<<< >>>
_______________________________________________________________ 1. Апокрифические Евангелия. - С-Пб: "Амфора", 2000. - С.170 - 226. 2. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1999. - С. 399. 3. Апокрифические Евангелия. - С-Пб: "Амфора", 2000. - С.203 - 221. 4. Там же. -С. 203. 5. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1999. - С. 404. 3.3. Апокриф "Об иерействе Христа" и иконография "Христос-священник" В апокрифе "Об иерействе Христа"1 содержится рассказ старейшины иудейской общины Константинополя о записях в древнем свитке, которые свидетельствуют, что молодой Иисус был избран в число 22 священников Иерусалимского храма. Избранию предшествовало длительное разбирательство, так как Иисус не принадлежал к священному роду Левитов и, следовательно, не имел право на служение во храме. Особым расследованием были установлены непорочность зачатия Марии и божественное происхождение Иисуса, ставшие основанием для его избрания в священники. Это находит косвенное подтверждение в "Евангелии от Луки", повествующем о проповедях Иисуса в синагогах2. Основная идея, вытекающая из данного повествования, - исключительное право Христа на священство, связанное с темой приемственности ветхозаветного и новозаветного служений. Уже с 6 в появляется особый иконографический образ "Христа - священника". Он присутствует в качестве миниатюры в Евангелии Роббулы (586 г), на монетах Юстиниана II, на крышке Ватиканского риликвария3. Во времена иконоборчества образ исчезает и появляется опять с 11 в. Иконографический тип Христа здесь следующий: короткие волосы образуют на голове Христа двойной венец вокруг выстриженной тунзуры. Это образ Христа - великого архиерея, стоящего выше всех чинов церковной иерархии. Данный иконогорафический тип встречается в мозаике Софии Киевской. Образ Христа связан с изображениями Аарона и Мельхиседека. Основная идея здесь такая - Христос, принадлежащий по рождению к потомкам Аарона, принимает высшее и непреходящее священство Мельхиседека, отменяя при этом ветхозаветный закон, то есть провозглашает преимущество благодати перед ветхозаветным законом. Из других примеров использования данного образа можно привести: церковь святого Пантейлимона в Нерези (1164 г), церковь Спаса на Нередице (1199 г). После 12 в данный иконогорафический тип перестает использоваться, так меняется отношение к источнику, апокриф попадает в списки запрещенных книг. _______________________________________________________________ 1. Памятники древней христианской письменности. - М., 1860. - т. 1. - С. 122. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Изд. Московской патриархии, 1968. - С. 1106.
<<< >>>
Книги священного писания ветхого Московского общества любителей духовного просвещения Новый сборник ветхозаветных апокрифов журнал министерства народного просвещения общества духовного Из других примеров использования данного образа можно привести церковь святого пантейлимона в нерези
|