Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На всех них оказывала влияние обусловленная содержанием философии Платона возможность интерпретировать космологию Платона в духе либо пантеизма, либо натурализма. Особенно в эпоху Возрождения возникшая в это время критика официально принятой схоластами и обязательной системы Аристотеля с его геоцентрической космологией, с его трансцендентным миру, запредельным богом -неподвижным перводвигателем вселенной -опиралась на пантеистически истолкованное учение Платона, а в космологии -на почерпнутые у Платона парижскими последователями Уильяма Оккама догадки о вращении Земли. Отвергавшемуся Аристотелю должно было быть противопоставлено, как знамя, учение другого великого философа, у которого критики схоластической науки и философии могли бы найти более отвечавшие их запросам и исканиям представления. Таким философом с пантеистическим учением о живом космосе и пантеистической иерархией действующих в космосе живых сил стал в сознании многих именно Платон.

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного и интенсивного философского обаяния и влияния,

231

заключалась в его диалектике. Правда, как вдохновитель последующей диалектики, Платон разделяет свое влияние с влиянием неоплатонизма, особенно Плотина и Прокла. Как ни значительны, как ни интересны были запросы диалектики и прямые учения диалектики у Аристотеля, все же в сознании философов, исследовавших формы мышления, Аристотель оставался и остался основоположником главным образом формальной логики. У Платона в отличие от Аристотеля наряду с очень важными для истории науки зародышами формально-логических учений-о понятии, о суждении, об умозаключении, о законах мышления -через все диалоги проходит, как их яркая черта, диалектика. В некоторых из них (“Парменид”, “Софист”) она достигает удивительной логической концентрации и силы.

Антиномичность диалектического познания и мышления раскрыта в этих диалогах с силой, не уступающей силе гегелевской диалектики в “Науке логики”.

Идеалистическая диалектика Платона -предшественница идеалистической диалектики Гегеля, ее философский первообраз, ее отдаленное предвестие. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля. Порой Гегель сам сознавал значение, какое для его собственной диалектики имела диалектика Платона. “Диалектика, -писал Гегель, -в... высшем ее определении

232

и есть, собственно, платоновская диалектика”(11, стр. 167).

В “Лекциях по истории философии”Гегель сам сформулировал свое понятие о том, чем его диалектика была обязана диалектике Платона. По мысли Гегеля, в диалектике Платона интересны “чистые мысли разума,. который он очень точно отличает от рассудка”(ratio). Подлинное “спекулятивное”величие Платона Гегель видит именно в диалектике. Это -“ближайшее определение идеи”(11, стр. 168). И тут же Гегель поясняет, что под “ближайшим определением идеи”Платон понимал именно ее диалектическую характеристику. Сначала Платон понимал абсолютное “как парменидовское бытие, но как всеобщее бытие, которое в качестве рода есть цель, то есть господствует над особенным и многообразным, проникает собою и производит его”(там же). Это понимание бытия Платон развил далее, довел до определенности и такого различия, какое содержалось в триаде пифагорейских определений чисел, и выразил эти определения в мыслях: он понял абсолютное как единство бытия и небытия в становлении или, выражаясь по-гераклитовски, как единство единого и многого. Далее он внес в объективную диалектику Гераклита элеатскую диалектику-дело субъекта, обнаруживающего противоречия. Таким образом, вместо внешней изменчивости вещей выступил их внутренний переход в их категориях. И наконец, мышление, которое Сократ требовал лишь для целей

233

моральной рефлексии субъекта, Платон признал объективным мышлением, то есть идеей, “которая есть как всеобщая мысль, так и сущее”(там же).

То, что Гегель взял у Платона, было лучшей, диалектической стороной философии Платона. Но Платон оказал на Гегеля влияние и другой -преходящей - стороной своего учения -учения абсолютного объективного идеализма. В Платоне, как и впоследствии в Гегеле, систематик идеализма боролся с великим диалектиком. Последующие философы брали у Платона то, к чему каждый из них тяготел: идеалисты-метафизику и мистику идеализма, идеалистические диалектики -диалектику, диалектический анализ и синтез противоречий бытия и познания. От Платона до немецкого классического идеализма может быть прослежена двойственная и противоречивая линия развития и преемства. К Платону восходят кантовская идея антиномичности (необходимой противоречивости) разума, диалектика Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Но к Платону же восходят и многие учения новейшей идеалистической метафизики. Если в начале XIX в. платоновской диалектикой вдохновлялся Гегель, то в начале XX в. учение Платона внушило Эдмунду Гуссерлю некоторые идеи его метафизики явления и смысла и его учения о сущностном созерцании.

234

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДИАЛОГА “ПИР”

Публикуется по изданию Платон. Набранные диалоги, т., 1ЧЬ~}

-Ну, а если любовь -это всегда любовь к благу, -сказала она, -то скажи мне, каким образом должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они должны делать, можешь сказать?

-Если бы мог, -отвечал я, -я не восхищался бы твоей мудростью и не ходил к тебе, чтобы все это узнать.

-Ну, так я отвечу тебе, -сказала она. -Они должны родить в прекрасном как телесно, так духовно.

-Нужно быть гадателем, -сказал я, -чтобы понять, что ты имеешь в виду, а мне это непонятно.

-Ну, что, -отвечала она, -скажу яснее. Дело в том, Сократ, -продолжала она, -что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешенья от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешенье. А это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном. Ни то, ни другое не может произойти в неподходящей среде, а неподходящая для всего божественного среда-это безобразие, тогда как прекрасное-среда подходящая. Таким образом, Мойрой и Илифией всякого рождения является Красота. Поэтому, приблизившись к прекрасному, беременное | проникается радостью и весельем, родит и производит на свет, а приблизившись к безобразному, мрачнеет, огорчается, съеживается, отворачивается, замыкается и, вместо того чтобы родить, тяготится задержанным в утробе плодом. Вот почему беременные и

237

те, кто уже на сносях, так жаждут прекрасного -оно избавляет их от великих родильных мук. Но любовь, -заключила она, -вовсе не есть стремленье к прекрасному, как то тебе, Сократ, кажется.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Только выражены представления философа об идеальном государственном порядке
По разъяснению платона
Воззрение это находится в полном согласии с материализмом демокрита
Необходимо причастна движению
Непосредственно после единства помещают беспредельное

сайт копирайтеров Евгений