Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Являясь сторожами владений родичей, души умер ших, по представлению русского славянина, естествен но должны были жить на земле, они даже, как домовой, являлись в дом и здесь поселялись. На такое об щее представление жизни души умершего на земле

48 На Руси по сие время около перекрестков бросают солому, про стыню или иную какую постилку, которая лежала в доме под умер шим; бросают также горшок, который был в употреблении при об мывании покойника. Этот факт указывает на древний обычай хоро нить умерших на распутьях. Кроме этого, на Руси еще существует обычай, который замечается и у болгар, это обычай хоронить умер ших некрещеных младенцев у порога [36, 319; 237, 392], что также может указывать на древнее погребение на границе владений, ибо порог есть граница избы или дома. Но из этого обычая можно вывести и другое предположение — именно, что у предка было когда-то в обычае хоронить умерших в домах, а это, в свою очередь, указыва ет на то, что предок считал умерших своими защитниками и покро вителями.

может указывать нам существующее на Руси представ ление о марах или кикиморах.

Народ до сего времени верит, что мары и кикиморы — младенцы, умершие некрещеными или прокля тые родителями [12, 101]. Их обыкновенно представля ют невидимками-карликами, которые живут в домах за печкой. По ночам мары и кикиморы выходят из сво их убежищ, садятся на печке и прядут пряжу [13, 136]. «Спи девушка, — говорят простолюдины, — кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет [61, 722]. «Чу! кикимора пряжу прядет», — говорит народная поговорка, или: «От кикиморы рубашки не дождешься» [59, 722]. Мары появляются и в хлеве, где они косматят лошадям гри вы [148, 171] ю . Такое представление о марах и кикимо рах ставит их в связь с домовым, который, как мы видели, также живет в доме и помогает живым.

Кроме сказанного, на существование у предка пред ставления о земной жизни души умершего указывает и вера в русалок. Русалки не речные или какие бы то нимфы, как говорят некоторые исследователи (напр. Троицкий), ссылаясь в этом случае на свидетельство греческого писателя Прокопия, сказавшего, что все во обще славянские народы боготворят речных или водя ных нимф (т. е. русалок) [78]; их имя происходит и не от «русла», а от «русый» (светлый, ясный) [29, 15, 20], и они были не что иное, как души умерших предков. На это может служить указанием то, что доныне, по народному представлению, русалки являются душами

48 "Мары называются еще «марухами», а кикиморы — «шишимора- ми». Слово «кикимора» или «шишимора» сложное и первая половина его доселе употребляется в самостоятельной форме: «шиш» — домовой, бес, «шишко» — нечистый дух. «Что касается, — говорит Афана сьев, — второй половины слова, то она равносильна немецк. « der Mar ». Слово «мара» и 2-я половина слова «кикимора» (мора) имеют корень «мор» (санскритское mri , mar ), указывающий на смерть.

49 Можно думать, что мары заменили древнюю «рожаницу» или родоначальницу (о них ниже), точно так же, как домовой заменил Рода.

льницами, на что может ука зывать существовавший в древней Руси обычай хоро нить умерших «при путех», т. е. на распутиях, где сходятся межи различных владений [87, 140]. Вот как этот обычай описывается летописцем: «Аще кто ум- ряше, — пишет он, — творяху тризну над ним, и по- сем творяху кладу велику, и возложахут и на кладу мертвеца, сожьжаху, а посем собравше кости, возло- жаху в судину (в ссуд, в сосуд) малу и поставляху на столпе на путех» [143, 6]. В этом обряде проглядывает вера предка в защиту умершими владений рода. Умершие как бы являлись сторожами родного селе ния. Столпы, на которых стояли «сосудины малы» с прахом умерших, отмечали границы поля или усадь бы, принадлежащих известному роду, и напоминали этому роду, что он стоит под охраной своих умерших. Переход же этой границы лишал человека покрови тельства своих умерших родичей. Отсюда в нашем сло ве «чересчур», как обозначающем нарушение известной границы или меры, слышится предостережение [87, 140 f B .

Являясь сторожами владений родичей, души умер ших, по представлению русского славянина, естествен но должны были жить на земле, они даже, как домо вой, являлись в дом и здесь поселялись. На такое об щее представление жизни души умершего на земле

48 На Руси по сие время около перекрестков бросают солому, про стыню или иную какую постилку, которая лежала в доме под умершим; бросают также горшок, который был в употреблении при обмывании покойника. Этот факт указывает на древний обычай хоро нить умерших на распутьях. Кроме этого, на Руси еще существует обычай, который замечается и у болгар, это обычай хоронить умер ших некрещеных младенцев у порога [36, 319; 237, 392], что также может указывать на древнее погребение на границе владений, ибо порог есть граница избы или дома. Но из этого обычая можно вывести и другое предположение — именно, что у предка было когда-то в обычае хоронить умерших в домах, а это, в свою очередь, указывает на то, что предок считал умерших своими защитниками и покро вителями.

может указывать нам существующее на Руси представ ление о марах или кикиморах 48 ".

Народ до сего времени верит, что мары и кикимо ры — младенцы, умершие некрещеными или проклятые родителями [12, 101]. Их обыкновенно представля ют невидимками-карликами, которые живут в домах за печкой. По ночам мары и кикиморы выходят из своих убежищ, садятся на печке и прядут пряжу [13, 136]. «Спи девушка, — говорят простолюдины, — кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет [61, 722]. «Чу! кикимора пряжу прядет», — говорит народная поговорка, или: «От кикиморы рубашки не дождешься» [59, 722]. Мары появляются и в хлеве, где они косматят лошадям гри вы [148, 1 71] 49 . Такое представление о марах и кикимо рах ставит их в связь с домовым, который, как мы видели, также живет в доме и помогает живым.

Кроме сказанного, на существование у предка пред ставления о земной жизни души умершего указывает и вера в русалок. Русалки не речные или какие бы то нимфы, как говорят некоторые исследователи (напр. Троицкий), ссылаясь в этом случае на свидетельство греческого писателя Прокопия, сказавшего, что все во обще славянские народы боготворят речных или водя ных нимф (т. е. русалок) [78]; их имя происходит и не от «русла», а от «русый» (светлый, ясный) [29, 15, 20], и они были не что иное, как души умерших предков. На это может служить указанием то, что доныне, по народному представлению, русалки являются душами

48а Мары называются еще «марухами», а кикиморы — «шишимора- ми». Слово «кикимора» или «шишимора» сложное и первая половина его доселе употребляется в самостоятельной форме: «шиш» — домовой, бес, «шишко» — нечистый дух. «Что касается, — говорит Афана сьев, — второй половины слова, то она равносильна немецк. « der Mar ». Слово «мара» и 2-я половина слова «кикимора» (мора) имеют корень «мор» (санскритское mri , mar ), указывающий на смерть.

"Можно думать, что мары заменили древнюю «рожаницу» или родоначальницу (о них ниже), точно так же, как домовой заменил Рода.

умерших. Они ныне представляются душами младенцев, умерших некрещеными, а также душами утоплен ниц и удавленниц и вообще женщин и девиц, самопро извольно лишивших себя жизни и неудостоенных хри стианского погребения.

На связь русалок с душами умерших людей указывает и народное поверье, по которому огни, светящие ся на могилах вследствие фосфорических испарений, разводятся русалками или же суть одноглазые русал ки [13, 197, 237; 56, 71 - 72; 132, 28; 192, 11, 129]. Связь русалок с умершими видна также из существую щих игр. Так, в некоторых местах России существует обычай на родительской неделе (неделя, в которую при ходится Дмитриевская суббота) переряживания; а пе- реряживание не у одних только русских и даже не у одних славян, а и у многих других народов было необ ходимой принадлежностью праздника в честь мертвых [13, 142; 115, 31; 141, 253; 189, 79].

По свидетельству летописца Нестора, славяне в древ ности совершали игрища на перекрестках в честь мер твых с переряживанием и ставили на таких местах со суды с прахом мертвецов. Отсюда, конечно, ведет свое начало до сих пор существующий суеверный страх в народе перед перекрестками как местом, где собирает ся нечистая сила [2, 60; 11, 37; 12, 94; 13, 799; 30, 41]. В несомненной связи с рассматриваемым обычаем находится народная вера в оборотней и в появление умерших после смерти под различными образами.

Думая, что русалки — души всех утопленниц и удав ленниц, простолюдины на их могилах совершают поминовение: кладут блины, бьют яйца и призывают русалку:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 10 старухой
Этими словами предок обозначал страну умерших еще до принятия христианства
Великаго говенья
Где души терпят некоторого родя муче ния было у нею даже представление
Жить человек

сайт копирайтеров Евгений