Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

268


например, брабантские и голландские мастера. Ко
второй группе относятся художники, которые хотя
и придерживаются природы, но посредством раз-
мышления и вкуса выбирают из нее лучшее. К этой
группе относятся художники римской и болонской
школы. Третью, высшую группу составляют те ху-
дожники, которые из отдельных элементов приро-
ды создают силой творческого гения идеальные
формы, которых нет в природе. Так творили антич-
ные художники. Для того чтобы создать истинно
художественные произведения искусства, необхо-
димо, насколько это возможно, подражать грече-
ским образцам.

Таким образом, принцип подражания природе
в эстетике классицизма превращается в конечном
счете в принцип подражания искусству древних и
рационально выведенным из него нормам и пра-
вилам вкуса. Для того чтобы приблизиться к при-
роде, у искусства есть только один путь — подра-
жание образцам древнего искусства. В этом пунк-
те эстетика Зульцера смыкается с эстетической
теорией Винкельмана.

Высшим пунктом в развитии немецкого Просве щения является эстетика выдающегося немецкого драматурга и мыслителя Готхольда Эфраима Лес синга (1729—1781). В формировании эстетических взглядов Лессинга большую роль сыграла его борьба с эстетикой классицизма. Он резко высту пал против эстетики Готтшеда, обосновывающей незыблемость классицистических норм и правил в искусстве и литературе, против классицисти-
ческой теории драмы Корнеля, стремясь восстано-
вить аристотелевскую теорию трагического очище-
ния. Вместе с тем Лессинг выступал против уравнове-
шенного классицизма Винкельмана. Его уже не
удовлетворял пластический идеал спокойного ве-
личия, ограничивающий и сковывающий все мно гообразие человеческой природы. В противо-
полож ность винкельмановской эстетике Лессинг вводил в искусство принцип движения, развития, борьбы страстей. В обосновании этих идей состоит пафос его «Лаокоона» (1766),

269


В своих работах Лессинг постоянно выступал
за расширение границ искусства. Он утверждал,
что его предметом должна быть не красота, но все
«общеинтересное». По его словам, искусство «по-
дражает теперь, как обыкновенно говорится, всей
видимой природе, в которой красота составляет
лишь малую часть. Истина и выразительность яв-
ляются его главным законом, и так же, как сама
природа часто приносит красоту в жертву высшим
целям, так и художник должен подчинять ее основ-
ному устремлению и не пытаться воплощать ее в
большей мере, чем это позволяют правда и вы-
разительность» (96, 396—397).

Выступая против классицизма, за расширение
выразительных возможностей искусства, Лессинг
горячо ратовал за демократизацию искусства, за
выражение в нем идей и чувств «среднего» чело-
века. Эта тенденция красной нитью проходит че-
рез одно из важнейших сочинений Лессинга —
«Гамбургская драматургия» (1767—1769). Высту-
пая за демократический, национальный театр, Лес-
синг пишет здесь: «Имена принцев и героев могут
придать пьесе пышность и величие, но нисколько
не способствуют ее трогательности... Если мы со-
чувствуем королям, то просто как людям, а не как
королям» (там же, 520).

В своей «Гамбургской драматургии» Лессинг
развил античное учение о катарсисе, пытаясь вос-
становить истинное значение учения Аристотеля,
освободив его от узкоморалистических трактовок в
духе эстетики классицизма.

Наиболее полно классицистическое истолкова-
ние катарсиса было дано известным французским
драматургом Корнелем.

Корнель, как и многие другие классицисты,
приписывал катарсису назидательное, дидактиче-
ское значение. Так, например, смысл трагедии
«Эдип» Корнель видел в том, что она очищает на-
ше стремление к предугаданию будущего, дает
нравоучительный урок о вреде предсказаний.

Попытку выработать исторически правильное
понимание учения о катарсисе предпринял Лес-
синг.

270


Прежде всего Лессинг выступил против класси-
цистических трактовок катарсиса. Лессинг считал
ошибочным мнение Корнеля о том, что страх и со-
страдание— это только орудия, с помощью кото-
рых очищаются все отрицательные человеческие
чувства — гнев, ненависть, честолюбие, страх, за-
висть.

Более близкий Аристотелю Лессинг считал пра-
вильной точку зрения Дасье, высказанную в его
комментариях к переводу «Поэтики» Аристотеля
(1692). Согласно Дасье, посредством страха и со-
страдания очищаются все человеческие страсти, в
' том числе и сами аффекты страха и сострадания.
Но вслед за Корнелем Дасье истолковывал страх
и сострадание лишь как средство, умаляющее или
ослабляющее страсти человека. Это, по мнению
Лессинга, не отражает сущности трагического ощу-
щения, как представлял его себе Аристотель.

В противоположность эстетике классицизма
Лессинг считал, что очищение не только не подав-
ляет страсти человека, не только не ослабляет
аффекты «страха» и «сострадания», но, напротив,
развивает и укрепляет их, усиливая таким образом
нашу способность к состраданию, то есть к отзыв-
чивости и общительности. Трагическое очищение,
следовательно, не только смягчает, но и возбуж-
дает социальные страсти человека.

Согласно Лессингу, обе страсти, вызываемые
трагическим катарсисом,— страх и сострадание —
необходимо между собой связаны, так что «то бед-
ствие, которому предстоит вызвать наше сострада-
ние, должно непременно иметь такое свойство, что-
бы мы страшились его и за нас самих или за одного
из близких нам. Где нет этого страха, там не
может быть места и состраданию (там же, 571).

Для Лессинга аристотелевское учение не было
предметом чисто академического изучения. Он пы-
тался использовать теорию катарсиса для обосно-
вания новой теории драмы, для утверждения бое-
вых и глубоко гражданских позиций просветитель-
ского реализма. Трагедия, если она стремится
к очищению социальных страстей, должна, по его
мнению, изображать события, близкие нам,

271


могущие вызвать чувство сострадания. Очищение и
связанные с ним чувства сострадания и страха тем
сильнее и глубже, чем ближе образы искусства
нравственным и эстетическим интересам современ-
ного человека.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Оно имеет определение особенности искусства возвышенное
В этом отношении его учение явилось контроверсией пи фагорейской эстетики
Для романтического искусства характерен ин терес к внутренней
Идеи английского просвещения носили умеренный характер
В понятии сентиментального шиллер отразил характер современного искусства как искусства рефлексии

сайт копирайтеров Евгений