Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если под Преданием понимать не сумму передаваемых знаний, а полноту опыта и Богообщения — то ответ будет отрицательным. Ап. Павел говорит, что он знает только «отчасти» (1 Кор. 13, 12). Но это, конечно» не значит, что я, использующий незнакомый Павлу термин Троица и знающий единосущие Сына Отцу, знаю больше Павла.

По выражению Вл. Лосского, рост выразимого в Предании не есть рост самого Предания. То обстоятельство, что нечто было установлено и получено изначально нерациональным путем, не означает, что оно не может быть рационализируемо позднее. Кроме того, если мы меняем инструментарий рационализации, меняются

70 At. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 29.

71 Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 435.

72 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 103.

и границы рационализируемости, аналитичности. И, скажем, наше понимание Богочеловеческой личности Христа и Трех Лиц Превечной Троицы меняется в зависимости от того, что мы понимаем под словом «личность». И даже св. Григорий Нисский употребляет слово «ипостась» с несколько иной философской нагрузкой по сравнению со своим учителем — св. Василием Великим.

Исследованию вопроса о том, как происходит и происходит ли вообще развитие догматических формулировок в Церкви, посвящена классическая работа Вл. Соловьева «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей». Приведу лишь центральный ее тезис — «Есть охранение и охранение. Иначе охраняется сундук с деньгами, иначе охраняется душа от искушений, иначе охраняется истина в борьбе с заблуждениями. Охраняя свою душу от зла, 1<ы развиваем ее нравственные силы; чтобы охранить истину от ложного понимания, мы должны развить ее настоящий смысл.. В силу обязанности, когда возникают новые и новые заблуждения, угрожающие христианской истине с новых и новых сторон, Церковь укрепляет именно эти вновь затронутые стороны божественной истины посредством новых догматических определений. Такие определения не суть новые откровения, а лишь новые обнаружения одной и той же неизменной истины с тех ее сторон, которые прежде не представлялись вполне ясно и определенно церковному сознанию» 73.

Путь богословия — это путь из сокровенного «догмата предания» в «керигму» проповеди — если появляется необходимость ясного высказывания Церкви по некоему вопросу. В этом смысле догмат не развивается. Он изначален. Нельзя говорить о догматическом развитии Церкви, но можно — о керигматическом. Развивается и меняется область керигмы — область миссии. В конце же концов — «нет ничего (•••) тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26). Так, Предание — это то, что окружено Молчанием, а Писание — то, что уже вымолвлено людям. Слово, вырванное из породившего его Молчания, уже лишается смысла (как Писание, противопоставленное Преданию...). Керигма вспоена несказанным, харизматической памятью свое веры, которая есть у Церкви.

Однажды установленное в Церкви остается в ней навечно. Но это не означает, что невозможны новые переходы в керигму из ее несказуемого опыта.

Ведь любая проповедь на 50 процентов состоит из того, к кому она обращена. Меняются времена и люди — меняется и керигма.

Апостольские послания высказывались «по поводу»: с какой ересью шла борьба — об этом они писали. Без этого непонятно, почему Ириней Лионский вслед за Климентом Римским видит суть апостольского предания в проповеди «Единого Бога всемогущего, творца неба и земли, создателя человека, наведшего потоп и призвавшего Авраама и положившего закон» (Против ересей 3, 3, 4). Только зная гностическую ненависть к закону и демиургу, можно понять, что речь идет о защите дела Христова — а потому это не просто «общерелигиозное», а именно апостольское предание.

Было бы, кстати, интересно выяснить, что сейчас стало реальной керигмой христианства. Когда-то первое, что узнавал человек о христианстве, была пасхальная весть и искупительность жертвы Богочеловека. «Катехизис» митр. Филарета считал, что первым делом ученику надо сообщить о Боге «Едином по существу и Троичном в лицах». Сегодня же, очевидно, уже не учение о Троице прежде всего узнает человек, обращаясь к христианам, а что-то другое. Боюсь, сегодняшняя наша керигма, как бы ни грела она нашу душевность, плохо вписывается в Новый Завет, ибо рефрен нынешней проповеди — «русский значит православный»...

С другой стороны, вопрос, который чаще всего задают в интеллектуальной аудитории (то есть той, по запросам откуда и рождались ереси и формулировались

73 Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей//Символ. Париж, 1985. № 14. С. 191.

православные ответы на них),—это вопрошание не о том, что мы думаем о Боге, а о том — что мы можем сказать о человеке. И, может быть, сегодня нуждается в догматическом — точнее, керигматическом — закреплении православное понимание человека...

Люди меняются — а поскольку проповедь Христа должна изменить всего человека — то она, обращаясь к той глубине, которая не уносится течением времени, все же действует через формы, со временем меняющиеся. Например, Иоанн Златоуст взывает к совести своих слушателей — «Что тягостного нам заповедано? Горы ли рассекать или летать по воздуху? Или переплыть Тирентское море? Совсем нет. Нам заповедан столь легкий образ жизни, что не нужно никаких к нему орудий — нужна только душа и расположение... Любить ближнего. Что может быть легче? Подлинно, если бы Господь сказал — любите зверей — такая заповедь была бы трудна...» 74. Сегодня уже все наоборот — если бы Христос сказал «любите животных» — Он стал бы кумиром прессы и экологических движений. А заповедь о любви к людям воспринимается как нечто не в меру жестокое.

Понятно, что если вместо паруса поставить твердую и неизменную доску — корабль вряд ли достигнет гавани. «Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему — знать лишь одно средство для борьбы с ветрами» — говорил тот же Златоуст 75.

Но выводить отсюда необходимость отказа от догматического предания Церкви все же было бы слишком поспешно. Евангелие обращается к той глубине человека, которая не может быть исчерпана сменой общественных отношений, вкусов и мод. И Христос тоже — «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). «Так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же» (преп. Макарий Египетский) 76.

По слову же о. Сергия Булгакова, «Предание не есть археология, которая тенью прошлого связывает настоящее, но есть духовная самотождественность церковной жизни» 77. А потому небрежение догматами — это разрыв не со стариной, а с Церковью.

Но что же есть тогда ересь? В собственно церковном смысле ересь есть ложное учение, проповедуемое от лица Церкви. От ереси отличаются внецерковные учения (с ними при нужде ведет полемику керигма, а не догматическое богословие) 78 и частные богословские суждения, так называемые «теологумены».

О последних крупнейший русский академический богослов начала века В. В. Болотов пишет так: «Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения (=теологумен) держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но, с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологу мен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой,

74 Св. Иоанн Златоуст. Творения. М., 1993. Т. 7. Кн. 2. С. 885.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Почему ириней лионский вслед за климентом римским видит суть апостольского предания в проповеди
Приводит его душу в благоговейное молчание
Но церковь это движение
Почему вообще молитвы были тайными в начале христианства

сайт копирайтеров Евгений