Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первые академии искусств возникли в эпоху
Возрождения как добровольные и независимые от
государства организации художников, поэтов и
писателей. Однако начиная с XVII в. академии,
особенно во Франции, постепенно превращаются в
официальные органы, служащие удобным средст-
вом для цензуры и регламентации в области ис-
кусства. Кардинал Ришелье основал в 1634 г .
Французскую академию, которая была призвана
следить за чистотой французского языка. Такую
же роль стала играть и созданная в 1648 г . Ака-
демия живописи и архитектуры. С деятельностью
этих академий тесно связано развитие эстетики и
теории искусства классицизма.

Философской основой эстетики классицизма
был рационализм. Во Франции рационалистиче-
ская философия получила глубокое теоретическое
развитие в работах выдающегося ученого и фи-
лософа Рене Декарта (1596—1650) *. Декарт

* Французский исследователь Эмиль Кранц
в своей работе «Эстетика Декарта» (1882) (на русском язы-
ке его работа появилась под названием «Опыт философии
литературы. Декарт и французский классицизм» в 1902 г .)
несомненно преувеличивает значение философии Декарта, вы-

203


сформулировал основные принципы рационализма,
утверждал', что не ощущение, а разум является
основой познания. Выдвигая свой знаменитый прин-
цип cogito ergo sum, он доказывал, что единствен-
ным достоверным критерием существования явля-
ется мысль, сознание. Рационалистический подход
к искусству проявился уже в первом сочине-
нии Декарта «Компендиум о музыке» (1618), в
котором он утверждал, что цель музыки состоит
в пробуждении аффектов. Но все эти аффекты
должны быть упорядочены, приведены в равнове-
сие, в гармонию. На этой основе Декарт разви-
вает свою теорию эстетического восприятия. Тот
объект будет восприниматься легче и проще, в ко-
тором меньше диспропорций между частями. При
восприятии прекрасного чувства не должны испы-
тывать утомления. Прекрасный объект должен быть
простым, ясным, лишенным диспропорции, но вме-
сте с тем и включать разнообразие как «самое
приятное свойство всех вещей». «Среди чувствен-
ных объектов наиболее приятным для души явля-
ется не то, что легче всего воспринимается чув-
ством, и не то, что воспринимается труднее всего,
а то, что воспринимается не настолько легко, что-
бы естественная устремленность ощущений к пред-
метам получила сразу свое полное удовлетворе-
ние, и не настолько трудно, чтобы ощущение утом-
лялось» (121, 343).

Ту же мысль Декарт развивает и в своем более
позднем сочинении — «Трактате о страстях» (1649),
где он доказывает, что страсти должны быть не
подавлены, а как-то гармонизированы, приведены
в состояние умеренности.

Непосредственное влияние рационалистической
философии Декарта проявляется в знаменитом
трактате Буало «Искусство поэзии» (1674), явив-
шемся сводом норм и канонов эстетики классицизма.
Написанное в форме подражания «Посланиям
к Пизонам» Горация, это сочинение содержит
наставления в области поэтического творчест-

водя из нее все характерные особенности французского клас-
сицизма. Но вместе с тем это влияние нельзя и недооцени-
вать.

204


ва. Но наряду с этим Буало выражает и более
общие эстетические принципы классицизма. В со-
ответствии с принципами рационализма он дока-
зывает приоритет мысли над словом, идеи над ху-
дожественным выражением. В области искусства
определяющее значение имеет разум. Чувственное
многообразие художественного выражения долж-
но уступить место ясности и определенности ра-
зума, которые составляют главную ценность и
содержание произведения искусства.

Ведь рифма лишь раба, послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудку здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную она дает ему (34, 40).

Таким образом, ясность идеи — основное усло-
вие красоты. Ради нее следует отказываться от
всякого жизненного многообразия.

Как теоретик классицизма, Буало обосновывал
иерархию «высоких» и «низких» жанров, развивал
теорию «трех единств», выступал против свойст-
венного барокко смешения комического и траги-
ческого, возвышенного и низкого. С этим связана
полемика Буало против такого жанра поэзии, как
бурлеск. Выступая против бурлескной поэзии
Скаррона и д'Ассузи, Буало пишет:

Чуждайтесь жуткого: оно всегда уродство;

В простейшем стиле все ж должно быть благородство.

Рассудку вопреки стиль площадной, бурлеск,

Пленяя новизной, слепя, явил нам блеск;

Плодя безвкусицу своих острот вульгарных,

Ворвался на Парнас жаргон рядов базарных:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Идеалом красоты явля ется женская красота
Такое искусство платон считал вредным в со циальном
Несколько в ином русле развиваются эстети ческие идеи
Дидро обосновывал связь искусства
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 6 пропорции

сайт копирайтеров Евгений