Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

 

 

3.4. "Заветы двенадцати патриархов" - источник надписей на иконах праотеческого ряда

 

Ветхозаветный апокриф "Заветы двенадцати патриархов" имеет весьма древнее происхождение, его фрагменты найдены среди рукописей Кумрана1.

"Заветы" - это монологи - предсмертные завещания сыновей Иакова своим детям. Появились "Заветы" как ряд отдельных произведений по всей видимости во 2 - 1 в до н.э., а в 1 - 2 в н.э. унифицировались в единое целое иудеями - христианами. В "Заветах" сильны покоянные мотивы, содержится множество пророчеств о грядущем Спасителе2.

Праотеческий ряд иконостаса появился в русских православных храмах в 16 в. Этот ряд представляет собой "первоначальную ветхозаветную церковь от Адама до закона Моисеева в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на развернутых свитках"3.

Тексты свитков на иконах детей Иакова не имеют соответствия с канонической Библией. Вместе с тем было показано4, что данные фрагменты - дословное цитирование текста апокрифа "Заветы двенадцати патриархов". Поскольку надпись рассчитана на реальное прочтение, использован большой шрифт букв, в результате на свитке может поместится лишь небольшой фрагмент, причем начало текста скрыто под рукой праотца. Прочтение данного текста прихожанами возможно только в случае их знакомства с источником.

В качестве примеров можно привести следующие. Надпись на иконе 17 в праотца Завулона (в иконостасе Смоленского собора Новодевичего монастыря): "...творите милость брату своему и милосердие...". Соответствует тексту Завета Завулона: "Вы же, чада мои, послушайте заповеди моя и сохраните заповеди господня, творите милость к брату своему и милосердие ко всем человекам. Сего бо деля и благослови мя господь"4.

Мысль о "милости и милосердии" в устах Завулона не случайны и объясняются одной апокрифической деталью, известной только "Заветам"- здесь именно Завулон спасает Иосифа от смерти, которой хотели предать его Симеон и Гад. "Сего деля, - говорит Завулон в апокрифе, - и благослави мя господь. Вдаях душу мою за душу его и ныне неповинен бых в проданьи брата нашего Иосифа"5. Канонический текст этого мотива не знает, в Библии Иосифа от убийства спасают Рувим и Иуда6.

Еще пример. Текст на иконе 17 в (собрание музея имени А. Рублева, инв № 87) праотца Виниамина: "...агнец божий Спас... мир...". Это соответствует тексту Завета Вениамина: "Чадо...да сбудется на тебе пророчество человеце о агнеце божии Спасе миру"7.

"Заветы" были достаточно широко распространены в югославской и через нее - в древнерусской письменности. На Руси они появились в составе Хроники Иоанна Малалы в 1261 г и читались позднее во всех списках Толковой палеи8.

Иконописцы скорее всего пользовались текстом заветов в составе Толковой палеи, таким образом официально цитировался не текст отреченного произведения, а историческое сочинения, не находящееся под запретом9.

_______________________________________________________________

1. Тексты Кумрана. - М., 1971. - вып. 1. - С. 56 - 57, 60 - 62, 281 - 286.

2. Заветы двенадцати патриархов сыновей Иакова. - Казань, 1911. - вып. 4. - 37 с.

3. Успенский Л.А. Вопрос иконостаса. - 1963. - С. 234.

4. Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. - М., 1863. - т. 1., - С. 123.

5. Там же. - С. 122 - 123.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Изд. Московской патриархии, 1968. - С. 39 - 40.

 <<<       >>>   

Московского общества любителей духовного просвещения
Восточные отцы iv века общества духовного
От 1 го послания к солунянам
В данном случае мы рассмотрели процесс формирования второй его части нового завета

сайт копирайтеров Евгений