Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

прощения себе. Если тот, кто сам нанес вред, мучается этим, то, насколько возможно, с ним нужно помириться. Если же он не хочет вернуться к дружбе, нужно умолять его самому с лучшими чувствами, потому что кто смог простить, тот оправдан перед Богом. Если требуются добрые дела, то нет ничего для вымаливания милосердия Господа более действенного, чем в любви подражать примеру Христа, который, вися на кресте, молил за тех, из-за кого был пригвождён к кресту, и распятые с ним поносили его. Подражать его примеру - простить от души и безвозмездно, что бы люди ни нагрешили против нас, и я не знаю труда более, он особенно требует помощи Господа.

И всё-таки в этом случае помогает дух в болезни, который усмиряет человеческую необузданность и обращает более снисходительно к прощению. К другой части относятся те, кто впадает в беспокойство, как только испытывает обычные мучения болезни, и многие из них верят, что исповедь, евхаристия и миропомазание сильно ускоряют смерть. И надеются они, в самом деле, что так будет больше надежды на восстановление здоровья, или что скорбный дух умножает болезнь, или что нередко здоровье телесное, напротив, проистекает из души, и наконец, что Бог скорее услышит молитву о выздоровлении, чем о невыздоровлении. Затем приглашают они священника, обладающего образованной речью, так как он знает, кого следует словом поддержать, а кого так утихомирить беседой своей, чтобы не скакал чрезмерно больной, обманывая себя, и не впадал несвоевременно в отчаяние, и не разбивал бы в щепки трость свою, но и не гасил тлеющий фитиль.

Поистине, каждая из двух частей грешна во многом. Не наудачу следует допускать людей к больному, но тех, чья беседа помогает. Эти люди препятствуют тому, чтобы взгляд больного не возвратился к грешным чувствам, как например, к постыдным удовольствиям, или другому чему-либо, либо к смертельным врагам. На труд же медиков не следует ни особенно полагаться, ни отвергать его. Высшую надежду возлагать надо на Бога, Который как единственный поместил душу в тело, так единственный и изымет, когда захочет. Между тем, следует обращаться к медикам, если не видим, что Господь испытывает нас, в особенности при болезни быстродействующей, которую медики называют "острой". Множество врачей вредит, и много больных часто губило множество медиков. Несмотря на показное рвение, пока один из них другого убедит, и всякий стремится показать себя сведущим в ущерб другому, а тем временем лекарство следует за лекарством, так что уже не служит и улучшению здоровья больного. Более того, когда мучит близкая опасность, они употребляют действеннейшие утешения, обманывая отходящего человека и самих себя обманывая общепринятыми малоэффективными лекарствами. Подобно тому, как некто назначает похоронить себя в одеянии того или иного монашеского ордена, или в молитве Богу обещает объявить наследником, в случае выздоровления, орден Картузианцев.

Насколько лучше посоветовать больному, чтобы воздерживался от такого рода обетов в болезни, достаточно того, если задумал изменить к лучшему свою жизнь. Здоровый человек обдумывает, как поддержать образ жизни, свободный от страха и треволнений. Неприятно Господу неразумное обещание. Глупо то, что исторгает ужас из напуганной души. Кто-либо говорит, не думая медлить: "Я в течение года ради Тебя, Господи, достигну Иерусалима, или взберусь в жилище св. Петра на голых коленях, или вступлю в пещеру Патриция, которая расположена возле Хиберны". Другие люди убеждены, что хороший монастырь или орден спасает человека своими добрыми делами. Не отрицаю, большое утешение в сообществе со святыми, но что такое расчетливое соглашение зачтётся Богом - сомневаюсь. Я полагаю, более действенное средство от отчаяния, - если заботимся о том, чтобы находиться пред очами всей общности Церкви, пред очами, кои широко раскрыты, заключая в себе всех благочестивых людей с начала мира, угодивших Богу и пребывающих с ангелами в сообществе. Всё это братство обетами и молитвами поддерживает страждущего, добиваясь блестящей победы. Почему же бросит щит тот, кто имеет такое многочисленное войско в поддержку? Если даёт надежду одна молитва монастырская, то настолько больше молитвы вселенского монастыря?

Не для того я это сказал, что нецелесообразно молиться одному человеку, или что менее полезной вещью считаю молитвы небольшого числа людей, в особенности молитвы, проистекающие от христианской свободы и любви, но для того я сказал, что для поддержания надежды у больного более полезно созерцание вселенской общности. Но наиболее действенное утешение - никогда не отрывать глаз веры от Христа, который всего Себя нам посвятил, коего имеем мы защитником пред Богом, Который всегда говорит: "Идите ко Мне все страждущие и обременённые, и Я успокою вас". В щели Его камня укроется, в ранах Его спрячется больной человек, и будет защищён от Сатаны. Не погибнут окрылённые духом от ядовитого укуса, если вера их не отвратит пристального взгляда от знака вечного спасения. Христос, на кресте распятый, есть знак триумфа, знак победы, знак славы непреходящей. Для нас Он сражался, для нас победил, для нас приготовил триумф так, чтобы в нас неустанно бодрствовало око веры. В человеческой битве важным условием победы является то, чтобы, так хвалил Алкивиад у Сократа, никогда не дремать. Но в том столкновении, которое дано нам с врагом духовным, в глазах тоже вся надежда на победу, но очень важно различие. Там человек озирается во все стороны, напряжёнными глазами, чтобы видеть, откуда подбирается враг; здесь же, будучи слепы и глухи к злоречиям Сатаны, не отведём глаз от знака благодати и напряжём слух к голосу Спасителя.

Сатана проникает в душу тем, кто преумножает гнев Божий. Но Христос, распятый на кресте, являл доказательство милосердия Божия. Сатана набрасывается на тех, кто впадает в отчаяние. Христос свидетельствует тем, кто воодушевляется надеждой. Ведь вера имеет как бы и глаза, и уши. И тем, и другим путём достигает души Дух святой, говорящий: "Слыши, дщерь, и смотри, и приложи ухо твоё". Слушай, что предписывает обет твой, и смотри, что сулит, и если покажется тебе невозможным быть помещённым в такое блаженство в Господе Иисусе - к такому счастью избранных во Христе попасть, - преклони ухо твоё к тому, что превосходит человеческий рассудок. Из-за того ты поверишь, потому что Господь есть Тот, Кто обещал, и Его милосердие не менее непостижимо, чем всемогущество.

Не вслушивайся, что тебе внушает плоть, Сатана, или человеческий рассудок - что они внушают, кроме отчаяния?! Но слушай, что внушает Господь, внушает же Он мир народу своему. Народ Господень есть Церковь, род особый и племя приобретения, в коем будь и услышишь Господне обетование мира. Он отыскивает "и сверх святых своих". Здесь вновь перебивает слабость человеческая, восклицая: "О, стыд мне, ибо погружен я в грех, могу ли быть в сообществе со святыми?"

Однако не говорится: "Сверх святых или Моисея", но "сверх святых своих". Святые эти суть, кто через Сына освящён. Если ещё не нашла успокоения душа, слушай, что Он отвечает. Не взвешивай величины преступлений, лишь раскайся и услышишь внутри Господне обетование мира. Это будет Слово мира, которое услышала та известная грешница: "Вера твоя спасла тебя, иди с миром". Скажи вместе с Давидом, но скажи от души: "Согрешил, Господи". Двух слов достаточно, и явную кару обратишь в милосердие. Такие уши были у того, кто сказал: "Жертву всесожжения за грехи не желаешь, слух же совершенствуешь мой". О глазах говорит псалом 12-й: "Просвети очи мои, да не усну я сном смертным, да не скажет враг мой: "я одолел его". Видишь ли, что здесь победа более от глаз зависит, чем от рук? Телесные очи затемнит смерть, но не будет того, чтобы похвалялся над нами враг наш, доколе светит вера нам в душу, никогда не отводящую глаз от Христа распятого. Разве не тому весь этот псалом посвящён, чтобы человека в бою укрепить и в грозящем отчаянии ободрить созерцанием божественного милосердия? Поэтому следует: "Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь", - то есть, если в вере пошатнусь.

Слышишь ли ты огромную опасность, но прибегни к лучшей защите: "Я же уповаю на милосердие Твоё". Но откуда надежда на милосердие? "Сердце мое возрадуется о спасении Твоём, воспою Господу, облагодетельствовавшему меня". Спасительное средство Бога есть Христос, и нет иного имени, коим нам можно спастись. Такую силу имеет для нас созерцание Христова распятия, что отчаяние обращается в надежду, а надежда превращается в ликование. Об этом тот, кто прежде в отчаянии говорил: "И возрадуются гонители мои", - ныне говорит: "Сердце моё возрадуется о спасении Твоём". Слышишь победу, теперь послушай триумф: "Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня".

Кто не имеет своего блага, о котором поёт, воспевает благо, которым щедро одарил Бог через Сына. Если понадеемся на наши добродеяния, то возликует противник наш; если же в Господе Христе укрепим святой якорь надежды, падёт мёртвым враг наш, как сказано в Послании к римлянам: "Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нас и всего? Кто будет обвинять избранников Божьих? Бог оправдает их. Кто осуждает?" Таково помышление, чтобы ты видел порядок вещей неизвращённым, и достигнет защиты Христа, победы, тот, кого видели плачущим, а враг, уже ликовавший, отступит, разбитый и сломленный. Эта чудесная победа веры, о которой говорил Св. Иоанн: "Всякий, рождённый от Бога, побеждает мир, и она есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий, Коего Отец предназначил быть жертвой за грехи рода человеческого?"

В этом положении будет находиться, доколе осаждает его, доколе нападает враг, не имея возможности победить. В этом последнем поединке всеми силами враг старается, чтобы больного привести в отчаяние, которое среди других прегрешений является тяжелейшим. В этом случае должно стараться, чтобы страждущего со всех сторон окружали те, кто поддержит в нём надежду и укрепит его душу. Этому поможет и изображение Распятия, помещенное перед глазами больного; оно тотчас же воскресит слабую память страждущего. Хорошо также поместить здесь изображения святых, в коих Господь пожелал запечатлеть свидетельства своей благости и милосердия: Евангельскую грешницу, Петра, плачущего после того, как он отрёкся от Господа, и подобное тому. Затем необходимо зачтение вслух мест святого Писания, кои показывают нам бесконечное милосердие Божье и любовь Его к роду людскому; в особенности место о том, как Господь Иисус ради спасения мира в деяниях и муках славу обрёл.

Есть бесчисленное количество мест такого рода, могущих принести большое действенное утешение колеблющейся душе. В этот момент Сатана нагромождает в человеческом уме всё, что может погасить искру веры и надежды. Он превозносит величие и справедливость Бога, столько раз отвергнутые и поруганные человеком; распространяется о Его мягкости и щедрости, во всю жизнь пренебрегаемой и отвергаемой человеком, обращая в аргумент отчаяния то, что должно поддерживать надежду на прощение. Сатана приводит на память все даром растраченные годы, все упущенные случаи, когда представлялась возможность сделать благо, и если даже нечто и правильно изображено, то он искажает превратным толкованием. Соблазняет он и веру человека, дабы усомнился тот в авторитете Писания и догматах, кои даёт нам Церковь, вводит Сатана в душу человека рассуждения философов и еретиков и их запутанные вопросы о сотворении мира и его искуплении, о бессмертии душ, о воскресении тел, о Христе - был ли он истинным Богом и человеком, обрядах Церкви - какую силу они имеют, о предвидении и предопределении Божьем, всё оборачивая к недоверию и отчаянию, искажая даже свидетельства Писания, суть которого в Самом Господе, Творце Писания. Этому помогают, при неблагоприятном стечении обстоятельств, мучения болезни, страх смерти, ужас геенны, слабость природного ума и мрачность души, чем недуг отягчается. Враг спешит к человеку склонному к соблазну, употребляя все уловки, чтобы пошатнувшегося низвергнуть и опрокинуть.

Однако не следует бороться с нечестивым, но должно с твёрдой верой обратить душу к любви Христовой; таким образом не следует с Сатаной спорить, но, отклоняя нечестивого, нужно сказать: "Изыди, Сатана, мне нельзя сомневаться в том, чему учит Церковь, просвящённая Духом святым, и достаточно держаться веры в то, что не могу умом постигнуть". Рассказывают кое-что не из Св. Писания, но всё же весьма подходящее к тому, о чём мы сейчас ведём речь, о двух людях, веру которых в приближении смерти искушал дьявол. Один был сведущ в философии, другой же был только христианином невежественным и простым. Спросил Сатана первого, как он верует: Бог ли Христос или человек, от Девы ли рождён, будет ли воскрешение мёртвых? И тот принялся показывать свои познания в философии, не имея возможности соединить в единое то, что не имеет никакой связи, как например, конечное и бесконечное, сотворённое и несотворённое. Кроме того, за пределами земного понимания то, что Дева родила без соития с мужчиной, и нет возвращения (по Аристотелю, князю философов) из отрицания в прежний образ. Чего более? Поколебался человек и был низвергнут; враг удалился победителем.

Второго, невежественного, Сатана стал расспрашивать о том, как он верует. Тот отвечал кратко, что верит Церкви. Когда же набросился на него Сатана:

- Как же верует Церковь? Ответил: "Как и я".

- А ты как?

- Как Церковь.

- А как Церковь?!

- Как и я!

Побеждённый этим неискушенным в спорах, но стойким в простой вере человеком, Искуситель удалился. Этих ответов достаточно, чтобы отогнать хитрого врага. С наибольшей силой нападает Сатана на невежественного и сомневающего. Если же пристанет Враг или человек нечестивый, как три ипостаси могут иметь свою сущность и как различаются - пусть отвечает человек: то так, как верит Церковь. Каким образом тело может быть в различных местах в одно и тоже время, и каким образом в Евхаристии тело человека может ограничиваться наименьшими размерами? Пусть отвечают: как верит Церковь. Далее: каков огонь в преисподней и каким образом вещь телесная переходит в субстанцию бестелесную? Пусть отвечают: как верит Церковь. Если же нужно что-то отвечать, пусть кратко отвечает или из символа Апостолов, который больному необходимо ежедневно читать, или из Св. Писания или из Духа веры.

Сатана будет указывать на множество грехов человека и, оборотясь как бы к Богу, скажет человеку:

- Отврати лицо от грехов моих, и оглянись на лик Иисуса Христа твоего. Злодеяния твои многочисленнее песчинок на берегу морском.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Народ господень есть церковь человека человек
Было защитника
В которых отразилось великое милосердие господне

сайт копирайтеров Евгений