<<< ΛΛΛ
прежде всего платоников - составляет то ее преимущество, которое - при всем
различии между христианским Богом и платоническим Единым - сближает платоников с
христианами, - преимущество, которого по большей части лишены новоевропейские
рационалистические системы, где, как например у Гегеля, для разума нет ничего
непостижимого.
И второй вывод. Мне думается, что именно кризис христианства и все более
углубляющийся процесс секуляризации привел в XX веке к тем социальным
катастрофам, которые постигли в начале века Россию - и не ее одну. Ибо, как мы
видели, именно христианство - в союзе с греческой философией - сумело найти
противоядие от апокалиптики и хилиазма и связанной с ними страсти к разрушению.
Святоотеческая традиция - и на Востоке, и на Западе - исходила из того, что
построить Царство Божие на земле невозможно; что полное искоренение зла
предполагает конец этого мира и не под силу одному только человечеству; что
источник зла в мире - сам человек и его грехопадение, а не Бог и его творение.
И, наконец, что мир, будучи творением благого Бога, в силу этого - благ: то, что
создано бесконечной силой, не может до конца исказить, а тем более уничтожить
сила конечная, хотя она и способна многократно умножить зло и страдание в этом
мире. "Ens et bonum convertuntur" - "бытие и благо обратимы" - эта средневековая
формула, восходящая равно к античной философии и христианской вере - вот
лекарство против утопического революционаризма.
<<< ΛΛΛ
Анабаптисты призвали своих приверженцев к революции равенства террора Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 1 христианства Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 4 существование Иудаизм поставил твердо в конец истории как момента кульминации всех внешних событий Менее решительные хилиасты степени федоров
|