Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ж. Дюмезиль трактует правление Юдхиштхиры как реставрацию мира: ср.: Мythe et Ерорее, 1, р. 152 sq. Альф Хильтебайтел, следуя традиционному индийскому толкованию, полагает, что "новый век" начинается с правления Парикшита; ср.: Тhe Mahabharata and Hindu Eschatology, р. 102. "Мысль ведических певцов сконцентрирована на настоящем, на деяниях, которые подтверждаются их прошлыми мифическими подвигами, отдаленное будущее их не интересует". (Dumezil. Mythe et Ерорее, vol. 1, р. 221). Стиг Викандер обратил внимание на тот факт, что отцы пяти Пандавов – Дхарма, Вайю, Индра и Близнецы – соответствуют богам трехчастного ведического пантеона: Митра-Варуна (= Дхарма), Индра (= Вайю и Индра) и Ашвины. Этот пантеон не отражает состояния религии ни в тот период, когда была написана поэма (время, когда происходит возвышение богов Шивы и Вишну), ни в период Вед, когда важную роль играли Сома и Агни. Из этого следует, что содержание "Махабхараты" отсылает нас ко времени параведических и доведических памятников; ср.: Dumezil. Mythe et Ерорее, 1, р. 42 sq. См.: М. Вiardeau. Etudes de mythologie hindoue, III, р. 54. В пуранах Вишну часто описывается диким, опасным, неразумным и "безумным",а Шива всегда представлен в них как бог, которому удается его усмирить. См. тексты, приведенные Дэвидом Кинсли в книге "Тhrough the looking glass" , р. 276 sq. Подробнее об этой взаимодополняемости пишет J. Gonda (Visnuism and Sivaism, р. 87 Особенно "псевдоэпические" и дидактические тексты "Махабхараты" (книги XII, XIII и др.). Такое количество значений действительно соответствует морфологическому разнообразию данного слова; см. Eliade. Le Yoga, р. 157 sq. Это утверждение не может не повлиять на любое западное толкование индийской духовности, так как, если мы беремся воссоздавать историю индийских учений и техник и пытаемся уточнить в последовательности ее инновации, разработку и исправления, то мы не должны забывать, что в Индии исторический контекст "откровения" имеет пределы весьма ограниченные: "появление" или "исчезновение" сотериологической формулировки на горизонте. Истории ничего нам не скажут о ее "происхождении". По индийской традиции, еще раз отчетливо подтвержденной Кришной, различные "исторические моменты" (они же – и моменты космического становления) не создают учение, .а лишь открывают формулы, близкие к вечному посланию. Ср.: Eliade. Le Yoga, р. 161 sq. "Человек деяния" – тот, кто не может отказаться от общественной жизни ради того, чтобы спастись с помощью знания, аскезы и мистического культа. Разумеется, "классический" период даршан санкхьи и йоги опережает на несколько веков составление "Бхагавад-гиты". Однако характерные для них тенденции, а именно методы, разработанные для отделения духа от психоментaльноro опыта, засвидетельствованы уже во времена упанишад. Напомним, что неизбежность переселения душ сделала самоубийство бесполезным. См.: Eliade. La Nostalgie des origines, р. 332 sq. Ср. §104. мы придерживаемся толкования Г. Ньоли; ср.: Eliade. Spirit, Light and seed. С некоторой точки зрения можно было бы сказать, что "Бхагавад-гита" включает в себя древнее понятие общей реальности, представляемой в виде чередования противоположных (по значению), но дополняющих друг друга начал. Глава XXV

Ср.: Fohrer. Нistory of Israelite Religion, р. 328 sq. Сходные идеи – у Захарии (8:9-13 и др.) Бог сотворит суд над всеми врагами Израиля, и столицы их будут обращены в руины, Однако оставшиеся в живых будут участвовать в мессианской трапезе перед лицом Яхве на горе Сион (24:21-25:12). После эсхатологической битвы с народами, виновными перед Яхве и Израилем, начнется райская эпоха изобилия и мира (Иоиль 4:2-3,12; 3:18-21). Fohrer. Ор. cit., р. 340. Пророк Малахия ( V в.) не указывает точно дату "дня Яхве". Самое главное – приготовить себя внутренне, так как "день Его пришествия" (3:2) может наступить в любую минуту . Ис 24:23; 33:22; 43:15; 44:6; "...и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века" (Мих 4:7; ср. 2:13); Зах 9:1-8; и др. См.: S. Mowinckel. Не That Cometh, р. 56 sq. Ср.: Fohrer. Оp.cit.,p.350 Ср. среди пр.: G. Widengren. Sakrales Кonigtum, р. 30 sq.; Mowinckel. Не Тhat Cometh, 280 sq. et passim; Ringgren. Кonig und Messias etc. Ср.: Fohrer, р. 352. А. Caquot. Le judarsme depuis la captivite de Babylone, р. 143. Но по мнению Мортона Смита (который согласен с выводами Келлермана), наоборот – Неемия продолжил реформу, начатую Ездрой; ср.: Palestinian parties and politics that shaped the Old Testament, р. 120 sq. См.: ibid., р. 126 sq. – анализ предпринятых Неемией действий Подобная же экзегеза обосновывает учение махаяны и тантрические техники, а также герметические, апокалиптические и гностические "откровения". Напомним, что книгу Иова многие историки хронологические помещают в эпоху после Плена. Ср.: Morton Smith. Palestinian Parties and Polities that shaped the Old Testament, р. 58 sq., 228 sq. Е. Bickermann. Der Gott der Makkablier, р. 59 sq; V. Tcherikover. Hellenistie Civilization and the Jews, р. 90 sq.; Martin Hengel. Judaism and hellenism, 1, р. 65 sq. Hengel. Judaism and hellenism, 1, р. 154; II, р. 98, n.298 (древние источники и библиографии). Ср. работы: W.A. Albright, C.K. Story и H. Donner, проанализировaнные в: Hengel. Ор. cit., 1, р. 154 sq., II, р. 99. W. Bousset, H.Grеssmann. Die Religion des Judentums im spathellenistisehen Zeitalter (3 ed.), рр. 319, 342 sq.; ср.: Hengel, 1, р. 155. Значение термина неясно; возможно, Коэлет означает "старейшина собрания" или "оратор"; ср.: Hengel. Judaism and Hellenism, I, р. 129. См.: Hengel, библиографические ссылки. Ор. cit., II, р. 77, n. 52. Ср.: Hengel, I, р. 124. В "Похвале предкам" (44:1-49:26) – единственном тексте, не имеющем параллелей в учительных книгах, – Бен Сира славит великих людей библейской истории: Еноха, Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, Моисея и т.д. (Хенгель усматривает в этом тексте аналогию с прославлением героев в эллинистической литературе de viris illustribus [о знаменитых мужах]; ор. cit., 1, стр. 136). Однако порыв автора ослабевает, и "похвала" дает крен в дидактику и, в конце концов, становится монотонной. W. Schenke. Die Chokma (Sophia) in der judischen Hypostasenspeculation, р. 29. Хенгель (1, стр. 160) проводит аналогию с Логосом стоических философов, пронизывающим Космос и придающим ему форму: "Космический Закон (Логос), который есть истинная мудрость, проникающая повсюду, подобен Зевсу" (Зенон в пересказе Диогена Лаэртия, VП, 88). J. Fichter. Die altorientalische Weisheit in israelistisch-judischen Ausprugung, р. ср.: Hengel, 1, р. 162. Согласно Бикерману, речь идет о грекофильствующих экстремистах Иерусалима, которые подтолкнули Антиоха ужесточить гонение; ср.: Der Gott der Makkabuer, р. 120 sq. et passim. Другими виновниками гонения были сами товииты; ср.: Hengel, 1, р. 289. Bickermann. ар. cit., р. 92 sq. Ср.: Hengel. Ор. cit., 1, р. 261 sq.; М. Simon. Jupiter-Yahve, р. 49 sq. Ср.: М. Simon, р. 51. Гонение на Маккавеев и маккавейские войны проанализированы в: Bickermann. Ор. cit.; V. Tcherikover. Hellenistic Civilisation and the Jews, р. 175-234; S.K Eddy. Тhe King is dead, р. 213-256. См. также. Hengel, 1, р. 277 sq. Однако синкретические тенденции продолжали развиваться в Самарни, Заиорданье и особенно в гpекоязычной диаспоре. Ср.: Hengel, 1, р. 308. Ср.: L'Oracle du Potier egyptien, les Oracles de Hystaspe et de la Sibylle etc. Ср.: W Baumgartner. Danielforschung, рр. 214-222; А. Bentzen. Daniel, рр. 57-67; А. Lacoque. Le livre de Daniel, р. 49 sq. Ср.: Eliade. Le mythe de l'eternel retour, р. 133 sq.; М. Hengel, 1, р. 191 sq. В своем экстатическом восхождении на небо Енох видит скрижали, на которых записана вся история (1 Енох 81:1 и сл.) Тот же мотив ср.: Widengren. Тhe Ascension of the Apostle, особ. р. 27 sq. Ср.: Le mythe de l'eternel retour, р. 149 sq.; Р. Volz. Eschatologie, р. 150 sq. Эти клише, свойственные апокалиптической литературе, восходят к обычному сценарию древнейших мифо-ритуальных традиций: конец света и последующее за ним сотворение мира заново. (§12; ср. Аспекты мифа, гл. IV-V). К этому же времени относится 1 книга Еноха (90:33) и труд Ясона Киренейского, написанный вскоре после смерти Иуды Маккавея; ср.: Hengel, р. 196. Иудаизм, по сути дела, упускает из виду, что Сын Человеческий – это вариант мифа о Предвечном Человеке. Иудейская апокалиптика превозносит эсхатологическую роль Сына Человеческого, но не затрагивает вопроса о его предсуществовании; ср.: Mowinckel, Не that Cometh, р. 420 sq. Ф.А. Борш осветил надлежащим образом восточную мифологему "Царь как Предвечный Сын Человеческий"; ср.: Тhe Son of Мan in Myth and Нistorу, р. 89 sq. В той же книге мы вновь находим древнюю идею неизбежного упадка мира: "Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости" (3 Езд 14:10). Дата эсхатона может быть вычислена "мудрыми": см. среди прочего, Даниил, 9:2211 сл.; 1 Еноха 10:12; 89; 90; 17; 4Ездры 14:5; 14:11; и т.д. Ср.: W. Bousset, Religion des Judentums, 2 ed., р. 141 sq. В Кумранских текстах говорится о двух духах, добром и злом, сотворенных Богом (ср. §223) – учение, напоминающее зурванизм (§213). Ср.: Mowinckel. Не That Cometh, р. 280 sq., с богатой библиографией. Эта идея впоследствии будет разработана раввинами; ср.: Мооrе. Judaism, II, р. 375 sq. Sanhedrine, 99 а, где приводятся различные раввиннстические суждення; ср. также: Мoore. Judaism, II, р. 375 sq. Strack und Billerbeck. Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Мidгasch, II, Р.340. Ringgren. La religion d'Isrаel, р. 350; Mowinckel. Ор. cit., р. 382. Рассуждения вокруг мессианского пришествия продолжались среди раввинов в первые века нашей эры. Здесь настойчиво повторяются одни и те же мотивы: гибель язычников, торжество иудеев, радости, коими Бог вознаграждает верных, и т.п. (см. источники, цитируемые в: Moore. Judaism, II, р. 345 sq.). Некоторые тексты присовокупляют, что в тот день все народы обратятся в единобожие, уверуют в Яхве (Moore , II, р. 371). Но дорогое авторам апокалипсисов убеждение в том, что час эсхатона можно вычислить, отмирает. Мессия придет в час, выбранный Богом. А до тех пор верующие должны каяться и повиноваться Закону (ibid., II, р. 350 sq.). По преданию, Енох был одним из патриархов, живших до потопа. "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт 5:24). Ниже мы основываемся, главным образом, на анализе М. Хенгеля (Ор. cit., р. 204 sq.) См. др. примеры в: Mowinckel. Ор. cit., рр. 375 sq., 385 sq. В Индии учение о тайном знании, сообщаемом через инициации, зафиксировано с эпохи упанишад, но развитие оно получило преимущественно в тантрической литературе (ср. т. III). Ср.: Hengel, 1, р. 206 sq.; II, 137, п. 630. Hengel , I, p. 251. Ср: Hengel, 1, р. 312. См. у него же очерк о верованиях и идеях, заимствованных иудеями из восточно-эллинистической культурной среды. Hengel, 1, р. 292 sq. Эсхатология, т.е. "второй плод" в конфронтации с эллинизмом, была той единственной силой, которая могла ограничить всевластие Торы. А власть Торы, в конце концов, установится как над историческим настоящим, так и над космическими ритмами (Ibid., р. 312). Рабби Eliezer В. Hyrcanus (ок. 100 г. н.э.) прославился следующими словами: "Если бы не было Торы, не было бы и Неба с Землей" (цит. у: Hengel, 1, р. 172). См. др. источники в: С.Р. Мoorе. Judaism, I, р. 266 sq., 450 sq. Два века спустя тантризм выдвинет антропокосмическую систему и соответствующий ритуал (ср. т. III). Ср.: Hengel , I, р. 312. Даже в диаспоре примат Торы не оспаривался. Аллегорическая интерпретация не упраздняла буквальный смысл писания, и Филон принимал законы и предписанные запреты Hengel, I, р. 314. Глава XXVI

Например, возведение традиционного бога в ранг божества-покровителя династии: Аполлон для Селевкидов, Зевс для Лагидов, Афина для Аталидов. Обожествление монархов и государственные синкретические культы, например, культ Сераписа в Египте Птолемеев преследовали ту же цель. Ср.: Тат. Hellenistic Civi1ization. р. 340. Стоики пытались исправить астрологический аморализм: они толковали Судьбу как Провидение, которое принимало во внимание нравственный аспект; дескать, именно Провидению принадлежит создание планет. С другой стороны, надо отметить, что в результате астрономических вычислений вавилонян мировую историю решительно стали делить на периоды и кризисы, определяемые планетами. Это новое космо-историческое видение вдохновляет некоторые эсхатологические построения (иудейские апокалипсисы, §202; Золотой век, установленный Августом по окончании гражданских войн, и т.д.). Ср.: А.D Nock. Conversion, рр. 101,288-89; J. Bergman. 1 Оvеrсоmе Fate, Fate Harkens to Ме, р. 39 sq. Ср.: Nock. Ор. cit., р. 102. Удача (casus infestus) более не имеет власти над теми, кто служит ей и почитает Исиду (Апулей. Метаморфозы, XI, 15). Гностики больше не пленники фатума (Лактаний. Установления, II, 6); так как ум (nous) – хозяин Судьбы (ermarmene) и Закона (Corp. Herm. 12, 9). Firmicus Maternus. De errore profanarum religionum, 18. Другие примеры см. в: Eliade. Naissances Mystiques, р. 236. А. Dieterich. Еinе Мithrasliturgie, р. 10, цит. в Naissances Mystiques. р. 236. См. источники, приводимые в: Р. Cumont. Religions orientales, р. 219, n. 43; р. 256, n. 52. Р. Cumont. Textes et Monuments figures relatifs aux Mysteres de Mithra, 1, р. 320 sq. Ср.: R. Reitzenstein. Die hellenistische Mysterienreligionen, р. 29 sq.; S. Аngus. The Mystery Religions and Christianity, р. 106 sq. Ср.: Carl Schneider. Kulturgeschichte des Hellenismus, II, р. 801. Ср:. Jeanmaire. Dionysos, р. 425 sq. См.: F. Cumont. Les religions orientales, р. 197, fig. 12; Lux perpetua, р. 252, fig. 6; ср.: ibid, рр. 405-406. F. Matz. Dionysiake, ор. 16. Ср.: Воуаnсе. Dionysiaca, р. 35, п. 2; Элиаде. История веры, т. 1, стр. 271 и сл. Воуаnсе. Dionysiaca, р. 55. О crepundia, см. также: R. Turcan. Les sarcophages romains а representation dionysiaque, р. 407 sq. Воуаnсе. р. 45. Ср.: Turcan. Du nouveau sur l'initiation dionysiaque, р. 108. Bоуаnсе. р. 44. Остальные сцены посвящения анализируются в: Turcan. Les sarcophages, р. 402 sq. Знаменитые фрески из Виллы Тайн (Villа dei Misteri) в Помпеях, вероятно, относятся к культу Диониса, однако, вопреки мнению тех, кто видит во фресках эпизоды из обрядов посвящения, некоторые авторы считают, что они не имеют отношения к мистериям и не представляют ни мифа о Дионисе, ни этапов посвящения; ср.: G. Zuntz. On The Dionisiac Fresco in the Villа dei Misteri, рр. 180-181. Ср.: F. Cumont. Les religions orientales, р. 203; idem. Symbolisme funeraire, р. 372; idem. Lux perpetua, р. 255, sq. "Понятие палингенеза и представление о том, что новый бог есть периодически вновь являющийся старый, не просто имели очевидное сходство с тем, что предполагали чередование эпифаний и исчезновений (aphanismes) бога, который открывается через пришествия, происходящие раз в год или в два года (triеtёridеs). В план космического времени это понятие легко переносится в циклической форме" (Jeanmaire. Dionysos, рр. 413-414). О дионисийском символизме младенца см. также: Turcan. Les sarcophages, рр. 394 sq., 405 sq., 433 sq. Жанмэр (стр. 416) цитирует Птолемея XI, триумвира Антония, а позже Траяна, Адриана, Антонина. Этот эпизод напоминает хуррито-хеттский миф: Кумарби, Отец богов, оплодотворяет своим семенем камень; ср. §46. Нана – еще одна эпифания Матери (т.е. и Агдитис). Согласно другой версии, Аттис был умерщвлен быком – это древнее предание, так как Геродот (I, 34 и далее) повествует о нем в евгемерической форме. Ср.: Hepding. Attis, р. 202 sq.; Н. Graillot. Le culte de Суbele, р. 396 sq. Сведения относительно календаря праздников довольно поздние (III-IV вв. н.э.; ср.: Библиография к §207). Однако нам важно представить структуру культа в его апогее. Некоторые авторы приводят в связи с этой сценой отрывок из христианского писателя Фирмика Матерна (IV век), описывающего ночной плач вокруг статуи бога, лежащей на носилках. Вдруг вспыхивает свет, и жрец утешает верных: "Ободритесь, мисты, бог невредим; и для вас из муки придет спасение" (De еnоrе рrоfanоrum religionum, 22). Фирмик Матерн не уточняет, о каком культе идет речь, но его описание более всего соответствует культу Осириса; ср.: Hepding. Attis, р. 106; Loisy. Les mуstеrеs paiens et lе mystere chretien, р. 102. Однако нельзя забывать, что между двумя этими религиями существовали структурные сходства; ср.: M.J. Vermaseren. Cybele and Attis, р. 116. Ср. Hepding. Ор. cit., р. 190 sq. Согласно другому толкованию pastos (буквально "комната богини") была пещерой или подземным помещением в самом храме или рядом с ним; попадая туда, мист совершал descensиs ad inferos [схождение в преисподнюю]; см.: Vermaseren. Ор. cit., рр. 117-118. Стоит добавить, что во времена Империи taurobolium и criobolium могли иметь место в любое время года. Их совершали также во здравие императора. Мы придерживаемся толкования Хепдинга (ор. cit., р. 190 sq.) и Луази (Les Mysteres paiens, р. 109 sq). Ср. также: Vermaseren. Ор. cit., р. 118. Но не воздержание от фазана: это – "воздержание чревоугодников" (gulosa abstinentia), Говорил бл. Иероним (Ер. СVII. ad Lactam) , цит. в: Loisy. Ор. cit., р. 89 sq., n. 4. См. уместные здесь наблюдения в: Michel Meslin. Realities psychiques et valeurs religieuses dans les cultes orientaux. р. 297. Уточним, что абсолютная преданность божеству требует обязательного самооскопления. Ритуальное целомудрие может подтверждаться через символический брак. Вторая степень в посвящениях Митры называлась Nymphus, мист становится супругой бога; но этот обряд – чисто духовный; ср.: Meslin. Ор. cit., рр. 302-303. Taurobolio criobolioque in aeternum renatus; надпись, которая приводится у Хепдинга. р. 89. Но иногда тауроболиум повторялся через двадцать лет; см.: Loisy. Ор. cit., р. 119 sq.; Vermaseren. Ор. cit., р. 106. См.: Ruth Stiehl. Тhe origin of the cult of Serapis. Историк проявил такую же щепетильность в отношении самофрaкийских (п. 51) и элевсинских (II, 171) мистерий и орфизма (II, 123). См. некоторые библиографические указания в: F. Cumont. Les religions orientales, р. 243-244, прим. 96-101; ср. также: А. Loisy. Les Mysteres paiens, р. 136 sq.; G. Nagel. Тhe 'Mysteries' of Osiris in Ancient Egypt, р. 124 sq. (тексты из храма в Абидосе). Jan Bergam. Ich bin Isis, рр. 121-240. Эти праздники восходят к знаменитым священным представлениям, устраивавшимся в Абидосе еще в период XII династии. Ср.: Macrob. In Somnium Scipionis, 1,12. Ср.: т. III. В нашем распоряжении имеется также латинский перевод книги "Асклепий", или "Совершенная речь" (Logos teleios), оригинал которой утрачен, и около тридцати отрывков, сохранившихся в "Антологии" Стобея (прибл. 500 г.). Jean Doresse. L'hеrmеtismе egyptianisant, р. 442. Действительно, папирусы с точностью восстановили эллинистические версии некоторых мифов, например, мифа о богине Тефнут, где определенная роль отведена Тоту-Гермесу; ср.: Doresse. р. 449. A.J. Fustugiere. La revelation d'Hermеs Trismegiste, 1, р. 71 sq. Традиция, восходящая ко времени первых Птолемеев, сообщает, что бог Тот, первый Гермес, жил "до потопа"; за ним следовал второй Гермес – Трисмегист, а затем его сын Агатодемон и внук Тат. Все эти персонажи упоминаются в трактате "Коrё Kosmou". Генеалогия – подлинно египетская. Греческий оригинал восходит к III в. до н.э.; ср.: Festugiere, Ор. cit., 1, р. 122 sq. Festugiere . Hermеtismе et mystique раyеnnе, р. 43. Ibid., р. 44. См. т. III; ср.: Forgerons et Alchimistes (2-е 6d., 1977), рр. 147 sq., 181 sq. Мир – это "живое бессмертное" ("Corpus Неrmeticum". VIII, 1); он называется "богом" или "великим богом"" именно через мир открывается "невидимый бог" (C.Н, V,2). Festugiere. Hermetisme et mystique раyеnnе, р. 37; ср.: Revelation. 1, р. 84 sq. Festugiere . Hermetisme, р. 38; ср.: Revelation, 1, р. 81 sq. Согласно IV трактату "Corpus Неrmеtiсum", в начале Времен Бог наполнил разумом (nous) некий кратер: те, кто погружаются в этот сосуд, становятся "совершенными людьми". Фестюжьер показал, что здесь мы имеем дело со смешением двух обрядов, существовавших в мистериях: 1) испитие священного напитка, взятого из кратера, и 2) очистительное омовение при посвящении; ср.: Le bарtеsmе dans le cratere (переиздано в: Hermetisme et mystique раyеnnе, р. 100-112), р. 108. Фестюжьер в свое время проанализировал клише, характерное для эллинистической эпохи: перенесение обряда – в виде метафоры – из культовых мистерий в то, что автор называет "литературной мистерией". Но такое перенесение все равно сохраняет религиозную ценность: оно будит воображение читателя и раскрывает ему глубинный смысл мистерий. Сабеяне имели в качестве "пророков" Гермеса и Агатодемона, и им был довольно хорошо известен IV трактат "Corpus Неrmеtiсum", который называется "Кратер". Согласно R. и Н. Kahane, "кратер" – то же самое, что и Грааль. R. и Н. Kahane. Тhe Кrater and the Grail: Hermetic sources of the Parzifal; idem. Hermetism In the Alfonsine Tradition. См.: Eliade. Forgerons et Alchimistes (2-е 6d., 1977), р. 123 sq. Sherwood Taylor. А Survey of Greek Alchemy, р. 110. Ср. У того же автора: Origins of Greek Аlchemy, р. 42 sq. C.-G. Jung. Die Visionen des Zosimus, р. 153 sq. Ср.: Eliade. Le chamanisme, р. 52 sq. etpassim. C.-G. Jung. Psychologie und Alchemie, р. 416 sq., Юнг говорит об освобождении, через алхимическое действо, anima mundi из плена Материи. Такая концепция, гностическая по своему происхождению и структуре, несомненно, разделялась некоторыми алхимиками: к тому же, она вливалась в тот поток эсхатологической мысли, который должен был привести к апокатастазису Космоса. Однако, по крайней мере, в начале, алхимия не говорила о том, что anima mundi находится в плену у Материи, хотя та все еще подспудно ощущалась как Terra Mater. См.: т. III данного труда. Глава XXVII

Обожествление живых правителей, характерное для эллинистической эпохи, засвидетельствовано и у Аршакидов; известно, по крайней мере, три таких примера; ср.: J. Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran ancien, р. 225, (с библиографией).. Bidez, Р. Cumont. Les Mages hellenises, 1, р. 217; G. Widengren. Les religions de l'Iran, 8 sq.; J.R. Hinnels. Тhе Zoroastrian Doctrine of Salvation, р. 147 sq. F. Cumont. La Fin du monde selon les mages occidentaux, р. 93 sq.; J.Bidez, F.Cumont. Les Mages hellenises, 1, р. 218 sq. Justin. XXXVII, 2; Plutarque. Quaest. Conviv. 1, 6, 2; Widengren. Ор. cit., р. 266 sq.; idem. La legende royal de l'Iran antique, passim. Виденгрен (Rochgottglaube im alten Iran, р. 310) полагал, что обнаружил его имя на дощечках из Nuzi (XIII-XII вв.). Но Е.А. Speiser показал, что это имя должно читаться как Zarwa(n) и что оно является именем хурритской богини; ср.: Annual оf American School оf Oriental Research, XVI, 1936, р. 99, nn. 47-48. Ghirshman. – Artibus Asiae, 28 (1958), р. 37 sq.; Duchesne-Guillemin. Ор. cit., р. 146. Текст Эвдемия был издан в: Bidez, Cumont. Les Mages hellenises, II, рр. 69-70; ср.: 1, р. 62 sq. Widengren. Hochgottglaube, р. 232 sq., Zaehner. Zurvan, а Zoroastrian Dilemma, р. 89 sq. Поскольку, согласно Эвдемию, Зурван почитался магами, т.е. сначала в Мидии, трудно установить, объясняется ли молчание Заратустры по этому поводу причинами полемическими, или оно просто свидетельствует о скромном значении или даже отсутствия того божества Времени и Судьбы в среде, близкой пророку. Текст Плутарха поставлен под сомнение Виденгреном (Rel. De l'Iran, р. 244 sq.), где приведена недавняя библиография по проблеме. Eznik. Contre les sectes, II, chap. 8, текст, переведенный в: R.C. Zaehner. Zurvan. рр. 438-439. Езник справедливо счел, что Зурван был гермафродитом. Но другие, более поздние авторы говорят о некоей "матери" или "супруге" Зурвана; ср.: Zaehner. Ор. cit., р. 63 sq., pp. 423, 428. См. тексты Езника и Теодора бар Коная, приведенные в: Bidez, Cumont. Ор. cit., II, рр. 89-92; Zaehner , р. 421 sq. (ср. их дискуссию, ibid., р. 54 sq.). См. наш очерк: Le Diable et le Bon Dieu. – De Zalmoxis а Gengis-Khan, рр. 81-230. Ср.: S. Levi. La doctrine du sacrifice dans les Brahmanas (1898), р. 138. Виденгрен выявил связи между зурванизмом и мидийскими магами; ср.: Rel. De l'Iran, р. 320 sq. Тексты переведены в: Zaehner. Zurvan, рр. 435, 439, 440 sq. Ср.: комментарий Duchesne-Guillemin, р. 186 sq.; Widengren. Ор. cit., р. 317 sq. Nyberg. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdeennes, рр. 89 sq.; Zaenher. Zurvan, р. 221 sq.; Widengren. Ор. cit., р. 317 sq. См.: Widengren. Ор. cit., р. 319, n.4; ср.: Гомер. Илиада 1,70. 19 См. тексты, переведенные в: Zaehner. Ор. cit., р. 278, Тексты в: Zaehner. ibid., рр. 232 и 283; ср.: Widengren. Ор. cit., р. 318 sq. Ср.: Vyberg. Questions de cosmogonie, р. 57; Zaehner. Ор. cit., рр. 54, 97 sq. Фрагмент 1 гл. "Буидахишна" в переводе Виденгрена (ор. cit., р. 325). Denkart (м 839; 1-5), по поводу экзегезы текста гат о двух Духах ("Ясна", 30.3); ср.: Duchesne-Guillemin. р. 185 sq. В "Бундахишнее" (Ch. 1, 1; Zaehner. Teachings of the Magi, р. 35) у Ормазда есть еще три имени: Время, Пространство и Вера. Четверичность воспринята от зурванизма, она необходима для объяснения Творения; ср.: Duchesne-Guillemin. рр. 309-310. Zaehner. Teachings of the Magi, р. 30. См. другие тексты, приведенные и прокомментированные в: Duchesne-Guillemin. Ор. cit., рр. 310-311; ср. также: Mary Воусе. Нistory of Zoroastranism, 1, р. 229 sq. Pand Namak i Zartusht (= Le Livre de conseils de Zartusht), строфа 2, перев. в: Н. Corbin. Le Temps cyclique dans le mazdeisme, р. 151. Bundahishn, chap. I, перев. в: Zaehner. Zurvan, р. 336'70. Для маздеизма радикальный дуализм Мани представлял собой самую настоящую ересь. Денкарт VI, 264, перев. в: S. Shaked. Some notes on Ahrеman, р. 230 Из его костного мозга произрастают все годные для еды и лекарственные растения, из его семени происходят все полезные животные. В этом можно узнать отголоски мифа типа "Хаинувеле"; ср. §11. Об убийстве Быка ср.: Duchesne-Guillemin, рр. 323-24; Mary Boусе. Ор. cit., рр. 138 sq., 231. Ахриман не может больше напасть на Небо, так как теперь вооруженные копьями фраваши стоят на страже "небесной крепости": ср.: Zaehner. Dawn and Twilight of Zоrоаstrianism, р. 270. Bundahishn, перев. в: Zaehner. Teachings of the Magi, р. 145; ср.: idem. Zurvаn, р. 352. Greater Bundahishn, XIV, §14, перев. в: Zaehner. Teachings, р. 73; другой перевод в: Christensen. Le рrеmiеr homme et lе рrеmiеr roi, 1, рр. 19-20. Денкарт. 7:1, 4, перев. в: Mole. Culte, mythе et соsmоlоgiе dans l'Iran ancien, р. 504. См. тексты, приведенные Моле, и его комментарий, ор. cit., рр. 485 sq.; 521. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism, р. 267. См. отрывки из "Денкарта", перевод и комментарии: Zaehner. Ор. cit., р. 273 sq. См.: Bundahishn, 34: 23; Duchesne-Guillemin. Ор. cit., р. 350 sq. Zaehner. Dawn and Twilight, р. 309 sq. Здесь, конечно, речь идет об эсхатологическом индоевропейском мифе, сохранившемся и в брахманистской Индии, и у древних германцев; ср. §§177, 192. Mеnоk IX rat, 8:11-15; Dеnkart XII, 13; §297; ср. другие источники, приведеииые в: Duchesne-Guillemin. р. 351, Zaehner. Ор. cit., рр. 314 sq., 351, Widengren. Rel. De l'Iran, р. 230 sq. Все прочие литературные, эпиграфические и археологические источники, касающиеся этого культа и его проникновении на Запад, датируются не ранее, чем первыми веками христианской эры. Ср.: G. Dumezil. Legendes sur les Nartes, р. 192 sq. Al-Вiruni. India (перев. Sachau), II, р. 10. G. Widengren. Iranisch-semitische Kulturbegegnung, р. 65; idem. Les religions de l'Iran, р. 269. См. др. примеры в: S. Hartman. Gayomart, р. 60, n.2, р. 180, n. 6. Ср. также I. Gershevitch. – Mithraic Studies, рр. 85 sq., 356. Ср.: Eliade. Mephistopheles et l'Androgyne, р. 61 sq.; idem. De Zalmoxis а Gengis-Кhan, р. 37 sq. F. Cumont. Les Mysteres de Mithra (2е ed), р. 113. Ср.: idem. Textes et Monuments figures relatifs аuх Mysteres de Мithra, 1, рр. 179 sq., 186 sq.* 74 Виденгрен напоминает о поздневавилонском ритуале, Каlu, который состоит в жертвоприношении быка для обеспечения космического плодородия; ср.: Iranisch-semitische Ku1turbegegnung, р. 51 sq. Аналогичные интерпретации таврохтонии (заклания быка) см.: J.R. Hinnels (ed.) Мitraiс Studies, р. 305 sq. Вообще же, начиная с Н. Windischmann (1859), многие иранологи отметили поразительное сходство между Митрой и Саошьяитом. Из последних работ см.: Нinnels. Ор. cit., р. 311 (n. 132 и ссылки). Ср.: Cumont. Textes et Monumentes figures, 1,. р. 317 и II, р. 42, где цитируется отрывок из Порфирия (De abstinentia IV, 16). Tertullian. De preascr. Haeret. 40 (cp.: Textes et Monuments, II, р. 51). Loisy. Mysteres paiens et mystere chretien, р. 173. Неизвестно, в чем заключалось испытание при посвящении в степень corax; согласно Порфирию (De abst. IV, 16), степень "ворона" – вспомогательная (отметим, что ворон – еще и посланец, передающий Митре приказ Солнца принести в жертву быка). Особыми эмблемами степени nymphus были: факел (свадебный факел), диадема (намек на Венеру) и лампа, символ "нового света", отныне доступного мисту. Tertullian. De corona, 15 (=Textes et Monuments, II, р. 50). Porphyr. De antro nymph. 15 (=Textes et Monuments, П, р. 40). Медом мазали язык новорожденному. В иранской традиции мед – лунного происхождения. Ср.: Cumont. Ор. cit., 1, р. 320. Псевдо-Августин. Quaest. vet. etnovi Test. 114, 12 (=Textes et Monuments, II, 8). Кое-кто сомневается в достоверности этой информации, но, как замечает Луази, "ее грубый, варварский характер как раз свидетельствует в пользу ее аутентичности; описание же нашего автора заставляет предположить, что у сцены была символическая интерпретация, смысла которой он не понял или не захотел ее привести" (ор. cit., р. 183). Р. Cumont. Les religions orientales, р. 142, рl. ХШ. Другие рисунки из святилища Митры в Каnуе воспроизведены в: Vermaseren. Mithras, fig. 51-53, рр. 132-133. Cumont. Les Mysteres de Мithra, р. 135. Ferrua. Il mitreo sotto lа chiesa di Santa Prisca, р. 72 sq.; G. Becatti. Scavi di Ostia, II:1. Мitrei (Rome, 1954), р. 108 sq. Ср.: Widengren. The Mithraic Mysteries р. 453. Ср.: I.P. Каnе. The Mithraic cult meal in its Greek and Roman environment, р. 343 sq. Ср. John R. Нinnel. Christianity and the Mystery Cults, р. 20. См. том III настоящего исследования. Глава XXVIII

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй от Гаутамы Будды до триумфа христианства 11 послание
Мастерское изложение элиаде самых сложных религиозных доктрин дает возможность для дальнейшего

сайт копирайтеров Евгений