Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Животное тело высшего типа имеет две стороны, и пока что у нас речь шла лишь об одной из них. Второе, более широкое определение позволяет нам обнаружить различие между растительной и животной жизнью. Но это различие не сводится до уровня, фиксируемого с педантичной точностью. Есть один определенный вид опыта, который проявляется у животного тела. Но сказать это—еще только полдела.

Другая половина дела в том, что тело состоит из различных центров опыта, накладывающих свою форму выражения друг на друга. Чувствование (feeling) (в том смысле, как это слово здесь употребляется) или схватывание (prehension) представляет собой рецепцию различных видов выразительности. Так, животное тело состоит из сущностей, которые взаимно выражают и чувствуют друг друга. Выражения суть данные чувства, рассеянного в окружении, а живое тело представляет собой достаточно тесное сочетание главных сторон опыта, а именно выразительности и чувства. В силу такой организации возникает согласованное разнообразие чувствований в высшей сущности, каковая и есть некоторое животное, рассматриваемое в качестве одного переживающего субъекта.

Таким образом, само животное и различные части его тела, рассматриваемые как самостоятельные центры опыта,

355

оказываются в некотором смысле на одном уровне а именно: они представляют собой центры опыта, ярко выражающие себя друг другу и чувствующие в силу наличия таких взаимных выражений.

В ином смысле животное как особый центр опыта находится на более высоком уровне, чем подчиненные ему другие телесные центры, ибо таковые специализированы. Им доступны только отдельные типы эмоционального переживания, но недоступны все другие. В теле происходит сложная координация огромного количества эмоциональных типов. Телесная организация такова, что единство переживания одного животного как ощущающего существа получает сложное разнообразие опыта от этих телесных активностей. Поэтому комбинированные данные чувства в животном центре находятся на более высоком уровне, чем соответствующие данные его других телесных центров.

Когда речь идет о растениях, телесные организации совершенно лишены какого-либо центра опыта высокой степени сложности приобретенных выражений или же врожденных данных. Растение символизирует собой демократию. В животном же доминирует один или более центров опыта. Но подобное доминирование очень четко ограничено. Выражения находящегося в центре лидера относятся к восприятию данных о своем теле.

Таким образом, животное тело демонстрирует ограниченное доминирование по крайней мере одной из составляющих его активностей выражения. Если доминирующая активность будет отделена от всего остального тела, то тогда разрушится всякая координация, и тело умрет. В то же время в растении исходная «демократия» может подразделяться на меньшие «демократии», которые легко выживают без очевидной потери функциональной выразительности.

Разумеется, наше утверждение упрощает суть дела. В первую очередь различие между животными и растениями не является столь резким. Отдельные следы доминирования наблюдаются в растениях, а отдельные следы демократической независимости — в животных. К примеру, некоторые части животного тела сохраняют свою жизненную активность, будучи отделенными от всего тела. Но при этом происходит ослабление разнообразия энергии и способности выживания. Однако при допущении такого ослабления растительные характеристики равенства и не, зависимости по-прежнему проявляются. Так что обычная растительная жизнь и высшие животные представляют собой крайности в том сбивающем с толку множестве телесных образований, которое мы называем «живые существа».

356

Мы также не обращали внимания на дифференциацию функций, которая в равной степени обнаруживается и v растений, и у животных. Обычному наблюдению доступно наличие у растений корней, ветвей, листьев, цветов и семян. А детализированное наблюдение со стороны ботаников дополняет эти очевидные примеры дифференциации сотнями других функциональных активностей составляющих всю физиологию растительной жизни.

Когда же мы обращаемся к животному телу, то становится очевидным, что понятие полного доминирования направляющего опыта требует ограничения. Имеются подчиненные агенты, которые оказывают существенное влияние на функционирование тела. Одним из многочисленных примеров является сердце. Деятельность сердца в таком плане необходима для выживания тела, которое контрастирует с предназначением наших ног. Нога ведь может быть ампутирована без нанесения какого-либо урона внутреннему функционированию тела. Сердце же существенно необходимо. Так что высшие экземпляры животного тела скорее напоминают феодальное сообщество с одним сюзереном.

Завершающее единство животного интеллекта также представляет собой орган реагирования на новые ситуации, орган, устанавливающий требуемую новизну реакции. В конце концов сюзерен впадает в обычную конвенциональность, накладываемую на таких подчиненных ему правителей, как сердце. Животная жизнь может реагировать на конвенциональные новинки с помощью своих конвенциональных приспособлений. Но руководящий принцип лишен важной способности к внезапному введению какой-либо значительной новизны.

Тела высших животных несколько напоминают сложное сообщество насекомых типа муравьев. Но отдельные насекомые, очевидно, больше способны приспосабливаться к своим проблемам, нежели все их сообщество в целом. Противоположное характерно для животных.

357

К примеру, умная собака более способна адаптироваться к новым условиям жизни, чем сердце, функционирующее в ее теле. Собаку можно обучить, а вот сердце должно действовать в очень жестких рамках.

2. Если мы обратимся к человечеству, то увидим, что природа в этом случае сумела преодолеть еще одну из своих границ. Произошло полное изменение степени значимости различных функций центральной активности наслаждения (enjoymenta) и выражения. Концептуальное постижение нереализованной возможности становится главным фактором человеческой духовности. Таким путем вводится нечто безусловно новое, которое иногда благословляют, иногда проклинают, а иногда патентуют или же защищают авторским правом. Определение человечества указывает, что в этом роде животных центральная активность развивалась в связи с ее отношением к новизне. Это отношение двояко. Имеется новизна, проистекающая из всего разнообразия телесных выражений. Подобная новизна требует определенного решения в отношении сведения ее к согласованному выражению.

Далее новизна переживания вводится путем постижения невыраженных возможностей. Этой второй стороной оказывается приращение концептуального опыта человечества. Характеристикой концептуального переживания служит чувство того, что может быть, и того, что могло бы быть. Это—постижение альтернативы. В своем наивысшем развитии оно становится постижением идеала. Оно подчеркивает то самое чувство значимости, которое мы обсуждали в предыдущей лекции. И это чувство проявляет себя в таких своих разновидностях, как моральное чувство, мистическое чувство религии, чувство утонченной гармонии (adjustment), каковым является прекрасное, чувство необходимости взаимосвязи, оказывающееся пониманием, а также чувство различения отдельных факторов, которое есть сознание.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 11 существование
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 7 событие
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 8 события
В утверждении старой доктрины относительно широты мышления
Однако же среди всей неопределенности ощущений упорно утверждается тот поток событий

сайт копирайтеров Евгений