Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вместе с тем “диалектика”для Платона есть путь (methodos), или движение, мысли - через неистинное к истинному. Именно поэтому наряду с учением об использовании противоречий как всего лишь отрицательных условий освобождения знания от сбивчивости и неистинности Платон в ряде мест определяет “диалектику”и как положительную, более того, как верховную философскую науку, ведущую к постижению истинно сущего. Понятая в этом смысле “диалектика”провозглашается Платоном высшей из всех наук, завершающей все дело знания. “Не кажется ли тебе, -поучает платоновский Сократ, -что диалектика, как некое оглавление наук, стоит у нас наверху и что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше ее: ею должны завершаться все науки”(Платон, Государство, VII, 534 Е).

“Диалектику”-в разъясненном выше смысле-Платон ставит даже выше геометрии. “Все другие искусства, -разъясняет он,-имеют в виду либо человеческие мнения и пожелания, либо происхождение и состав, либо обработку того, что происходит и составляется”(Платон, Государство, VII, 533В). Если же есть и такие науки, как геометрия

109

и примыкающие к ней, которые “как бы грезят о сущем”, то науки эти, по Платону, не в состоянии усматривать его наяву, так как, пользуясь предположениями, они оставляют их неподвижными и не могут дать им основания (там же, VII, 533 С). Только диалектический метод, по Платону, возводит предположения к самому началу -с тем чтобы утвердить их.

Понятая в этом смысле диалектика есть метод восхождения от данных предположений ко все более высоким основаниям, пока, наконец, ум не дойдет до наивысшего основания. Метод этот есть, согласно Платону, метод чистого умозрения. Это движение, когорое осуществляется в мышлении, отрешенюм от всего чувственного (там же, VII, 532 А).

Однако это нечувственное восхождение ю ступеням ума до непредполагаемой оснозы есть лишь первая половина диалектического пути. Это “путь вверх”. Дойдя до не1редполагаемого “начала всего”, коснувшись того начала и придерживаясь того, что с 1им соприкасается, ум начинает совершать зторую половину своего пути. Это “путь 1низ”. А именно: ум “вновь нисходит к конду и уже не прикасается ни к чему чувственюму, но имеет общение лишь с “видами”[“эйдосами”) через “виды”, для “видов”и ”аканчивает “видами””(Платон, Государство, VI, 511 В-С).

Итак, “диалектика”получила двоякое шределение -как метод восхождения от

110

предположений к их умопостигаемой непредполагаемой основе (вплоть до лежащего на пределе всяческого постижения “блага”) и метод обратного нисхождения -по ступенькам “видов” к исходным предположениям.

Все это двоякое постижение, или движение исследуемой мысли, имеет аспект бытия (онтологический) и аспект познания (логический). В плане бытия оно направлено на постижение сущностей бытия (“видов”, “идей”). Его цель-усмотрение, умозрительное видение бытийных первообразов. В плане логическом познание, о котором говорит Платон, есть метод последовательного сведения низших понятий в высшие роды и обратного разделения высших родов на входящие в них и обнимаемые ими низшие, видовые понятия.

Первая половина задачи “диалектического”-в платоновском смысле -исследования состоит в том, чтобы, “сосредоточиваясь на одной идее, вести к ней все рассеянное во многих местах”и чтобы, “определяя каждый вид в отдельности”, выяснить, “о чем хотят всегда поучать”(Платон, Федр, 265 D), т. е. чтобы стало ясным, к какому родовому бытийному единству относятся все мыслимые под ним и в нем видовые своеобразия.

Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы уметь “разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, словно дурные повара”(там же, 265 Е). В том же “Федре”Сократ поясняет, что “диалектиками

111

”он называет тех, кто способен “охватывать взглядом и единое и множественное”, разделять на части и сводить в одно целое (там же, 266В). А несколько ниже Сократ поучает Федра, что овладеть искусством красноречия не может тот, кто не в состоянии “определять все соответственно”с идеей вещи, а определив, снова “все подразделять на виды”, пока не дойдет “до неделимого”(там же, 277 С).

Несколько подробнее метод восхождения от низших понятий к высшим характеризуется в платоновском “Филебе”: “...мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею найдем. Когда мы наконец схватим ее, необходимо смотреть, нет ли кроме нее одной еще двух или трех идей или какого иного числа, а затем с каждым из этих единств поступать таким же образом -до тех пор пока первоначальное единство не предстанет взору не просто как единое и беспредельное многое, но как количественно определенное”(Платон, Филеб, 16 С).

Что касается обратного движения исследования, или нисхождения от высшего понятия к понятиям низшим, то Платон связывает этот метод с методом проверки предположений. Последняя состоит в том, что “диалектик”рассматривает, что вытекает из принятого им начала, а также исследует, согласны ли между собой следствия, вытекающие из этого начала (Платон, Федон,

112

101 D). И Платон поясняет свою мысль следующим образом: “Если... кто ухватится за самое основу, ты не обращай на это внимания и не торопись с ответом, пока не исследуешь следствия, из нее вытекающие, и не определишь, в лад ли друг другу они звучат”(там же).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сводят131в единство различные вещи
Платон

На всех них оказывала влияние обусловленная содержанием философии платона возможность
Коммунизмплатоновской утопии -миф антиисторически мыслящего историка

сайт копирайтеров Евгений