Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Отдельно Евсевий сообщает20 о двух Посланиях Климента. Одно из них (первое) является "согласно признаваемое подлинным",его "издавна читали народу во многих церквях, читают и теперь". Второе же Послание "не так известно, как первое, и в древности его не знали" 21.

Удивительно, что в 1-ом томе "Церковной истории"22 Евсевий Памфил приводит полный текст "Ответа Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию". Автор считал послание подлинным, поскольку сам сделал его перевод с сирийского.

Таким образом, к началу 4 в. отношение к 27 книгам нашего Нового Завета не было одинаковым. Часть книг была признана всеми, другие признавались спорными, причем наиболее шатким было положение "Апокалипсиса" Иоанна. Кроме того, к спорным (а значит почитавшимся за священные в части церквей) относили книги, ныне считающиеся апокрифическими.

К середине 4 в. положение новозаветных книг стабилизируется. Получают наконец полное признание "Послание Иакова", "Послания Иуды", "2-ое и 3-ее Послания Иоанна", "Второе Послание Петра", "Послание к евреям" апостола Павла. Открытым остается вопрос лишь в отношении "Апокалипсиса" Иоанна.

Такое положение закрепил Лаодикийский Поместный собор (364 г) в 60-м правиле которого впервые официально принят список книг Нового Завета. Сюда вошли 26 книг за исключением "Апокалипсиса"23.

Таким образом, "Апокалипсис", входивший в число новозаветных книг во 2 - 3 в. оказался на грани включения в число апокрифических.

Против включения в канон "Апокалипсиса" высказывались такие известные богословы и отцы церкви, как Кирилл Иерусалимский (315 - 386 г), Григорий Богослов (329 - 389 г), Амфилохий, Дионисий Александрийский, Лукиан Антиохийский и др. В Послании "О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета" Григорий Богослов упоминает 26 новозаветных книг24. В Послании к Селевку святой Амфилохий замечает: "Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют подложными"25.

Но решающим оказалось мнение Афанасия Александрийского (293 - 373 г), который высказался за включение "Апокалипсиса" в состав канона. В 39-ом Праздничном Послании он приводит список из 27 книг: "Вот источник спасения, чтобы заключающимися в них словесами напиться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не отымет от них чего-либо"26.Необходимо добавить, что помимо списка канонических книг Афанасий указывает на книги "Учение Апостолов" и "Пастырь", как на одобренные отцами для чтения оглашенных.

Двадцатисемикнижие было официально утверждено на Иппонском Поместном соборе (383 г) и Карфагенском Поместном соборе (419 г) в 33-м правиле27.

Далее необходимо сказать несколько слов о "Правилах Святых Апостолов". Этот документ состоит из 85 пунктов - правил, которые регламентируют различные вопросы церковной жизни. В настоящий момент "Правила" являются обязательными для Православной Церкви. Как указывает вступление к "Правилам" - "из неписанных, но устно переданных апостолами заповедей и наставлений собраны и записаны правила святых апостолов"28. Создавались "Правила" постепенно во 2 - 4 в.

85-ое Правило "Правил Святых Апостолов" приводит список книг Ветхого и Нового Завета - "Да будет же вам всем причетникам и мирским людям книги честные и святые"29. В списке книг Нового Завета приведены 26 книг современного канона (без "Апокалипсиса" Иоанна) и два Послания Климента, кроме того отдельно говорится о заповедях епископа Климента в восьми книгах, которые не следует читать всем, а только избранным "сущих ради вних тайн".

Данная редакция "Правил" получила статус официального документа после их утверждения на Шестом Вселенском Соборе (заседание в Трулльских царских палатах - так называемый Пятошестой Собор, 691 г)30.

Во 2-ой главе изложенных Собором правил31 во-первых утверждаются "Правила Святых Апостолов", а во-вторых вносятся коррективы в 85-ое правило. С одной стороны из списка книг Нового Завета изымаются два Послания Климента, потому что в них "привнесли нечто подложное и чуждое благочестия" и дабы не допустить "порождений еретического лжесловия". С другой стороны в список вносится "Апокалипсис" Иоанна.

Таким образом, постановления Шестого Вселенского Собора положили конец почти семивековому процессу формирования Христианского канона (в данном случае мы рассмотрели процесс формирования второй его части - Нового Завета).

В результате, можно выделить еще два этапа формирования канона:

3 этап - сер. 2 в. - сер. 4 в. - составление основного ствола канона на основании процесса отбора, осуществлявшегося многими поколениями священнослужителей.

4 этап - сер. 4 в - кон. 7 в - корректировка состава канона, внесение незначительных изменений в его структуру.

Выше мы говорили в основном о формировании списка книг Нового Завета. Но одновременно сходный процесс проходил и с каноном ветхозаветным. Специфика его заключалась в том, что здесь весь материал был заимствован из иудаизма. Для христианских лидеров вопрос здесь ставился иначе: какие книги иудеи (а значит и Иисус Христос) почитали за священные. Вопрос о "боговдохновенности" не рассматривался в виду очевидности ответа.

 <<<       >>>   

Надпись на иконе 17 в праотца завулона
Новый сборник ветхозаветных апокрифов журнал министерства народного просвещения общества духовного
1 восточные
Из других примеров использования данного образа можно привести церковь святого пантейлимона в нерези

сайт копирайтеров Евгений