Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Культура названа так из-за способа погребения мертвых: их тела сжигали, и урну с пеплом хоронили на кладбище. Аnnе Ross. Pagan Celtic Britain, р. 35. См. также ряд репродукций в кн.: J.J. Hatt. Les Celtes et les Gallo-Romains, р. 101 sq. Stuart Piggott. Ancient Eurоре, р. 215 sq.; idem. The Druids, р. 62 sq. См.: Аnnе Ross. Op.cit., рр. 97-164, fig. 25-86; р1. 1-23. Ср.: Eliade. Le Yoga, рр. 299, 401-402; Le Chamanisme, р. 339 sq. Тhe Druids, р. 88. Майлс Диллон считает, что у друидов сохранились индоевропейские обычаи и верования, которые просуществовали в гэльском мире вплоть до XVIII в., а в Индии наблюдаются и по сей день; ср.: Мyles Dillon. Тhe Archaism of Irish Tradition, р. 246. См. также: idem. Celt and Аrуan, р. 52 sq. Изучая ирландские и индийские погребальные обряды, Ханс Хартман утверждал, что структура ирландского менталитета гораздо ближе к древне-индийской, чем к английской или германской; cр.: Der Totenkult in Irland, р. 207. Binchy. Тhe Linguistic and Нistorical Vаlue of the Irish Law Tracts, цит. в кн.: Dillon. Тhe Archaism, р. 247. См. ссылки, в: Dillon. Тhe Archaism, рр. 247, 253 sq. См. также: Celt and Аrуan. G. Dumezil. Servius et la Роrtunе, р. 221 sq.; J.E Caerwyn Williams. Тhe Court Poet in Medieval Ireland, р. 99 sq. Аналогично этому, уточним, можно найти и в шумеро-аккадском мире, что объясняется контактами между индоевропейцами и народами Древнего Ближнего Востока. Ср.: Н. Wagner, Studies in Origins of Early Celtic Tradition, р. 6 sq. et passin. G. Dumezil, L'ideologie tripartie des Indo-Europeens, р. 11. Е. Benveniste, Le vocabulaire des institutions indo-europeennes, II, р. 10. Ср. ниже: прим. 38, ссылка на Вандриеса. Ср.: Dumezil. Mythe et Ерорее, 1, р. 289; Jan de Vries. La religion des Celtes, р. 157 sq. См. указания в: Werner Muller. Die Jupitergigantensaulen und Ihrе Verwandten, р. 46 sq. Ср. примеры, приведенные в: Muller. Op.cit., р. 52 sq. Символические изображения года (аnnus) в виде человека, держащего колесо с четырьмя или двенадцатью спицами, встречаются и в средние века; см. репродукции в: Мuller, р. 51. Jan de Vries. Op. cit., р. 45 sq. Ян де Фрис (цит. соч., стр. 62) добавляет: "Не надо забывать, что такое сближение проясняет всего лишь одну подробность этого крайне сложного образа". Некоторые из них оспорены в кн.: F. Le Roux. Le Dieux celtique аuх liens: de l'Ogmios de Lucien а l'Ogmios de Dilrer, р. 216 sq.; J. de Vries. Op. cit., р. 73 sq. Commenta Bemensia, приведено в: J. Zwicker. Fontes historiae religiois Celticae, 1, р. 51 sq. М.Л. Сьештедт проводит несколько континентальных параллелей: Dieux et Heros des Celtes (р. 75). По мнению К. Рампу, эти жертвоприношения, совершавшиеся при смене царствования или целого цикла царствований, имели целью возрождение одряхлевшего времени (они, действительно, были приурочены к определенным календарным датам); ср.: La mort sacrificielle du Roi, р. 217. Duval. Teutates, Esus, Таrаnis, р. 50; Les Dieux de lа Gaule, р. 29 sq. (бог войны); по мнению Яна де Фриса, он "мог быть как Меркурием, так и Марсом" (р. 53); Дж. Дж. Хэтт приписывает ему "двойной облик, то воинственный, то мирный"; ср.: Essai sur l'evolution de lа religion gauloise, р. 90. Ср.: H.Birkhan. Germanen und Kelten, 1, рр. 31 О sq., 313 sq. Ян де Фрис связывает его с корнем eis, что близко по смыслу к понятиям "энергия", "страсть" (ор. cit. р. 106). Ор. cit. р. 108; о том же : Duval. Teutates, р. 51 sq.; Les Dieux de lа Gaule, рр. 34-35. Ср. также: Hatt. Essai, р. 97 sq. (малоубедительно). A. Ross. Op. cit., р. 104 sq. См. легенды, приведенные в: А. Ross, р. 183. Ср.: Images et Symboles, р. 216. О религиозном значении оленя см.: De Zalmoxis а Gengis-Кhan, р. 146 sq. Ср.: Otto Hoffler. Siegfried, Arminius und der Symbolik, р. 32 sq. и прим. 66-94. Ср.: De Zalmoxis, р. 146 sq.; Н. Birkhan, р. 454 sq. Саmille Jullian. Нistoire de lа Gaule, VI, р. 42, n. 2; Цит. в кн.: Duval. Les meux, р. 57. См.: Proinsias Мае Саnа. Aspects of the Тheme of King and Goddess in Irish Literature; Raehel Bromwich. Celtic Dynastic Тhemes and the Breton Law. Geraldus Cambrensis. Topographia Нibemica; Ф.Р. Шредер первым сблизил этот обычай с ведическим ритуалом ашвамедха; ср.: Ein altirischer Кronungsritus und das indogermanische Rossopfer. Ср.: Н. Hubert, . Le mythe d'Epona. J. Gricourt. Epona-Rhiannon-Macha, р. 25 sq. Трикур (Op. cit., р. 26 sq.) подчеркивает связь Махи с лошадью. Источники проанализированы в кн.: A.C.L. Brown. The Origin of the Grail Legend, ch. VII: The Hateful Fee who represents Sovereignity. Ср.: А.K.Сооmаrаswаmу . On the loatbly Bride, р. 393 sq. Ср.: Вirkhan. Gеrmanеn und Kelten, р. 542. Вандриес говорит о единстве религиозного вокабуляра (в особенности, терминов, обозначающих абстрактные понятия) у ведических индийцев, римлян и кельтов (L'ecriture ogamique et ses origines). Этот факт указывает на развитость умозрения у "знатоков сакрального" этих трех ариафонных групп еще в доисторические времена: см. выше, прим. 11. См. примеры, приведенные в кн.: Framoise Le Roux. Les druides, р. 109 sq. Ср.: J. de Vries. Ор. cit., р. 218. Информация Цезаря об "одном вожде", который обладает "верховной властью" над друидами, не подтверждена другими классическими авторами. Ср.: Eliade. La nоstalgiе des оriginеs, р. 159 sq., комментарий к труду: Hans Schurer. Die Gottesidee der Ngadju Dajak in Sud-Borneo (Leiden, 1946). См. несколько примеров в к.: F. Le Roux. Les druides, рр. 128-129. Автор отмечает, однако, что, по верованиям ирландцев, метемпсихоз – удел лишь мифических героев или божеств; ср. рр. 112-113. Ян де Фрис толкует слово ginnunga как выражение идеи обмана с помощью чар, т.е. кaк "колдовство, магию"; ср.: Ginnungagap, р. 41 sq. Согласно "Молитве Вессобрюна", христианской по происхождению поэме, написанной в IX в. В Южной Германии, "не было ни земли, ни небосвода, ни деревьев, ни гор... солнце не сияло и луна не светила. Преславного моря не существовало". Имя "Имир" связывают с санскритским "Йима", "двуполый". По словам. Тацита ("Германия", 2), мифическим предком германцев был Туисто; а это имя, возможно, родственно старошведскому tvistra, "разделенный", и тоже обозначает некое андрогинное существо. "Аск" наводит на мысль о Мировом Ясене; "Эмбля", может быть тем же, что и еlmlа, "ива". Происхождение людей от деревьев – довольно распространенная идея в архаической мифологии; она была знакома и индоевропейцам; ср.: Bonfante. "Microcosmo е macrocosmo del mito indoeutopeo", р. 1 sq. Снорри сообщает, что каждый из трех корней уходит в свой родник. Наиболее знамениты – источник мудрейшего из богов Мимира (которому сам Один отдал свой глаз за позволение напиться) и источник судьбы Урд (Urdharbruner). Возможно, более древняя, исконная традиция говорила лиmь об одном подземном источнике. Подобными символизм обнаруживается и в случае с колонной рминсуль, которая, по верованиям саксов, поддерживала небосвод. Как известно, топографические приметы Центра Мира относятся к мифической географии, основанной на воображаемой геометрии. См.: Les Dieux des Germains, р. 17 sq. (р.39, библиография); Du mythe au roman, р. 22 sq. Ср.: Dumezil. Les Dieux des Germains, р. 62 sq. О роли Мирового Древа в обряде инициации у шаманов Северной Азии см.: Eliade. Chamanisme, рр. 49 sq., 145 sq., 163 sq. Трудно определить происхождение шаманических элементов в религии древних германцев, тем более в мифологии и культе Одина-Вотана. Отчасти они восходят к индоевропейскому наследию, но нельзя исключать и североазиатское влияние. В любом случае, важность, придаваемая экстатической технике и верованиями шаманического типа, сближает религию германцев с азиатским шаманством. Шаманы племени юкагиров советуются с черепами своих предков-шаманов; Eliade. Chamanisme, р. 201. Ср.: голова Орфея (§180). Происходит персонификация опьяняющего напитка, который скрепляет соглашение между двумя социальными группами. Дюмезиль проводит параллель с индийской традицией: Loki, р. 102 sq., ср.: Les dieux des Germains, р. 31 sq. Источники указаны в кн.: Turville-Petre. Myth and Religion of the North, р. 38. См.: Eliade. Naissances mystiques, р. 175 и n. 4; Les Daces et les Loups. – (De Zalmoxis a Gengis-Khan, особ. р. 17 sq.). Тацит называет племя гариев (верхнее течение Одера и Вислы), с их черными щитами и окрашенной в черный цвет кожей, "замогильным войском" (exercitusferalis), вида которого не мог вынести ни один противник ("Германия", 43). Vаlhоll, "чертог павших". Валькирии (т.е. "забирающие павших на поле битвы") считались первоначально духами, которые защищают умерших* 49 . Его имя, Тiwaz, родственно именам других индоевропейских богов Неба: Дьяус, Зевс, Юпитер. Вполне вероятно, что у некоторых германских племен небесного бога почитали под именем Ирмина-Гермина; см. ниже. Как отмечает Ян де Фрис, "с точки зрения германцев, нет никакого противоречия между понятиями "бог войны" и "бог правосудия" (Аltgеnnаnisсhе Rеligiоnsgеsсhiсhtе, II, р.13). Ср.: Les Dieux des Gеrmаins, р. 75: "все, что боги приобрели в части своего авторитета, они утратили; они проиграли в моральном и мистическом влиянии: теперь пантеон – это всего лишь проекция земных государств или военных шаек, единственная цель которых – победа и нажива. Жизнь всех человеческих обществ основана на насилии и обмане; так хотя бы теология должна описывать некий божественный порядок, в котором все не так уж совершенно, но есть Митра или Фидес, которые служат гарантом справедливости, образцом божественного устроения". Трудно уточнить, существует ли связь между образом Тора и скандинавскими наскальными рисунками бронзового века, на которых изображен человек, размахивающий секирой. Dumеzil. Les Dieux des Germains, рр. 95-96. Снорри утверждает, что браки между братом и сестрой были обычным явлением среди ванов. Краткое изложение см. в кн.: Davidson. Gods and Myths of Northern Europe, р. 93 sq. Ее отождествляли с Венерой: dies Veneris, Freitag, friday. Вместе с Тором отправляется в страну великанов и злых духов; помогает Одину и Хениру содрать кожу с карлика Андвари, и т.д. См. изложение основных теорий, выдвинутых до 1932 г., в кн.: Jan de Vries . The Probiem of Loki, рр. 10-22 и Dumezil. Loki, р. 109 sq. Ср.: Dumezil, Les Dieux des Germains, р. 97 sq.; Mythe et Ерорее, 1, р. 238 sq. Эта последняя деталь противоречит всему эсхатологическому сценарию; падение Иггдрасиля должно было довершить гибель Мира. Ср.: А. Margaret Arent. Тhe Heroic Pattern, рр. 149, 164 sq. С другой стороны, агиографическая литература имитирует модель жизни героев, описанную в эпосе (Heldensagen); ibidem., р. 165. К. Berg. Тhe Gosforth Cross, р. 27 sq.; Davidson. Gods and Myths, р. 207 sq. В той же церкви был найден камень (возможно, фрагмент креста) с изображением Тора, выуживающего из Океана Мирового Змея Ср.: Otto Hoiler. Germanische Sakrаlkonigtum, 1, р. 12 sq., 350 sq. Впрочем, известен также фракийский бог Збелсурдос. Вторая часть его имени, – surdos, восходит, вероятно, к корню suer, "гудеть, завывать"; он был, следовательно, богом грозы, и греки по праву называли его Зевс Керавний. Ср.: Eliade. De Zalmoxis а Gеngis-Кhаn, р. 58 и прим. 87. См. источники, цитируемые в кн.: Е. Rohde. Psyche, р. 269, n. 1. Известен еще один теоним, Басеареус, что значит "облаченный в длинную лисью шкуру". О ритуалах Сабазия в Афинах см. История веры... т. 1, стр. 334. Rohde. Ор. cit., р. 274. См. источники, цитируемые в кн.: Rohde. р. 275, n. 1. О "восторге", который сопровождал экстатическое соединение с богом, см. ссылки в кн.: Rohde, р. 279, nn. 1-5. Геродот (VI, 111) считал бессов одним из ответвлений племени сатров, но другие авторы (Полибий, Страбон, Плиний и т.д.) определяли их более точно – как отдельный народ. О фракийской практике прорицания см.: Rohde. Op. cit., р. 281 sq. Семена конопли у фракийцев (Помпоний Мела, II, 21) и скифов (Геродот, IV, 73); курение некоторых "плoдoв" у массагетов (Геродот, I, 202). Страбон (VII, 3, 3), пользуясь информацией Посидония, сообщает, что мисийцы отказывались от мясной пищи и довольствовались медом, молоком и сыром. За это их называли "богобоязненными") (theosebeis) и "блуждающими в дыму" (kapnobatar). Возможно, эти термины относились лишь к людям, исполняющим какие-либо религиозные функции, а не к народу в целом. Имя kapnobatai, например, носили танцоры и шаманы, которые курили коноплю для вхождения в экстатический транс (ср.: De Zalmoxis il Gengis-Khan, рр. 50, 67). Страбон добавляет, что среди фракийцев встречаются набожные отшельники, известные под именем ktistai. Они избегают женщин, посвящая себя богу, и живут "свободными от всякого страха" (VIII, 3, 3). Ср.: De Zalmoxis il Gengis-Кhan, гл. V и VIII. См.: Pettazzoni. The Religion of ancient Тhrace, р. 84 sq. Ср.: Gavril Kazarow. Die Denkmaeler des Thrakischen Reitergottes in Bulgarien, 1, n. 528, 835, etc.; Pettazzoni. Op. cit., р. 87 sq. Die alten Тhrakеr, II, р. 62. А. Walde-J.Pokorny. Vergleichendes Worterbuch der indоgеrmanisсhеn Sprahen, 1, 643; D. Decev. Charakteristik der Тhrakischen Sprache, рр. 73, 81. Но см. также: С. Poghirc. Considerations philologiques et linguistiques sur Gebeleizis, р. 359. Ср.: De Za1moxis а Gengis-Кhan, р. 59 sq. В румынской народной мифологии образ пророка Ильи сохраняет множество черт, характерных для бога грозы; это доказывает, по меньшей мере, что Гебелейзис был еще деятельным в момент христианизации Дакии, какое бы имя он ни носил в то время. Можно также допустить, что в дальнейшем, под влиянием религиозного синкретизма, поощряемого главным жрецом и всем жречеством, фигуры Гебелейзиса и Залмоксиса слились в одну (см. далее, стр. 152-153). Вероятно, поэтому Геродот остерегается вдаваться в детали (если – что, однако, не очевидно – его собеседники эти детали ему сообщили): его сдержанность по отношению к мистериям хорошо известна. Однако Геродот признается, что не верит рассказам о Залмоксисе – рабе Пифагора – и что, напротив, он убежден в историческом предшествовании гетского daimon, и это важная деталь. Ср.: I.М Linforth. Oi athanatizontes, Herodotus IV, 93-94. – Classical Philology, 93, 1918, рр. 23-33. Абарид, Аристей из Проконнеса, Гермотим из Клазомены, Эпименнд Критский, Пифагор и др.; см. §182. Только в этом смысле он сопоставим с богом дионисийских мистерий; ср. §206. В другом отрывке (VII, 3, 11), где Страбон представляет жизненный путь Буребисты (70-44), он описывает Декенея как "колдуна (goks), человека, который не просто путешествовал по Египту, но получил там некие основательные знания, благодаря которым, по его словам, мог узнавать волю богов, и вскоре его самого стали считать богом". Ср.: De Zalmoxis а Gengis-Кhan. р. 67 sq. Страбон подчеркивает еще одну деталь: Залмоксис (как и, позже, Декеней) так быстро добился успеха прежде всего благодаря своим познаниям в астрономии и искусстве прорицания. Иордан (VI в. н.э.), опираясь на более ранние источники, в экстравагантной манере описал интерес дакских жрецов к астрономии и естественным наукам ("Гетика", Х1, 69-71). За настойчивым утверждением о знании ими небесных тел может скрываться и верная информация. Ведь храмы в Сармизегетузе и Костештах, урано-солнечный символизм которых не вызывает сомнений, выполняли, видимо, функции календаря. См.: Hadrian Daicoviciu. Il Tempio – Calendario dacio di Sаrmizеgеtuz, III; idem. Dacii, р. 194 sq., 210 sq. Глава XXII

Даже сама оценка источников разбивается надвое: скептики подчеркивают скудость документов и их позднюю датировку; энтузиасты полагают, что не следует путать датировку документа с его возрастом; что, следовательно, при строгом критическом подходе к использованию всех правдоподобных свидетельств можно докопаться до сути того, что принято называть орфизмом. В этом противостоянии двух методологий чувствуются отголоски еще более сильного философского противостояния, возникшего в Греции в VI в. И ощутимого даже в наши дни. Орфей и орфизм – из того разряда вещей, которые сами по себе разжигают полемические страсти. Источники проанализированы в ки.: W.К.С. Guthrie. Orpheus and Greek Rеligiоn, р. 29 sq.; Ivan М. Linforth. Тhe Arts of Orpheus. "Он не осмеливался умереть от любви, как Алкеста; он был намерен отправиться в Аид. Вот почему они (боги) покарали его и сделали так, чтобы он погиб от рук женщин (Платон. Пир, 179d). Ср.: Guthrie. Orpheus, р. 40 sq., р. 66 et fig. 9, ср.: р. 6. О. Kern. Orphicorum Fгаgmеnta, по 113, р. 33. Музы собрали воедино останки и захоронили их в Leibethria на горе Олимп. Eliade. Le Сhamаnismе et les tесhniquеs archaiques de l'extase (1968), р. 307-308. К этому времени уже лучше было известно "варварское" население Фракии и даже скифы, которые кочевали к северу от Черного моря. Ср. список мест поклонения Орфею во Фракии, приведенный в кн.: R. Pettazzoni. La religion dаns lа Greсе аntiquе, р. 114, n. 16. Katabasis eis Hadou (Kern. Orph. Fr., fr. 239 sq., р. 304 sq.). Катабасис из "Одиссеи" (особ. стихи 566-631), по-видимому, предполагает "орфическую" интерполяцию. Guthrie ссылается на отрывок из "Alceste", стих 578, в котором Аполлон изображен среди рысей и львов, а лань танцует перед ним под звук его кифары; The Greeks and their Gods, р. 315. Аполлон заставляет смолкнуть пророчества, произнесенные Орфеем на Лесбосе (Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, 4, 14) – зависть бога или несовместимость двух пророческих техник, "шаманской" и пифийской? Guthrie. The Greeks and their Gods. р. 316 sq. Ионийцы, не отличавшиеся религиозностью, задавались философским вопросом: "Как соотносятся разнообразие мира, в котором мы живем, и первичная единая субстанция, из которой все родилось?". См.: Idem. А Нistory of Greek Philosophy, 1, р. 132. Платон. Государство, 364е, Кратил, 402в, Филеб, 66с; Еврипид. Ипполит, 954; Аристотель. О душе, 410 в 28; Свида приводит длинный список произведений, приписываемых Орфею (Керн, Orph. Fr. N223); ср. критический анализ в: Moulinier. Orphee et l'Orphisme а l'epoque classique, р. 74 sq. "Нищенствующие прорицатели, которые околачиваются у дверей богачей, уверяют их, будто получили от богов, с помощью жертвоприношений и заклинаний способность загладить тяготеющий на ком-либо или на его предках проступок [...]. у жрецов под рукой куча книг Мусея и Орфея, потомков, как говорят, Селены и Муз, и по этим книгам они совершают свои обряды, уверяя не только отдельных лип, но даже правителей государства, будто и для живых, и для мертвых есть способы оправдания и очищения [...]; и эти посвящения, как они их называют, избавляют нас от загробных мучений..." (Платон. Государство, 364b-365а). Кратил. 400с; ср.: Федон, 62b, о "темнице" души. эти отрывки стали предметом нескончаемых Гесиод. Труды и дни, 90 sq., 110 sq. О мистических и эсхатологических ценностях вегетарианства см. тексты с комментарием: Guthrie. Orpheus, р. 197 sq.; особ. толкование: Sabbatucci. Saggio sul misticismo greco, р. 69 sq. Ср. также: Detienne. La cuisine de Pythagore, р. 148 sq. Дамаский в V в. н.э. ещё читал произведение, озаглавленное "Рапсодии Орфея". Некоторые фрагменты, безусловно, древние (VI в. до н.э.); ср.: Guthrie. Orpheus, р. 77 sq., 137-142. Guthrie. The Greeks and their Gods, р. 319. Найден в 1962 году недалеко от города Дервени, в Фессалониках, и датируется IV в. до н.э. Речь идет о комментарии орфического текста, что подтверждает древность и высокий философский уровень подобных писаний Этот вид космогонии напоминает мемфисское богословие (§26), систему Ферекида самосотворение Праджапати (§76). Плутарх. De esu саm. I, гл. VII (Kern. Or. Fr. n. 210); Dion Chrysostoтe, ХХ:Х, 55. Наиболее полная версия содержится у Климента Александрийского. Протрептик, II, 17,2;8,2. Олимпиодор, in Phaed. 84, 22. Пластины из Летелии и Элеферны. Ср.: Orpheus, р. 171 sq., а также новую интерпретацию: Zuntz. Persephone, р. 364 sq. Начало текста заслуживает особого внимания. Посвященный обращается к инфернальным божествам: "Я вышел из общества чистых, о пречистая владычица преисподней, Евкл, Эвболей, и вы, другие бессмертные боги. Могу похвалиться, что принадлежу к вашему блаженному роду. Но я поражен судьбой, как и другие бессмертные боги..." (ср.: Zuntz. Ор. cit., р. 318). В другой табличке содержатся важные подробности: "Я претерпел кару, которой заслуживали мои неправедные деяния... Ныне я, молясь, предстаю пред ослепительной Персефоной, чтобы ее благоволением сподобиться селений святых". Богиня милостиво принимает его: "Приветствую тебя, претерпевшего муку, какой ты никогда прежде не испытывал: Привет, привет, привет тебе, идущему правым путем к священным лугам и к рощам Персефоны". "Погруженные в трясину, они понесут кару за свою нравственную скверну (Государство, 363d; Федон, 69с), как свиньи, любящие валяться в грязи (ср.: Плотин, 1, 6, 6), или же будут напрасно тщиться, наполняя продырявленную бочку или нося воду решетом" (Горгий, 493b; Государство 369е). Образ безумных, которые, по Платону, с ненасытностью предаются неутолимым страстям, в действительности может оказаться карой для тех, которые не прошли очистительных омовений и должны в Аиде постоянно, но тщетно, носить воду для очистительной бани (Р. Cumont. Lux perpetua, р. 245). Pauly-Wissova. Realencyclopadie, s. V. "Mysterien", col. 1287. Кюмон склонен видеть в орфической литературе источник для всей "литературы галлюцинаций", начиная с Плутарха и Апокалипсиса Петра до Данте: ор. cit., р. 246. Ср:. Eliade. Le Chamanisme, р. 395 sq. См.: Eliade. "Locum refrigerii...". "Даже когда он переправится через Ахерон, забвение не овладеет его душой; и где бы он ни пребывал – в царстве теней или в обители солцца – он всегда сохранит в пaмяти увиденное" (Аполлоний Родосский. Аргонавтика, 1, 463). Ср.: Eliade. Aspects du mythe, р. 150 sq. Тренировка и культура памяти занимала важное место в пифагорейских братствах (Диодор, Х, 5; Ямвлиx. Жизнь Пифагора, 78 sq.).Тема "забвения" и припоминания, первые свидетельства о которой связаны с легендарными греческими персонажами VI в., сыграла важную роль в индийских созерцательных и умозрительных техниках; в гностицизме она получит дальнейшее развитие (§130). Eliade. De Zalmoxis а Gengis-Кhan, р. 117. Перечень чудесных легенд о Пифагоре с указанием источников и новой библиографией см. в: Walter Burkert. Weisheit und Wissenschaft, р. 118 sq., 133 sq., 163 sq. (= Lore and Science in Ancient Pythagoreanism, р. 120 sq., 141 sq., 166 sq.). Правда, в этих легендах отсутствуют ссылки на экстатические путешествия шаманского типа. См.: Eliade. De Zаlmоxis а Gengis-Кhan, р. 45, n. 44-45. Ср.: ibid, рр. 45-46, – аналогичные примеры. Они дополняли свои аскетические и нравственные правила изучением музыки, математики и астрономии. Однако известно, что конечная цель этих дисциплин была мистического порядка. В самом деле, если "все есть число" и "все есть гармония противоположностей", то все живущее (включая Космос, ибо он тоже "дышит") родственно. Тот факт, что после Аристотеля престиж этого типа "тотального знания" упал и что научные исследования стали ориентироваться на методологию, которая в XVI-XVII вв. в Европе дала ошеломляющие результаты, отнюдь не свидетельствует об ущербности холистического движения. Речь идет лишь о новой перспективе и о другой ориентации. Ал химия не была химией в зачаточном состоянии. это была дисциплина, сопряженная с иной системой ценностей, ориентированной на другую цель, нежели химия. Так же как и в случае с тантризмом, некоторые более поздние орфические тексты представлены как откровение древнего учения – по крайней мере, в отдельных случаях это можно подтвердить. Аристотель не без лукавства писал, что единственное различие между Платоном и Пифагором, – в терминологии ("Метафизика", 987b, 10 sq.). Но, как справедливо отмечает Буркерт (Lore and Science, р. 44), для Пифагора вещи – это числа. Ср.: Guthrie. Тhe Greeks and their Gods, р. 345 (= Les Greques et leurs Dieus, р. 377); ibid. А Нistory of Greek Phylosophy, vol. VI, р. 329 sq. Eliade. Aspets du Mythe, р. 153-154. См. ibid р. 154 sq. – некоторые наблюдения на предмет аналогий между теорией Идей и платоновским анамнезом и нормами поведения в архаических обществах (ср. также: Le Mythe de l'etemel retour, р. 48 sq.). Вспомним, что индийская метафизика тщательно разработала доктрину о переселении душ (сансара); не соотнося ее, однако, с теорией познания, не говоря уже о политике (§80). Цицерон. Тускуланские беседы, 1,38 (= Diels, А 5). См. другие ссылки в: M.L. West . Early Greek Philosophy and the Orient, р. 25, nn. 1-2. Согласно другой традиции, Ферекид пользовался "финикийскими тайными книгами"; однако здесь мы сталкиваемся с клише, не имеющим научного обоснования (West. Ор. cit., р. 3), хотя восточные влияния на мысль Ферекида представляются значительными (West, р. 34 и sq.). Геродот IV, 93 sq. Ср.: §179. Всё же в другой традиции под катабасисом Пифагора подразумевается вера в подземный мир. Уже Ксенофонт (р. ок. 565 г.) не боялся открыто критиковать гомеровским пантеон, в особенности, антропоморфность богов. Он признавал, что "на небесах над всеми богами и людьми существует бог, образ и мысли которого не имеют ничего общего с обликом и мыслями смертных" (II. В, 23). Даже такой глубоко религиозный автор, как Пиндар, отвергает "невероятные" мифы ("1 Олимпийская ода", 28 sq.). Начиная с неоплатонизма и христианского гнозиса и вплоть до немецкого романтизма, эта концепция будет снова и снова повторяться. Ср.: Eliade. Mephistopheles et l'Androgyne, рр. 121 sq. Даосы верят, что когда человек постигает дао, его тело обрастает перьями. Об австралийских целителях см.: Eliade. Les religions australiennes, р. 136 sq. Эти образы будут повторяться и развиваться у неоплатоников, Отцов Церкви и гностиков. "Мысль (manas) – быстрейшая из птиц", сказано в "Ригведе" (VI, 9, 5). "Тот, кто понимает, имеет крылья" ("Панчавимша-брахмана", IV, 1, 13). Ср.: Burkert. Lore and Science, р. 360. Веру в то, что душа имеет связь с небом и звездами, и даже в то, что она приходит с неба и возвращается туда, разделяли ионийские философы, начиная от Гераклита и Анаксагора; Burkert, р. 362 Достаточно, например, сравнить монографии следующих авторов: A.R. Bum, R.D. Milns, Р. Schachermeyr, Р. Altheim, Peter Green, R.L. Fох. Аристотель, fr. 658. Ср.: Платон. Государство. 470с-471а. Исократ, противник Аристотеля, напротив, утверждал, что теперь слово "эллин" обозначает того, у кого есть некоторое образование, а не того, кто обязан своим происхождением какой-либо этнической группе (Панегирик, 50). Таrn. Alexander the Great, р. 117. Tarn. Ibid, р. 80. Философ Калисфен, который советовал Александру сохранить этот обычай исключительно для азиатов, был впоследствии обвинен в заговоре и казнен. О "замысле proskynesis" см. недавнюю работу: Peter Green. Alexander of Macedon, р. 372 sq. В Западной и Центральной Европе лишь в XVII в. можно было наблюдать подобное увлечение, в частности, увлечение "новым знанием", т.е. новым методом обучения и научного исследования, посредством которого предполагалось оздоровить и реформировать христианский мир. Ср. т. III. Прибыв в Афины ок. 315 г., Зенон в 300 г. открыл свою школу в Расписной стое (Stoa роikile). Сын Афниянина, Эпикур родился на Самосе и, начиная с 306 г., преподавал в Афинах. Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, 6:22. однако, заботясь исключительно о благополучии индивида, киники не интересовались обществом. М. Hadas. From Nationalism to Cosmopolitanism, р. 107 sq.; idem., Hellenistic Culture, рр. 16 sq. W.W. Tarn. Hellenistic Civilisation, р. 79. См.: Carl Schпeider. Kulturgeschichte des Hellenismus, 11, рр. 800 sq., 838 sq., 869 sq. Глава XXIII

Шарипутра, который умер лишь на шесть месяцев раньше Благословенного, оказал огромное влияние на бхикку: он превосходил их всех в "мудрости" и в учености. Некоторые школы считали его самым главным святым после Будды. Этот второй собор является последним историческим событием, о котором упоминается в вероучительных книгах ("Винаяпитака"). Дальнейшая история буддизма с тех пор излагается в других текстах, причем всегда отрывочно и непоследовательно. Это еще одно косвенное доказательство того, что буддизм перенял основные идеи традиционной индийской мысли. Правда, каждая школа и каждая секта считала себя обязанной выработать свою собственную схоластику. Однако этот процесс систематизации был вызван к жизни и подпитывался подлинными философскими творениями. Нельзя рассматривать этот процесс как "народное" явление, поскольку он вдохновлялся, в первую очередь, представителями традиционной индийской культуры. Самое древнее предание допускает, что до вхождения в паринирвану Будда согласился принимать все дары и почести, которые верные будут оказывать ему в течение веков; ср.: Vasubandhu. Abhidharmakosa, IV, рр. 236-246. Часть ее сохранилась только в переводах на тибетский и китайский языки. Можно привести и другие тексты: ср.: Dighanikaya, II, 40; Dhammapada, 288 ("Тот, кто полагает упование на Будду, сядет среди богов"). Ashtasakasrika, ХV, 293 в переводе Е. Conze. Le Bouddhisme, р. 126. Vajracchedika, 3; цит. в: Conze., ibid., р. 128. Как иногда бывает в хинаяне, когда бхикку чувствует неловкость из-за гипертрофированных проявлений поклонения. Нет единого мнения относительно значения его имени. Наиболее убедительными кажутся версии: "Господь (ишвара), смотрящий сверху" (Вurnоuf), или "тот, кто смотрит с состраданием вниз" (Conze). Перевод: Paul Demieville. Version chinoise du Milinda-pallha, р. 166. Avatamsaka-sutra, цит. пo: Соnzе. Ор. cit., р. 154. Boddhhicaryavatara, III, 6 sq., в переводе Finot. XXV глава "Муламадхьямика-карики" полностью посвящена анализу понятия нирваны. См.: Frederick J. Streng. Emptiness, р. 74, sq. Ср.: Streng. Ор. cit., р. 96. Китайский перевод "шикшананды", цит. по: Е. Lamotte. L'Enseignement de Vimalakirti , р. 36. Наряду с философскими трактатами существуют и эпические произведения (переработанный индусский эпос и эпос пуран), легендарные биографии тиртханкар и даже сказки, романы и драмы, не говоря уже о дидактической и научной литературе. За исключением собственно литературы (которая, впрочем, тоже не свободна от нудного дидактизма), огромное наследие джайнов отмечено однообразием и сухостью изложения. Такой тип "консерватизма" является отличительной чертой традиционной индии и сам по себе не несет в себе ничего отрицательного. Но джайнистские произведения действительно перегружены умозрениями и крайне сухо изложены. Возможно, Будда говорил именно о сьяд-ваде, когда критиковал тех верующих, которые уклонялись от ответа на любой задаваемый им вопрос (Дигха 1, 39-42). Он имеет форму диска, в центре которого расположена гора Меру. Ее основание уходит в глубину адской бездны. Вокруг этой горы расположены 15 концентрических земель(названных "островами", двипa), разделенных кругообразными океанами. Центральная земля, Джамбудвипа, состоит из семи областей, пересеченных цепями гор. Люди живу тлишь в южной области, Бхаратаварше (Индия). Остальные земли-острова являются "землями наслаждения" (бхогабхуми), так как их обитателям не нужно трудиться, добывая свой хлеб. Здесь также пребывают и божества светил. Глава XXIV

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Источники
Второе послания к коринфянам

сайт копирайтеров Евгений