Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Спусти мене, Боже,

Над село хмарою,

У село дробным дождичком,

Ясным солнцем-оконцем;

Нехай-же я ся повидело,

Чи красно дитя убрано [165, 277].

Верит народ и в то, что мертвецы могут творить бездождие, посылать засухи, стужи и пр. Эти раз рушительные явления народ особенно приписывает утопленникам, удавленникам, опойцам. Еще в XIII в. Оерапион обращался с укором к современникам, которые воспрещали погребать тела удавленников и утопленников и вырывали их из могил как виновников засухи. Обычай этот в XVI в. настолько был силен, что Максим Грек признал необходимым воо ружиться против него особым посланием, в котором между прочим есть указание, что в его время утоп ленникам приписывалось производство «студеных ветров» и неурожая. «Кий ответ сотворим, — гово рит он, — в день судный, телеса утопленных или убиенных и поверженных не сподобляюще я погре-банию, но на поле извлеките их, отьшяем колием, и еже беззаконнейше и богомерско есть, яко аще слу чи гея в весне студеным ветром веяти и сими сади мая и сеемая нами не нреспевают на лучшее, оста-вивые молигися Содетелю и Строителю всех., аще увемы некоего утопленаго или убитаго неиздавна по гребена... раскопаем окаяннаго и извержем его не где дале и непогребена покинем... по нашему по премногу безумию виновно стужи мняще быти по гребение его» [13, 572; 91, 34]. «Были, - говорит Афанасьев, — на Руси и случаи, что крестьяне во время долгих засух по общему мирскому приговору выкапывали из могилы труп опойцы и топили его в ближайшем болоте и озере, твердо веруя, что после того непременно пойдет дождь. Во время же засухи в 1868 году крестьяне Тихого хутора выкопали из могилы раскольника, били его по черепу и при этом говорили: «Давай дождя!» Некоторые же при jtom лили на усопшего ьоду сквозь решето, как бы ука зывая на то, что мертвец должен делать» [13, 573 - 574; 138, 271]. Все эти верования не плод христианства, а пришли из далекой языческой старины, когда прелок считал души стихийными существами, и хранились, как и хранятся народом как завет язы чества.

Кроме указанного представления у предка было и другое, по которому загробная жизнь души носи ла такой же чувственный характер, как к земная.

Душа, верил предок, е своей новой жизни будет нуждаться в различных предметах и прежде всего в самых первых потребностях живого человека — пище и питье, и вот он ставит с мертвецом «креп кий напиток, плоды, хлеб, мясо и пр.». Характерными для нас в данном случае являются скооания мусуль манских писателей Ибн-Фоцлана и Ибн-Доста, из которых первый описывает обряд сожжения, а второй — обряд погребения знатных русский людей. Вот что говорит первый из них: «Когда умер (у рус ских) глава (начальник), то в птатер, разбитый над ладьою, куда пометили м п ртвеца, принесли: креп кий напиток, плоды, пахучие травы и положили возле него (мертвеца), также хлеб, мясо и лук по ложили перед ним, потом принесли собаку, раз рубили се пч две части и бросили в лады», все оружие покочиикп положили возле нег«, прирули двух логаадой... разрубили их... и мясо s * x бросили в ко рабль; затем бычи приведены два быка, и их тоже изрубили и бросили в корабль, принесли еще курицу и петуха, зарезали их и бросили туда же» [45, 98; 91, 67]. ИСн Доста, описывая погребение знатного русса, говорит: «Когда у русских умирает кто либо знатный, то выкапывают могилу... кладут его туда и вместе с тем к падут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; да лее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и другие неодушевленные пред меты, ценности» [45, 270; 91. 55; 209. 675]. В этих сказаниях мусульманских писателей мы наталки ваемся не на простой обычай, не имевший никако го значения, но на обычай, носивший глубокий смысл. В самом деле, если бы душа, как верят те перь христиане, не нуждалась ни в чем материаль ном в своей загробной жизни, то зачем было бы нуж но предку класть в могилу и сожигать с покойни ком эти разнообразные приношения? Очевидно, что он находил в этом смысл. Предок был уверен, что эти предметы необходимы будут душе в ее загроб ном существовании. На Руси даже до сего времени сохранилась вера, что умершему на том свете будут нужны различные вещи, и крестьянин кладет в гроб мертвецу: хлеб, пироги (Петрозаводский уезд) [18, 304; 220, 534], соль, яйца или яичницу, орехи [59, 566; 220, 534], костяной гребешок, иголку, чтобы умерший (или умершая) мог причесаться и по чинить на том свете что оборвется [18, 303, 304] 103 , кремень и кресиво, если умерший курил при жиз ни, и табакерку (Витебская губ.), если «заживау» табак; небольшой нож в чехле, носовой платок, что бы покойник мог в нужных случаях вытереть свои «вочки, нос и вустинки» 104 , скрипку и струны, если умерший играл. Иногда кладут покойника и с «за-бавушкой», причем роль забавушки играет на не счастье мужика созданная забавушка — водка. В С- вирском монастыре при переделке старой церкви был случай, открывший эту забавушку в гробу; ус тавшие рабочие с удовольствием распили найден ную при раскапывании могилы склянку водки, но водка, лежавшая долго в земле, оказалась настоль ко крепка, что они опьянели и проснулись на другой -

1( " «Болгары — гребень, иголку и конец считают за непременную обязанность оставить при покойнике» [237, 380 - 381].

104 Трубку кладут и угрорусы [68, 215].

день [18, 305; 93, 51]. Кладут в гроб крестьяне также пиво, воду и пр. [220, 534] 10ъ .

Предок, однако, шел и дальше в представлении загробной жизни души. Ему казалось, что положе ние человека на земле вполне определяет и положе ние души его в загробном мире. На земле жили про стые поселяне, ремесленники, воины, и предку каза лось, что и за гробом каждый умерший из этих сословий останется тем же, чем был при жизни: па харь найдет там себе поле и луга и будет их обраба тывать, ремесленник будет заниматься тем же ремеслом, каким занимался при жизни, а воин — сражать ся и охранять владения.

Народ русский до сего времени сохранил эту веру и кладет в гроб умершему плотнику: топор, долото, скобель, пилу [220, 534], а косу, вилы, лопату — зем ледельцу [133]. Раскопки же показывают, что воина предок всегда хоронил вооруженным колчаном, стре лами, копьем и прочими принадлежностями воинского обихода [4].

Видел предок на земле также и рабов, которые несли тяжести земной жизни и служили своему гос подину. Он считал раба низшей категорией, ибо рабы его были по большей части инородцы, которых он ни когда не мог сравнять с собой и с людьми своей расы, и предок-язычник его не равняет. Он не предает его даже сожжению по смерти, а «только когда этот раб умирает, его оставляют, — говорит Ибн-Фоцлан, — как он есть (не сжигают), пока не станет добычею псов и хищных птиц» [45, 96; 91, 65]. Души этих рабов, по представлению предка, не могли в загробной жизни жить так же, как живут там не только души знатно го класса, но и простых поселян, не имущих рабов, а

10 ' Прусаки и жмудины тоже кладут с покойником кувшин пива или меду, а также хлеба для того, чтобы душа не почувствовала жажды или голода.

также как и рабы трудившихся на земле и несших все превратности судьбы. Рабы здесь, должны остаться ра бами и за гробом. Их душа не будет свободна от тяже стей и не увидит там свободы от рабства. Она, подоб но живому рабу на земле, будет за гробом служить сво ему господину. Это представление рабовладельца предка-язычника, считавшего загробную жизнь пол ным реальным отображением земной жизни, — естественно. Подтверждение мысли, что предок-язычник переносил идею родства в потусторонний мир, мы мо жем усматривать из княжеской формулы Игорева до говора; «Да будут раби в сий век и в будущий», гово рит она [105, 52] 10в . Еще лучше мы можем увидеть, что идею рабства предок переносил в загробный мир, ког да будем разбирать, как, по его представлению, будут жить в том мире души умерших знатного класса.

Предок-язычник видел на земле благоденствие знатного класса. Он не мог мириться с мыслью, что со смертью все это благоденствие кончится, и пере носил земную жизнь знатного класса в загробный мир. Душа умершего этого класса, по его представлению, и за гробом живя благоденствовала. Она не посла ни каких тягостей, пользуясь услугою душ рабов, как пользовалась телом и трудом этих рабов на земле''.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 7 воззрение
религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 12 умерших
Умерший без задержки вошел в рай
Или в песне два брата с сестрою говорится два су бора напоредо расла
По сие время смерть представляется старухой с большими зубами

сайт копирайтеров Евгений