Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Там построено хоромное строенъицо — Прорублены решетчаты окошечка, Врезаны стекольчаты околенка, Складены кирпичны теплы печеньки,

101 Названия гроба: домовиной, хатой, хороминкой и т. п. смотри [18, 27, 100, 186, 214; 203, 704, 70S; 220, 641]. Находим название гроба домовищем и в [22, 137]. В других духовных стихах говорится:

Гробы вы, гробы, колоды дубовыя' Всем нам есте домы предвечные

Насланы полы да там дубовый, Перекладинки положены кленовыя, Штобы шла да ты, горюша, не качалася, Штаб дубовая мостинка не сгииалася; Пора вставлены там столики точеный, Пора.юсланы там скатерти все браныя, И положены там кушанья сахарныя, И поставлены там питьица медвяныя, Круг стола да ведь етулъицо кленовое, У хором стоит крылечко с переходами; Сожидает тебя надежная головушка [18, 27].

Обращаясь к родственным нам народам, мы и у них встречаем подобное представление. Так, Ведийские гим ны, говоря о погребении умерших, называют могилу « mrmmajo grihas » — земляной дом и указывают на за боту родичей об умершем — на их награждение умер шего в могиле всем необходимым, а также и на заботу устроить могилу так, чтобы земля не стесняла мертве ца, «а это, — говорит Котляревский, — указывает на верование индейцев, что покойник продолжает жить в могиле» [91].

Итак, душа кроме неведомой страны, по представ лению предка, могла жить и в земле около своего тела 102 .

Указав на место жительства души в загробном мире, постараемся показать, как предок-язычник представлял себе ее дальнейшую жизнь.

102 Характерными для нас являются слова одного причитанья, ко торые показывают, что русский народ могилу считает местом жительства души, но в то же время полагал и еще два места ее житель ства: неведомую «чужую страну» и «ад».

На путь иду долгий, -- так говорит душа

в этом причитанье, —

По немуже николиже ходих,

И во странц иду чужюю,

Ид(же никтоже знает мя,

Отопюдуже никтоже прииде;

И в землю, и в землю иду темную,

Идеже не всм, ч по срящет мм;

И во aд иду глубок,

Отнюдуже ни един возвратисл [22, 63].

Мы уже сказали, что душа, живя на земле, прини мает различные виды, но этим не исчерпывается вся полнота представлений предка-язычника о загробной жизни души. Жизнь души, по его представлению, подвержена различным изменениям, согласно с изменени ем самой природы. Что делалось с природою, то же самое происходило, по представлению древнерусского человека и в мире загробном с душами умерших. Так, с наступлением зимы, когда вся природа коченела, предку казалось, что и души приходили в состояние, подобное сну и смерти; скованные стужею и морозом, они подвергаются оцепенению и пребывают печальны ми узниками, заключенными в темные, холодные мес та. Весною же, когда вся природа пробуждалась от зим него сна, так сказать, возрождалась, то вместе с приро дою возрождались и души умерших к жизни, радости и вступали в деятельность, вызывая главным образом разные атмосферные явления [13, 237; 123, 507 - 508; 134, 61; 146, 225]. Народ русский до сего времени со хранил это древнее представление и говорит, что «зим ний холод — людям голод, медведю берлога, мертвецу колода», «зима становится — мертвецы спать ложатся». Ходит на Руси также сказание, что где-то далеко есть царство, в котором люди умирают на зиму и вос кресают на весенний Юрьев день (23 апреля) [13, 28].

Есть и поверье, что во время зимы мертвецы испыты вают холод, мрак и тоску, поэтому накануне Рожде ства Христова и Крещения поселяне жгут посреди дво ров навоз, чтобы усопшие могли на том свете немного согреться. [13, 287 - 288]. Одно же древнее верование говорит, что Карачун в декабре месяце будит мертве цов, разбрасывая их кости, и они выходят из своих гробов [134, 92]. В декабре же месяце у древнего пред ка был праздник Коляды. Это праздник поворота солн ца на лето и вообще возрождения благодатных сил при роды [164]. В этот праздник происходило угощение умерших, на что указывает сохранившийся до настоя щего времени обычай в Малороссии и Белоруссии вече ром перед Рождеством Христовом и Новым Годом есть кутью, медовую сыту и подобные поминальные куша нья [123, 516; 134, 92]; угощение же происходило в силу того, чтобы не только принести жертву умершим предкам, но и чтобы задобрить пробуждающихся к жизни вместе с природой от зимнего сна мертвецов [30, 41]. Русалки (которые, как мы знаем, считались за души умерших), по народному верованию, появля ются только весной, а остальное время года они спят в своих хрустальных дворцах [30, 41].

Пробуждаясь вместе с природою, умершие, как мы сказали, проявляют свою деятельность, вызывая раз личные атмосферные явления. У простого народа даже до сего времени сохранилось поверье, что грозу и дождь производят умершие. Вот как это поверье передается в одной свадебной песне:

Матинька пред Богом стоит,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Умерший курил при жиз ни
Загробный мир по древнерусским представлениямлитературно исторический опыт исследования представлений сказания
При развитии человеческого само сознания находим организм
Иных же грешников посадят в котел с кипящею смолою
религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 13 праведные

сайт копирайтеров Евгений