Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

бытия. Таковы “идеи”блага, истины, прекрасного, справедливого. Это “идеи”, которые немецкий философ Гербарт назвал, говоря о 1 Платоне, “идеями” абсолютных качеств.

Во-вторых, есть у Платона также “идеи”физических явлений и процессов (таких, как

“покой”и “движение”, “цвет”и “звук”, “огонь”).

В-третьих, “идеи”существуют и для отдельных разрядов существ. Есть “идея”жи- 1 вотного, “идея”человека и т. п.

В-четвертых, иногда Платон допускает такке существование “идей”для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как стол, кровать и т. п.). В-пятых, большое значение в платоновской теории “идей”имели, по-видимому, особенно в исследовании понятий науки, “идеи”отношений. Так, доказывается, что определением или оценкой равенства предполагаете;: существование “равенства самого по себе”, т. е. “идеи”равенства, доступной не чувствам, а уму (Платон, Федон, 74 А-В).

В понятии об идее у Платона сочетается то, что делает “идею”1) причиной (aitia), или источником бытия вещей, их свойств и их отношений; 2) образцом (paradeigma), взирая на который демиург творит мир вещей; 3) целью (telos), к которой как к верховному благу стремится все существующее.

Но есть в этом понятии и еще один аспект, и притом чрезвычайно важный. В нем “идея”Платона сближается со смыслом, который это слово-под прямым влиянием именно

41

Платона получило в обиходном словоупотреблении у цивилизованных народов. В этом значении “идеи”Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, замысел, руководящий принцип, мысль и т. п.

У самого Платона на первом плане стоит онтологическое и телеологическое значение слова “идея”в разъясненном выше смысле. Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания, направленного на бытие, то в плане познания “идее”, т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии.

По своему историко-философскому источнику и происхождению гносеологический аспект термина “идея”восходит у Платона к учению Сократа о знании. Именно Сократ определил знание как мысль, и притом как мысль, направленную на родовые, общие черты предмета, т. е. определил знание как общее понятие.

В плане познания бытия и сущностей бытия Платон понятия, или идеи, относящиеся ко многим одноименным вещам, называет “родами”и “видами”. “Виды”получаются из “родов”в результате разделения “рода”, т. е. множества, которое заключает в себе “род”, на соподчиненные “роду”части его полного объема. В деле познания постоянно возникает задача постигнуть единый, охватывающий все свои частные разряды “род”, а также обратная задача: различить все “виды”данного “рода”. Рассмотрение области идей

42

необходимо предполагает как искусство восходить к “роду”(соответственно к понятию о классе предметов), так и искусство различать внутри “рода”входящие в него “виды”.

Исследование “идей”есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей (Платон, Государство, VII, 532 С; 534 В). Исследованием этим предполагается, во-первых, метод восхождения умом до “идей”как до начал. Это метод отыскивания во многом одного (hen) или общего (ta coina); отыскание единого и общего, будучи достигнуто, приводит душу к тому, что в понятии или посредством понятия душа созерцает саму “идею”в онтологическом смысле слова. Во-вторых, этим исследованием предполагается метод нисхождения, идущего от начал (родов) к видам, или, иначе говоря, метод деления родов на виды.

Характеристика этого двойного метода развита Платоном в “Федре”. Здесь первый метод называется соединением, а второй метод -делением (diairesis) (Платон, Федр, 249 В-С; 265 D-В; 277 В; ср. Государство, VI, 511 В и там же, VII, 533).

Итак, “идеи”Платона -зримые умом фигуры, или формы, вещей. Но сказать, что у Платона “идеи” -формы, еще совершенно недостаточно. “Идеи”-не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств. Наиболее полная характеристика этих свойств “вида”, или “идеи”, развита Платоном при исследовании

43

“идеи”прекрасного в диалогах “Федон”, “Пир”, “Филеб”.

По Платону, к созерцанию прекрасного философ поднимается по ступеням. Кто поднимается по ступеням, созерцания прекрасного не беспорядочно, но в правильной последовательности, тот в конце этого подъема “увидит нечто удивительно прекрасное по природе”(Платон, Пир, 210 Е). “Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, что оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно”(там же, 211 А).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В олигархии же
Мистическую стороны учения платона

Четвертая доблесть совершенного государства-справедливость
О подлинной принадлежности платону дошедших под его именем сочинений

сайт копирайтеров Евгений