Пиши и продавай! |
Версия Благовещения апокрифа несколько отличается от канонической, переданной в "Евангелии от Луки"7. В "Первоевангелии" имеется рассказ о двух (у Луки только одно) Благовещениях Богоматери - одно при колодце, куда пришла Богоматерь с сосудом, чтобы набрать воды, а другое - близ церковной завесы: "И, взяв кувшин, Она пошла зачерпнуть воды, и вот Она услышала голос, который говорил: "Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами!". Мария смотрела направо и налево, чтобы узнать, откуда был этот голос. И, устрашившись, Она вошла в дом Свой, поставила кувшин, и, взяв пурпур, Она села, чтобы работать. И Вот ангел Господень явился перед Ней, говоря: "Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Господа". И Мария, слушая его, подумала про Себя: "Разве Я зачну от Бога и родится дитя, как другие рождаются? И ангел Господень сказал Ей: "Не буде так, Мария, ибо сила Божия осенит тебя, и Святой родится от Тебя, и Он будет наречен Сыном Божиим. И Ты дашь Ему имя Иисус; Он искупит народ Свой от грехов, которые совершены. И родственница Твоя Елизавета зачала сына в старости своей, и та, кого называли неплодной, теперь на шестом месяце, ибо нет невозможного для Бога". И сказала ему Мария: "Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему"8. Двойное Благовещание Богоматери нашло отражение в иконографии. Иконографический образ "Благовещание у колодца" использован в иконе "Рождество Богоматери в житии" (2-ая пол. 16 в, Новгородский музей), во фресках Софийского собора в Киеве9. Сюжеты "Первоевангелия" вошли в "Великие Минеи Четьи" митрополита Макария, где они приурочены к 8 сентября: "Месяца сентября и день слова святого Иакова на рождество Пречистая Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии"10. Мотивы апокрифа отразились в Словах на Рождество Богоматери Гарасия, архиепископа Константинопольского, и Иоанна Дамаскина, в церковных канонах Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на зачатие святой Анны и Рождество Богородицы, в канонах на Введение во храм пресвятой Девы Георгия Никомидийского (9 в) и инока Иосифа (около 833 г).11 _______________________________________________________________ 1. Апокрифические Евангелия. - С-Пб: "Амфора", 2000. - С.7 - 31. 2. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1999. - С. 399. 3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Изд. Московской патриархии, 1968. - С. 1157, 1129. 4. Слободской С. Закон Божий. С-Пб, 1997. - С. 257 - 261. 5. Православный церковный календарь. Международный издательский центр православной литературы, 1997. - С. 3. 6. Апокрифические Евангелия. - С-Пб: "Амфора", 2000. - С.7 - 31. 7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Изд. Московской патриархии, 1968. - С. 1082. 8. Апокрифические Евангелия. - С-Пб: "Амфора", 2000. - С.16 - 17. 9. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1999. - С. 406. 10. Там же. - С. 405. 11. Там же. - С. 404.
3.2. "Евангелие от Никодима" как основной источник в создании сюжета "Сошествие во ад"
В христианской вероучительной доктрине лакуну в евангельском повествовании между крестной смертью Христа и его воскресением занимает эпизод сошествия Иисуса Христа во ад. Данный сюжет хотя и отсутствует в четвероевангелии стал фундаментальным в христианском вероучении. Основным источником, повествующим о данном событии, является "Евангелие от Никодима"1, датируемое 2-ой половиной 2 в2. Иконография сюжета "Сошествие во ад" является прямой иллюстрацией апокрифической легенды. Типичными элементами здесь являются: половинки дверей ада, на которых стоит Христос, седой старец, которого Христос держит за руку, - это Адам, во главе группы праведников стоят царь Давид и Иоанн Предтеча3. Наметим основные сферы апокрифического влияния |
|
|
|