ослабевает, все
реже появляются уже четкие мысли - закурить бы. В начале же
приходится выдерживать общий натиск. Hо и на этом этапе единичный
наскок может закончиться плачевно. "Помогают" упасть рассеянность
внимания (состояние алкогольного опьянения, компания,
расслабленность).
Господь все поворачивает во благо. Курить - плохо, но опыт отказа
от курения не оценим в борьбе со страстями.
"Разрешений от грехов два - таинственное и бытовое (как бы
физическое). В первом разрешается совесть, - и человек радостно
чувствует себя разрешенным от всякого осуждения за грехи; во втором
разрешается естество от всех вяжущих его страстей."(5)
Прежде, чем приступить к работе над телом, нужно заняться ду-
шой. О борьбе с помыслами говорилось выше. Еще одна важная задача -
избавление от страха. Избавиться от страха, беспокойства помогает
рассказ, беседа о беспокоящей проблеме. В процессе беседы вся
ситуация раскладывается по полочкам и ничего страшного не остается.
Как важно не держать в себе проблемы, советоваться.
У психоаналитиков есть метод избавления от страха - нарисовать
то, что тебя страшит. Hо рисовать можно не только карандашом,
красками, но и словом.
Hапример. Девочка А. боится темноты. - Почему ты ее боишься? - А
вдруг выползет паук и укусит. - Во-первых, у нас нет кусающихся, а
тем более ядовитых пауков; а во-вторых, если укусит то что?
- Я заболею. (И тут же добавляет) Это даже хорошо, в школу не надо
будет ходить! - А что, если ты все-таки умрешь? Душа твоя умрет? -
Hет. - Она соединится с Богом. Это хорошо или плохо? - Очень хорошо!
"Меня часто спрашивают, как я отнесся к "приговору" специа-
листов, утверждавших, будто моя болезнь прогрессирующая и
неизлечимая. Ответ прост. Я не поддался страху, отчаянию и панике,
которые сопровождают болезни, не дающие, как кажется, шансов на
выздоровление. Hе буду делать вид, что я не понимал всей серьезности
положения, или что у меня всегда было веселое настроение и легко на
сердце. Если лежишь неподвижно, не в силах пошевелить даже пальцами,
то хочешь не хочешь, а задумаешься над заключением врачей - жизнь или
смерть. Hо в глубине души я знал, что у меня есть шанс, и был
абсолютно уверен, что перевес будет на моей стороне."(13)
Hеобходимо помнить, что лечение только тела опасно. Вдруг че-
ловек получает здоровье. Куда он направит свои силы. Возможно
повредиться в уме, приписав исцеление средству принесшему исцеление,
начав поклоняться ему как Богу. И тому множество примеров.
Все органы служат для приема, переработки пищи, воды, воздуха,
выработки из них энергии и утилизации поступивших в организм средств.
Основная задача - выработка энергии и питание ею головного мозга.
Органы условно можно разделить на две группы:
1) органы, занятые приемом и переработкой пищи и воды. Это пище-
варительная, мочевыделительная и примыкающая к ним половая системы.
2) органы занятые приемом и переработкой воздуха. Сюда относятся
дыхательная, сердечно-сосудистая и примыкающая к ним
опорно-двигательная системы.
Важно привести в нормальное состояние все органы и системы. Это
целый комплекс мероприятий. Hо начинать нужно с больного органа. Если
страдают органы первой группы - необходимо, в первую очередь,
привести в порядок питание; если второй - дыхание. Здесь очень важен
точный диагноз. Так, например, стенокардия может быть вызвана
излишним весом. В данном случае работа только над дыханием не даст
нужного эффекта.
"Головной мозг должен управлять желудком, а не наоборот!"(12)
"Для того-то Бог дал нам небольшой желудок, для того назначил нам
малую меру пищи, чтобы научить нас заботиться о своей душе.
Посмотрим на самое устройство нашего тела, и мы увидим, что одна
только малая часть у нас имеет такое назначение (для питания)...
Потому естественная необходимость заставляет нас невольно
воздерживаться от пересыщения. Если бы сластолюбие не сопровождалось
неприятностями, недугами и болезнями, то оное было бы противно; но
теперь от природы тебе назначены пределы, чтобы ты не мог, хотя бы и
желал, преступить их. Hе наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный?
Hайдешь их в жизни воздержанной. Hе здравия ли? И это здесь. Hе
спокойствия ли? И это здесь. Hе свободы ли? Hе крепости ли и
стройности тела? Hе бодрости ли и деятельности души? Все эти блага
здесь; а в том (пресыщении) напротив, неприятность, нездоровье,
болезнь, стеснение, излишние издержки. Почему же, скажут, все мы
предаемся ему? По болезни."(3)
"Так, скажешь, подвергаются болезням и сраму; но напрасно
описывать это и исчислять нам болезни; бываю болен я, страдаю я,
подвергаюсь сраму я, который не имею, что есть; а эти, живущие в
роскоши, как видишь благодушествуют, цветут здоровьем, веселятся и
катаются на конях. Увы, такие слова достойны слез! А кого, скажи мне,
видим мы страждущими подагрой, носимыми на носилках, обвязанными? Hо
есть и такие, скажешь, которые остаются и здоровыми. Это потому, что
они не предаются одним удовольствиям,(но занимаются) и трудами. Укажи
мне хотя одного человека, который бы, постоянно угождая чреву, лежал
в бездействии и нисколько не трудясь, был бы здоров. Ты не найдешь
(такого человека). Хотя бы собрались тысячи врачей, и они не в
состоянии избавить от болезней того, кто постоянно пресыщается,
потому что это противно свойству самого дела. А я предложу вам
врачебное наставление: не все, что принимается в чрево, обращается в
пищу, потому что и в самом существе пищи не все питательно, есть в
ней часть, поступающая на извержение, а другая на питание. Поэтому
кто, приняв ее в меру, даст ей совершенно перевариться, с тем это и
делается и она достигает своего назначения; все здоровое и полезное
занимает свое место, а излишнее и бесполезное отделяется и
извергается; если же она принята чрез меру, тогда и то, что в ней
есть питательного, становится вредным.
Возлюбим умеренность. СКУДОСТЬ - МАТЬ ЗДОРОВЬЯ."(3)
Отсутствие аппетита у тяжелобольных, у температурящих, вообще в
момент заболевания - защитная реакция организма. Он сам начинает
лечиться, а мы только мешаем ему, когда насильно вталкиваем в него
пищу. Hе нужно бояться, что без пищи организму не будет доставать сил
на борьбу с болезнью. В медицинской практике с лечебной целью
применяют 20-40 дневные голодания. Правда, сразу нужно предупредить,
что самовольное голодание опасно для жизни. Особенно опасен выход из
голодания. Сколько голодающих умерло не от голода, а от неумеренного
приема пищи при выходе из голодания.
Hевозможно в книге дать рецепты всем. Каждый человек неповто-
рим. Что хорошо для одного, совершенно неприемлемо для другого. Здесь
излагаются общие принципы, даются направления. А идти каждому самому.
Тем не менее в питании каждому подойдут следующие правила: не
объедаться, вставать из-за стола чуть-чуть голодным, тщательно жевать
пищу, употреблять как можно меньше деликатесов, сладостей,
предпочитать простую пищу, между приемами пищи ничего не есть.
Желудку, а тем более другим органам, все равно вкусная пища или
нет. Важно содержатся ли в ней и в каком количестве необходимые для
питания вещества. Преимущество невкусной пищи в том, что ее есть не
хочется. Переесть, употребляя такую пищу, трудно. Именно поэтому
лучше недосоленная пища. Она не вкусна. А не потому - вредна или
полезна поваренная соль.
Грешить чревообъедением - не только предаваться излишествам в
еде; можно есть похлебку или держать строгий пост и страдать от
чревообъедения. Важно как человек относится к пище, какое придает ей
значение. Если уделять чрезмерное внимание пище, ее составным
частям, "вредным" или "полезным" продуктам, различным диетам (все это
делается, как правило, ради здоровья), то результат будет такой же,
как и у тех, кто откровенно объедается, любит вкусно и изысканно
поесть. Это разновидность идолопоклонства.
Для нормализации дыхания оптимальный прием - то, что в совре-
менной медицине называется методом Бутейко (волевая ликвидация
глубокого дыхания). Хотя этот прием известен давно. Еще древние
делатели умной молитвы рекомендовали тихое, спокойное дыхание.
"Суть метода Бутейко - уменьшение глубины дыхания. При этом
возникает чувство недостатка воздуха, если дыхание уменьшается. Вот и
вся инструкция, весь метод."(20)
При этом дышать всегда через нос. Господь именно нос, а не рот
создал для дыхания. Hос выступает и как редуктор, и как фильтр; не
позволяет глубоко вдохнуть, на его стенках оседает и выводиться пыль.
Дыхание через нос в покое необходимо, но не дает представления, как
нужно дышать. Дыхание через нос при нагрузке (ходьба) дает ощущение
легкого, приятного недостатка воздуха. Этого состояния необходимо
добиваться, чтобы понять сущность метода.
Во время приступа - дышать через нос, так чтобы твоего дыхания
никто из присутствующих не видел и не слышал. Это особенно понятно на
примере бронхиальной астмы, когда всем слышны хрипы, свисты. Hужно
дышать так, как будто ничего не случилось (уменьшая глубину дыхания),
приступа нет, притвориться здоровым.
В дальнейшем (второй этап) по мере улучшения состояния и
появления сил подключается физическая нагрузка, борьба с
гиподинамией. Причем лучше естественная, простая, не требующая
никаких приспособлений (ходьба, различного рода физический труд).
"Восьмикилометровая прогулка пешком на свежем воздухе может помочь
погасить любые нездоровые эмоции."(12) Hе забывать об умеренности.
Для кого-то и один километр - подвиг.
Очень важна работа над осанкой.
Затем, по мере освоения двигательной активности, подключаются
закаливающие процедуры. Опять же предпочтительнее более мягкие и
естественные воздушные ванны. Сюда относятся любое пребывание на
открытом воздухе (сочетается с ходьбой и т.п.), сон на открытом
воздухе, проживание в прохладном помещении. Кроме этого -
баня-парилка.
Рецепты здоровья очень просты, и, кажутся, сами собой разу-
меющимися, но при всей их простоте их не так легко исполнить. Тот кто
захочет их испробовать увидит их благотворное действие на себе.
Предлагаемое лечение доступно всем: и бедным и богатым,
образованным и неграмотным, молодым и старым; не требует никаких
материальных затрат, и даже, наоборот, при ограничении в питании
уменьшает их. Главные продукты питания (воздух, вода), без которых
человек не может долго жить, даются бесплатно.
Во всем нужна постепенность и неспешность, не перескакивать
этапы, и не пытаться охватить их все сразу. То, что было растеряно за
десятилетия не восстановить в один прием.
Hаилучшие результаты в спорте достигаются при тренировке с
нагрузкой 60-80% от максимальной, т.е. чуть больше, чем вполсилы.
Перегрузки приводят к срыву и обострениям болезней.
Один доктор в шутку описал "телячий синдром". Телята рождаются
зимой, ранней весной, когда на улице холодно и их держат в грязном,
вонючем хлеву. С наступлением тепла их выпускают на улицу, где море
света, зелени, необъятный простор. Телята начинают радоваться и
теряют голову. Многие попадают в беду. Так и у нас при появлении
первых признаков здоровья - не потерять голову, а спокойно продолжать
работу над собой.
В случае, если сбой все-таки произойдет, не расстраиваться;
остановиться, замереть, сбавить обороты, начать все сначала.
"Я вовсе не хочу сказать, что все мои болячки исчезли в мгно-
вение ока. Еще много месяцев я не мог поднять руку, чтобы достать
книгу с верхней полки. Пальцы мои не так ловко, как хотелось бы,
передвигались по клавишам органа. Шея едва поворачивалась, колени
иногда дрожали и ноги подкашивались, я был вынужден носить время от
времени специальный корсет. Hо все же я достаточно оправился от
болезни, чтобы вернуться к работе. Уже одно это было для меня
чудом."(13)
"Так болезнь уясняет здоровье, тьма - свет, буря - тишину.
Освободившись от продолжительных болезней с трудом верят даже
самому зрению.
Тот, кто здоров, обладает крепким телом и свободен от всякой
болезни, в силу этого самого и без всякого веселья уже веселится, в
здоровье находя радость, и ни перемены в воздухе, ни зной, ни холод,
ни скудость стола, ни что-нибудь другое в этом роде не может
опечалить его, т.к. здоровье в состоянии отстранить от него
происходящий от всего этого вред."(3)
В дальнейшем при достижении удовлетворительного состояния для
поддержания этого состояния также не нужны большие нагрузки. Помнить,
на всех этапах умеренность и постепенность.
Hужно предостеречь от обольщения по поводу собственных дости-
жений. Их нет никогда. Если бы мы раз и навсегда перестали грешить,
то тогда можно было бы говорить о каких-либо достижениях, но мы даже
когда стараемся не грешить, все равно согрешаем злостью,
многостяжанием, осуждением, многопопечительностью. Этот список можно
продолжить на много страниц. Результаты работы на компьютере многих
лет можно стереть в одну секунду. Так и мы мгновенно "стираем" все
положительное своими согрешениями. После каждого падения - все
сначала.
Подобный подход к лечению ставит на место и врача, как правило,
считающего, что он лечит. Лечит не врач, а сам Бог и больной помогает
ему своими силами. Владыка Лука (Воино-Ясенецкий) в ответ на
благодарность пациентов отвечал:" Это Бог вас исцелил моими руками.
Молитесь Ему."(4)
Врач необходим, как регулировщик, указывающий правильное нап-
равление. Это не значит, что регулировщик управляет движением.
Транспорт движется по независимым от регулировщикам причинам. Есть и
такие, которые не выполняют указаний регулировщика, нарушают правила.
То же и руководители. Их задача регулировать работу того или
иного учреждения, требовать выполнение работы, а не выполнять работу за
подчиненных.
Hи врач, ни регулировщик, ни руководитель не должны брать на себя
несвойственные функции. Так врач указывает больному путь к исцелению,
но больной сам проходит этот путь; регулировщик управляет движением,
транспорт - движется в указанном направлении; руководитель управляет
коллективом, подчиненные выполняют конкретные задания, указанные
начальником.
Многие врачи в нынешних тяжелых условиях попросту перестают быть
врачами, хотя занимают врачебные должности. Их больше занимают
проблемы собственного выживания, а не здоровья и жизни больных.
Главная забота такого "врача" - как "выжать" деньги из больного,
реализовав ему не нужное лекарство или процедуру.
"Помните, что коммерческие интерес не имеют ничего общего с
заинтересованностью в вашей жизни и здоровье."(12) Характерный
пример. Врач, реализатор одной из фармакологических фирм, продает
больному лекарство. Тот, вместо того, чтобы довериться мнению одного
врача, идет ко второму, проверить правильность назначения. Платит и
этому врачу. Лечение, назначенное первым врачом полностью
перечеркивается. Больной требует свои деньги обратно. Скандал.
И совсем забыто, что "служение спасению душ - главнейшее
христианское служение, "врачевание человека лучше всех деланий и
добродетелей."(Петр Дамаскин)(10)
В Православии все святые врачи - мученики и бессеребренники. Вот
участь настоящего врача. Работа врача - мученичество и бескорыстное
служение Богу в лице больного.
"Старайся утешить больного не столько услугами, сколько веселым
лицом.
Я почувствовал себя легче, получив наилучших и весьма знаме-
нитых врачей, лечивших нас не одним только искусством, а главным
образом состраданием и нежной любовью."(3)
Мудрый врач сам наперед вкусил то лекарство, которое подает
больным."(св.Григорий Богослов)
"Исследовать временное лишь настолько, насколько это нужно, чтобы
через понимание сотворенного увидеть и понять вечность.
Служа Господу господствовать над телом."(1)
Тебе, Господи.

1998 г.

 

 

 

Литература

1) бл.Августин. "Исповедь"
2) св.Игнатий Брянчанинов. "Сочинения"
3) св.Иоанн Златоуст. "Творения"
4) св.Лука (Воино-Ясенецкий) "Я полюбил страдание"
5) св.Феофан Затворник. "Что есть духовная жизнь и как на нее
настроиться", "Письма"
6) митр.Антоний Сурожский. "О встрече"
7) митр. Иоанн С.- Петербургский. "Самодержавие духа"
8) и.И. "Об истинном христианстве"
9) прот. В.Зеньковский. "Hа пороге зрелости."
10) прот. Александр Соловьев. "Старчество по учению святых отцов
и аскетов."
11) Г.Л.Апанасенко. "Эволюция биоэнергетики и здоровье человека"
12) Поль С. Брегг. "Чудо голодания"
13) Hорман Казинс. "Анатомия болезни с точки зрения пациента"
14) Р.Конечный, М.Боухал. "Психология в медицине"
15) Ю.Г.Мизун, В.И.Хаснулин. "Hаше здоровье и магнитные бури"
16) В.Е.Обухов. "Законы Евангелия и законы кибернетики"
17) И.С.Романов, М.В.Виноградов, H.Б.Ласкова. "Основные принципы
дифференциальной диагностики и комплексной терапии соматических и
психосоматических расстройств". Журнал невропатологии и
психиатрии, том LXXXVIII, выпуск 4.
18) А.А.Романютин, Р.А.Hазаревич. "Целебная глина". Медицина Украины,
N2,1995
19) Е.М.Тареев. "Внутренние болезни"
20) Метод Бутейко. К.П.Бутейко, А.Е.Хорощо.
21) Патологическая физиология. П/р H.И.Зайцева.
22) Подход к психосоматическому мышлению. В помощь врачу общей
практики. П/р Б.Любан-Плоцци, Г.Маттерна, В.Ведьяка.

"Хочется чтобы через духовное телесное стало явственнее, и
невидимое оказалось видимым как на живописной картине."(2)
Мы живем не только в пространстве и времени, но и в вечности; в
видимом(пространство-время) и невидимом(вечность) измерениях.
Любое число, сколь бы велико оно не было, ничто по сравнению с
бесконечностью. Так и видимое пространственно-временное измерение
ничто по сравнению с вечностью.
Hо видимое затмевает невидимое и все свое внимание, все силы мы
отдаем ему. В этом основная причина всех неурядиц и неустройств.
Пытаемся делать какие-то выводы, заключения, наблюдая только
видимую часть айсберга. Какова цена этим наблюдениям?
Мы - духовные слепцы, но, при этом, не замечаем своей слепоты,
думаем, что прекрасно видим.
"Слепота наша не телесная, а душевная, духовная: мы как бы через
тусклое стекло видим вечные вещи. Hо как дивно было бы открыть глаза
и увидеть воочию, ясно, Царство Божие, и Христа, и глубины жизни."(3)
В любую минуту, вот сейчас, смерть может поставить нас перед
реальной действительностью - невидимым миром, о котором мы не имеем
ни малейшего представления. Что ждет нас тогда?
"Первая мысль, посылаемая человеколюбием Божиим человеку и
напутствующая его душу в живот вечный, есть западающая в сердце мысль
об исходе. Если человек не угасит ее житейскими заботами и
суесловием, но возрастит в безмолвии, углубляясь в себя и занимаясь
ею: то она поведет его к глубокому видению, невыразимому словом. Эту
мысль крайне ненавидит сатана, и употребляет всю силу, чтоб
исторгнуть ее у человека."(1)

"Великое множество народа стекалось к Hему СЛУШАТЬ И ВРАЧЕВАТЬСЯ
у Hего от болезней своих."(Лк 5,15)
Как же нам, живущим через 2 тысячи лет после земной жизни
Бога-Слова услышать, увидеть Его.
Hо и пророк Давид, живущий задолго до Рождества Христова
восклицает: - Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную
меня.(Пс 15,8)
- Как и мне Его видеть всегда, святый пророче Давиде?
- Все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.(Пс
17,23)
Святое Писание - жилище Бога.
Человек - жилище Бога. Чудо из чудес, как ограниченный, зависящий
от окружающей среды человек может вместить в себя Беспредельного
Бога, а тем более и всю вселенную.
Каждый человек - микровселенная. Если человек становится жилищем
Бога, для него нет невозможного, как нет невозможного для Бога. Весь
мир, все люди - частичка меня, как и я частичка всего мира, всех
людей. ВСЕ события, происходящие, происходившие и еще будущие
происходить - во мне. Я участник всех мировых событий от сотворения
мира до Страшного Суда. Все эти события переживаются каждым человеком.
Возьмем любое событие из истории. К примеру, Всемирный Потоп. Как
он происходит в душах людей? В Апокалипсисе Иоанн Богослов водами
называет народы, людей. Каждый человек в своей жизни переживает все
возрастающий наплыв влияния, давления со стороны людей. И кто подобно
Hою строит ковчег, строит свой дом, т.е. себя во Христе и со Христом,
тот спасается. Тех, кто этого не делает людской поток увлекает и
топит в житейских заботах и суете. "Всякий приходящий ко Мне и
слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он
подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил
основание на камне; почему когда случилось наводнение и вода наперла
на этот дом, то не могла поколебать его, потому, что он основан был
на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему
дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода,
тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое."(Лк 6,47-49)
Каждый день - маленькая жизнь. Год - то же. Восход и закат
солнца, весна и осень навевают тишину, мир, радость. Это
соответствует возрастам человека - ангельское детство и мудрая
старость. День и лето - бурная деятельность в жизни человека. Hочь,
зима - смерть.
Святые отцы говорят о том, что самые сильные искушения перед
смертью. Образ этих искушений - искушения перед отходом ко сну. И
даже может не столько сильные, сколько важные. Малейшее падение -
может быть последним и погибельным. А физических сил к исходу дня
остается очень мало.
Чтобы пройти расстояние одного дня, идти нужно размеренно, не
торопясь, потихоньку, с остановками для отдыха. Длинную дистанцию
нельзя бежать со скоростью спринтера. Hе добежишь. Лучше опоздать на
какое-либо мероприятие или вообще туда не явиться, лучше что-нибудь
не сделать и сохранить мир, чем устраивать гонку, спешку.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Человек очищается от скверны греха через благодушное терпение скорбей
Внешняя свобода была
От человека от его произволения

сайт копирайтеров Евгений