Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии “Наука” РАН: 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12

Printed in Russia

Отношение между естественной теологией и гуманистической культурой. Ее развитие в качестве классической теологии гуманизма и ее неудача в сопротивлении радикальной секуляризации гуманистической традиции. Новое отношение к религии, которое характеризует реакцию против Просвещения. Романтическая философия религии и исследование символа и мифа. Концепция эволюционного развития и сравнительное изучение религий. Влияние антропологии и психологии на исследование религии. Развитие сравнительного религиоведения на протяжении последних шестидесяти лет. Необходимость утверждения теологических оснований.

I

(i)

Условия джиффордского учреждения1 предполагают существование такой науки, как естественная теология, в чью компетенцию входит изучение природы Божественного Бытия и отношения к Нему человека и универсума — величайшей из возможных, но тем не менее строго естественной науки и одной из тех, что имеют большое значение для человеческой культуры.

1 Лекции, читавшиеся на учрежденной посмертной волей лорда Джиффорда кафедре естественной религии в Эдинбургском университете. Среди джиффордских лекторов были такие известные философы, теологи и религиоведы, как У. Джеймс, А. К. Фрэзер, Дж. Дьюи, К. Лёвит и др.

Это громадное требование, но оно отрицается сегодня большинством современных философов и многими современными теологами. Однако историк не может не осознавать, что за великая традиция стоит за этим требованием — традиция, которая имеет непосредственное отношение к основному направлению западной мысли. Ибо естественная теология — это теология, которая была естественной для гуманизма, и ее возникновение и упадок следуют за возникновением и упадком самой гуманистической культуры. С эпохи Возрождения до XVIII столетия и даже позднее развитие естественной теологии шло рука об руку с развитием гуманизма. И если сегодня естественная теология жестоко подавляется соединенными усилиями диалектической теологии и диалектического материализма, гуманистическая культура также теряет свой престиж, и вся структура рационального космоса западного человека потрясена до оснований.

Гуманистическая культура была, по сути, культурой интеллектуальной элиты. Она никогда не являлась полностью самодостаточным организмом, подобно великим религиозным культурам древнейших времен. Она была скорее искусственным образованием, наложенным на уже существовавшее тело христианского общества. Однако несмотря на этот искусственный вторичный характер, она являлась активной и творческой силой, влияние которой до сих пор ощущается в каждом аспекте жизни Запада. Действительно, в течение столетий, когда западное христианство так глубоко было разделено полемикой и сектантством, религиозными войнами и религиозными преследованиями, именно гуманизм стал главным объединяющим элементом в европейской культуре, поскольку именно он обеспечил единственное основание, на котором представители различных наций и различных церквей смогли встретиться на равных. Другими словами, общее образование и общая письменная культура заняли место общей веры и communio sacrorum2 в качестве главной оставшейся связи европейского единства.

2 Священной общины (лат.).

Но хотя гуманизм и связан столь тесно с секуляризацией европейской культуры, он никоим образом не был всецело иррелигиозным. Я думаю, в этом отношении современные апологеты и почитатели гуманистов сослужили им дурную службу, с тем результатом, что расхожая концепция Ренессанса и гуманистической культуры является ошибочной и односторонней. Не в Поджо, Макиавелли или Ванини3 мы найдем типичных представителей гуманистического отношения к религии, но в Эразме, Море и христианских платониках. Новое понимание благ природы, достоинства человека и рациональный оптимизм гуманистического этоса требовали для своего оправдания естественной теологии. Гуманисты смотрели на мир как на рациональный порядок, который может быть объяснен только в качестве создания божественного Разума, в качестве создания божественного искусства, которое демонстрирует умственные способности божественного Художника.

3 Поджо Браччолини (1389-1459) — папский секретарь и канцлер Флорентийской республики. Никколо Макиавелли (1469-1527) — секретарь и дипломатический агент Флорентийской республики. Лючилио Ванина (1585-1619) — неаполитанский священник и вольнодумец; путешествовал по Европе, в Лондоне был посажен в тюрьму и в конце концов казнен в Тулузе как атеист (Прим. К. Доусона.)

Итог этому гуманистическому взгляду был подведен Кампанеллой в знаменитом сонете, где он говорит о видимом мире природы как о книге, в которой Бог открывает Свою силу, Свою мудрость и Свою доброту. Именно человек призван быть интерпретатором этих божественных иероглифов, поскольку по своему сознанию и по своей духовной природе он обладает врожденным сходством с божественным Творцом.

Il mondo e il libra dove il Senno eterno

scrisse i propri concetti, e vivo tempio

dove, pingendo i gesti e'l proprio esempio,

di statue vive ото I'imo e'l superno;

perch'ogni spirto qui I'arte e'l governo

leggere e contemplar, per поп farsi empio,

debba, e dir possa: lo I'universo adempio,

Dio contemplando a tutte cose interno.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Иной форме от христианских идеалистов справа до диалектических материалистов слева эти идеалы
Сможем понять его культурные достижения

сайт копирайтеров Евгений