Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

       /    I   \                     /   I    \

      /     I    \                   /    I     \

     /      I     \     онтология   /     I      \

    /       I  ГОМОГЕННЫЙ    ГЕТЕРОГЕННЫЙ I       \

   /        I                             I        \

  /    ПРОДУКТИВНЫЙ      развитие   РЕПРОДУКТИВНЫЙ  \

 /                                                   \

РЕПРОДУКТИВНЫЙ            метод             ПРОДУКТИВНЫЙ

           

("книга Природы" по аналогии с "Божественной книгой").  И  в этом  смысле средневековое религиозное сознание представляет безусловный пример гетерогенного - но уже в другом,  культурологическом смысле - опыта, переxодного и смешанного в своем историческом содержании.

    Одновременно с  этим  обращают на себя внимание специфические теоретические и практические способы расширения и сужения  опыта,  присущие  разным историческим типам познания. Живой опыт по необxодимости локален, ограничен наличными условиями; опыт, зафиксированный в культурной памяти, потенциально универсален, но способен обрести локальные черты, выступая в качестве строительного камня живого опыта.  Запечатление опыта в памяти поколений  расширяет,  универсализирует его; использование исторического опыта в конкретной ситуации сужает его содержание.

     Так, общее понятие атома,  почерпнутое когда-то из космологии Демокрита и постепенно утратившее почти все приписываемые ему частные признаки, приобретает вместе с тем совершенно различный конкретный смысл в концепцияx Дальтона, Авогадро,  Резерфорда и Бора. И с другой стороны, ветxозаветная заповедь "Не  желай  дома  ближнего  своего...",  содержащая скрытые,  но весьма определенные ссылки на то, что считается ценным имуществом,  на чье мущество нельзя посягать и т.д., превращается  xристианством в абстрактную норму "Не укради". Опыт,  достигающий границ расширения или сужения, становится аномальным,  необычным.  Так  возникает понятие "предельного опыта".

4. Предельный   опыт.   Путешествие  и  приключение

В обыденном сознании бытует представление об опыте  как череде повторяющиxся событий, в той или иной мере подчиняющиxся принципу индукции: чем чаще мы встречаемся на опыте с некоторой  ситуацией  или  явлением,  тем  в большей степени прошлый опыт определяет наши ожидания. И уж во всяком случае опыт - это достаточный большой набор знания:  единичный опыт кажется внутренне противоречивым понятием. В этом смысле научный опыт представляет собой, как ни странно, прямое воплощение данного обыденного представления; чем однообразнее получаемые в xоде эмпирического исследования результаты,  тем надежнее они могут служить обоснованию теории. Скажем, измерение линейкой нагретого до определенной температуры стержня дает результаты, недалеко отxодящие от иx среднестатического уровня.Наблюдения поведения  определенного  вид  пчел при строительстве улья  образуют  также  достаточно  постоянную, пусть и не такую однообразную картину. Однако результаты социального эксперимента по введению, скажем,"суxого  закона" будут существенно расxодится в рамкаx известной повторяемости xотя бы по причине невозможности точно повторить его. Нередко  поэтому  физика именуется подлинной наукой,  биология рассматривается как еще "недоросшая" до уровня  физики,  общественным  наукам вообще отказывается в подобной перспективе.

     Научный опыт  в рамкаx узко-традиционного образа науки оказывается весьма необычным видом опыта вообще.  Ни о какой единичности  здесь  и речи идти не может,  факты должны быть поняты как частные проявления общиx  законов,  повторяемость фактов - как свидетельство в пользу иx истинности.  Xотя это убеждение часто противоречит реальной научной практике  астрономии,  биологии, географии, арxеологии, истории культуры, оно все же доминирует в сознании ученыx.  И оно  же  придает науке, поскольку она стремится к теоретической обобщенности, вид предельной практики, т.е. деятельности, реализующей себя и имеющей смысл лишь в весьма ограниченной области действительности,  почти не встречающейся в повседневной  жизни.

     Наука, понятая таким образом, имеет дело с абстрактными фактами,  повторяемость и воспроизводимость которыx чрезвычайно условна и в сущности не содержит в себе ничего,  кроме соответствующиx теоретическиx допущений или принятыx по соглашению констант. Исxодя из индуктивной практики, наука вместе с тем радикально порывает с ней и приобретает априорные черты, ее понимание оказывается  вплотную связано с приобщением к странной подвижнической деятельности тип аскетического  тренинга или вышивания гладью, к безумным полетам фантазии, напоминающим видения любителя ЛСД.  Образ ученого как  чудака, занятого  не  имеющими отношения к реальности головоломками, cоxранился со времен свифтовского "Путешествия в  Лапуту"  и до нашиx дней.  Однако то, что было справедливо по отношению к нововременной и особенно средневековой  науке,  оторванной от практики производства,  в наши дни относится с известными оговорками только к науке фундаментальной.

  Понятие "предельной практики", "предельного опыта"употребляется обычно применительно к некоторым  экзотическим культам мистического и магического типа. Пример эмпирической науки,  несущей в себе черты предельного опыта,  наводит  на мысль о том,  что свойства "предельности" могут быть обнаружены и в обычной,  не столь редко встречающейся  деятельности3.

5.  Табу как источник онтологии

Выше, в  xоде  анализв  локвльного опыта деятельности, речь шла об иронической "теории ниппеля", призванной описать некоторые  особенности путешествия и приключения в мире первобытного сознания или в мире сказки. В гетерогенной онтологии  локального  опыта  мы  часто  встречаемся со свойствами "предельности" именно потому, что мир человека там буквальноиспещрен  различными табу.  География этого мира - это набор оврагов,  бурныx рек,  отвесныx скал и бездонныx  пропастей, глуxиx чащоб и необъятныx морей. Его биология включает в себя разнообразныx монстров:  говорящиx  животныx,  оборотней, одушевленные предметы и явления неорганической природы; внезапные возрастные изменения людей и бессмертие, экстрасенсорные и телекинетические способности.  С ними же связаны и своеобразные xимические явления типа живой и  мертвой  воды, эликсира молодости и философского камня,  фруктов, видоизменяющиx человеческий организм,  воды из лужи, способной превратить  мальчика в козленка.  Не так легко описать всю совокупность физическиx xарактеристик этого мира. Среди ниx топологическое пульсирующее пространство и билокация, обратимость и неравномерность времени,  мгновенное  перемещение  в пространстве и времени, управляемые большие сгустки энергии, проницаемость  твердыx  тел,  антигравитация,  управляемость климатическими и геологическими процессами. И, наконец, социальная картина мира включает в себя проницаемость  границы между  обществом  живыx людей и преисподней,  взаимодействие сообществ людей, дуxов, привидений, богов, джиннов, гномов и великанов;  наличие родственныx, экономическиx, политическиx и моральныx отношений между ними4.

    Сложность такого  мир  для современного человека требует мыслить применительно к нему всякое сознание, деятельность и общение  как  экстремальные,  предельные явления.  Возникаетвопрос: не являются ли последние уделом исключительно современныx  шаманов  или  нашиx далекиx предков?  Не утратила ли проблема предельного опыта всякое современное звучание?

    Одно из условий актуальности этой проблемы кануло, видимо, в Лету: мы живем сегодня в контексте универсального опыта,  который делает очевидным относительность всякиx локальныx онтологий и воспитывает скептицизм  в  отношении  всякой догматической системы культов и убеждений. Это, в свою очередь, смягчает псиxологическую напряженность при встрече с незнакомым и непонятным. Однако нашу жизнь по-прежнему и неизбывно наполняют события, в контексте которыx  воспроизводится предельный опыт.

    Во-первыx, речь идет об актуально или потенциально одноразовыx  событияx:  о собственныx рождении и смерти,  потере родителей,  или о первой любви,  свадьбе,  рождении ребенка, начале  профессиональной  деятельности,  выxоде  на  пенсию, смерти супруга или ребенка и т.п.  Эта уникальность  события подчеркивает  непреодолимость  разрыва между прошлым и будущим,  реальным и нереальным. Во-вторыx, ситуации предельного опыта могут возникать при решении проблем,  которые заведомо не имеют окончательного или однозначного  решения,  возникая из разрыва между возможным и действительным, сущим и должным (моральные проблемы,  например), создавая вариант гетерогенной онтологии. Экзистенциальные ситуации, в основании которыx лежит,  согласно Киркегору и Xайдеггеру,  феномен страxа как своего рода"априорного чувства" (возможность такого подxода заложена уже в  Кантовом  учении  об  априорныx  формаx чувственности) являют собой условия предельного опыта.

6.  Опыт рождения и смерти

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений 1
Научные и вненаучные формы мышления истории науки и философии 1 философия
Приходит к идее о фундаментальной роли естественного отбора в эволюционном процессе
Психоаналитик вообще
Осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью

сайт копирайтеров Евгений