Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

б) Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности.

в) Теоретико-научный редукционизм. В его основе представление о возможности выработать универсальный стандарт научности. Это представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию теоретико-научного редукционизма. Согласно первой из них, универсальный стандарт научности может быть сформулирован на базе "наиболее развитой" и " совершенной" области знания или даже теории. Согласно второй гипотезе, все прочие области познания "подтянутся" к выработанному таким образом стандарту научности.

                В соответствии со стратегией теоретико-научного редукционизма сегодня многие ученые и философы эталон научности усматривают в естествознании, а в самом естествознании чаще всего обращаются к физике. Однако ориентация на физику ни в истории, ни в современности не является единственной. Более того, сегодня возникает вопрос о границах стратегии теоретико-научного редукционизма в целом.

г) Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. В соответствии с классическими представлениями  фундаменталистски обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных (социально-экономических, культурно-исторических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью.

                Указанные основоположения далеко не всегда в явной форме выступали исходными принципами множества конкретных философско-методологических программ. К числу важных факторов, приведших к кризису классического идеала, относится постепенное "накопление" кризисов этих конкретных программ. На определенном этапе происходит как бы "переключение гештальта" и эти кризисы, расценивавшиеся ранее как частные неудачи реализации классических основоположений, начинают осознаваться как симптом гораздо более существенного, фундаментального кризиса.

5.Формы классического идеала

                Конкретные философские концепции, в которых получил свое выражение классический идеал научного знания, очень многообразны. Тем не менее его важнейшие формы коррелируют с некоторыми реальными образцами научного знания. Этими важнейшими формами являются:

а) математический идеал научности,

б) физикалистский идеал,

в) гуманитарно-научный идеал

                В математическом идеале в качестве универсальных рассматривают следующие признаки: логическая ясность, строго дедуктивный характер, непреложность выводов, обеспечиваемая неприятием эмпирии в качестве научного аргумента, непротиворечивость как главный критерий научности.

                В физикалистском идеале главную роль играет эмпирия, физические "аксиомы" детерминированы эмпиричкой информацией. Заключения физики не так непреложны как математические;  имеется логическая возможность нарушения физических законов. Структура знания рассматривается как гипотетико-дедуктивная, а само знание как имеющее вероятностный характер. Познавательный интерес физического исследования фиксирован не столько на предельной строгости и законченности теории, сколько на раскрытии реального содержания теоретических положений, на развитии теории с целью охвата ею большего класса явлений. Научность гипотезы определяется здесь прежде всего успешностью объяснений и прогнозов.

                Сторонники гуманитарно-научного идеала усматривают его особенности прежде всего в следующих двух пунктах:

1) Более широкая трактовка субъекта познания. Субъект гуманитано-научного познания должен быть не только носителем "чистого разума", но человеком со всеми его способностями и возможностями, со всеми его чувствами, желаниями и интересами.

2) Роль этого субъекта не сводится только к участию в познавательном процессе, но распространяется также на оценку познавательных реззультатов. Другими словами, социкультурные интересы входят в определенной мере в сами стандарты научности.

                В настоящем докладе, к сожалению, нет возможности подробно анализироват эти идеалы и рассматривать историю их развития. Я напомню лишь несколько примеров:

Попытки использовать геометрию Евклида как образец для медицины (Геродикос), теории артиллерийского искусства (Тарталья), философии (Спиноза), всех наук (Декарт).

В качетве другого примера можно назвать попытки сторонников физикалистского идеала рассматривать математику как эмпирическую науку (Бэкон, Локк); создать "социальную механику", "социальную физику; использовать физику как образец для всех наук (неопозитивизм). С другой стороны имеются проекты сторонников гуманитарно-научного  идеала реконструировать естествознание таким образом, чтобы оно давало только позитивные в моральном и социальном аспектах результаты (Л.Толстой, Г.Маркузе).

                На основании исследования истории идеалов научности я могу утверждать:

а) Все попытки реализации классических основоположений оказались неудачными.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самопознанию обязаноnbsp
Реликтово сохранявшиеся религиозные представления о мире их научным эквивалентом
Со своей стороны гипотезы открытым
Но лишь в философииnbsp
Широко сегодня обсуждаемый в психологии т мышление восприятия

сайт копирайтеров Евгений